13 октября 2020Театр
169

Восьмеро их

«Русская музыка 2.0» и ее главные герои

текст: Александра Александрова
1 из 8
закрыть
  • В пятницу, 16 октября, XV Международный фестиваль-школа современного искусства «Территория» откроется проектом «Русская музыка 2.0» — концертом лауреатов одноименной программы фонда Aksenov Family Foundation в режиссуре худрука ЦИМа Дмитрия Волкострелова. Восемь мировых премьер сочинений, многие из которых существуют на стыке академической музыки, перформативных и визуальных искусств, исполнят Московский ансамбль современной музыки (МАСМ) и ансамбль Questa Musica под управлением Филиппа Чижевского. Специально для COLTA.RU Александра Александрова поговорила с главными героями программы о том, что для них музыка, — и об их произведениях, написанных для «Русской музыки 2.0».

    Bigmat_detailed_picture© Dirk Skiba
    Борис Филановский

    Крестный отец новой русской музыки, с начала 2000-х — куратор музыкальной программы петербургского института «Про Арте» и сооснователь композиторской группы «Сопротивление материала», куратор конкурсов «Пифийские игры» и «Шаг влево». Музыку Филановского исполняли Теодор Курентзис, Райнберт де Леу и Владимир Юровский. С 2013 года живет в Берлине.

    Не вижу смысла ни спрашивать, ни отвечать, что такое музыка. С одной стороны, это нечто, обращенное вовне, обобществленное; с другой — нечто сугубо личное, необходимое. Подразумевается, что ответ должен находиться там, где сходятся первое и второе, однако эти ожидания напрасны: мы сойдемся либо на ряде красивых и едва ли что-то значащих фраз, либо на ряде великих имен. Я мог бы бросить здесь несколько определений, которые мне уже приходилось писать и которые удовлетворяли, по крайней мере, меня, либо изобрести новые — но вместо этого я обозначу свое незнание, более того, нежелание знать или описывать, что такое музыка.

    Относительно своей манеры сочинять я хотел бы придерживаться сходной позиции, но не могу: я слишком хорошо знаю, чего я хотел [20, 15, 10, 5, 0] лет назад, — и жалею о своем знании, поскольку этого я также хотел бы не знать. Да, мой почерк менялся, но мне неинтересно описывать эти изменения, мне интересно только мое нынешнее состояние (надеюсь, и оно скоро уйдет в прошлое). То же могу сказать про влияния: можно перечислить имена и названия, но у хорошего автора они переплавляются в нечто иное, а у плохого служат подспорьем для «понимания»; по мне, лучше никакого понимания, чем такое.

    Видимо, уже ясно, что от объяснений по поводу моей новой вещи, aria tutti, мне тоже хотелось бы уклониться. Вопреки тому, что мне пришлось написать в аннотации, у меня нет ни концепта, ни метода сочинения — ничего, что можно было бы конвертировать в сухой паек, каким мои коллеги делятся на композиторских курсах и семинарах. У меня есть только смутные желания, только аудиальные, темпоральные, пространственные химеры, фетиши, мании, но их я хотел бы оставить при себе.

    © Aksenov Family Foundation

    Понравился материал? Помоги сайту!

Сегодня на сайте
Разговор c оставшимсяВ разлуке
Разговор c оставшимся 

Мария Карпенко поговорила с человеком, который принципиально остается в России: о том, что это ему дает и каких жертв требует взамен

28 ноября 20244849
Столицы новой диаспоры: ТбилисиВ разлуке
Столицы новой диаспоры: Тбилиси 

Проект «В разлуке» начинает серию портретов больших городов, которые стали хабами для новой эмиграции. Первый разговор — о русском Тбилиси с историком и продюсером Дмитрием Споровым

22 ноября 20246410
Space is the place, space is the placeВ разлуке
Space is the place, space is the place 

Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах

14 октября 202413004
Разговор с невозвращенцем В разлуке
Разговор с невозвращенцем  

Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается

20 августа 202419496
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”»В разлуке
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”» 

Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым

6 июля 202423576
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границыВ разлуке
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границы 

Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова

7 июня 202428884
Письмо человеку ИксВ разлуке
Письмо человеку Икс 

Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»

21 мая 202429538