13 октября 2020Театр
154

Восьмеро их

«Русская музыка 2.0» и ее главные герои

текст: Александра Александрова
7 из 8
закрыть
  • Bigmat_detailed_picture© Союз композиторов России
    Марк Булошников

    Композитор и куратор из Нижнего Новгорода, о котором впервые заговорили в 2012 году, когда в Приволжском филиале ГЦСИ состоялась премьера оперы «Марево», написанной Булошниковым в соавторстве с Кириллом Широковым и арт-группой «ПровМыза». Основатель NoName Ensemble, куратор концертов, лекций и мастер-классов, посвященных новой музыке.

    Музыка для меня — спасение и утешение. У поэта Леонида Аронзона есть такие строки: «Боже мой, как все красиво! Всякий раз как никогда. Нет в прекрасном перерыва, отвернуться б, но куда?» В нашей действительности не так уж редки моменты, когда кажется, что отворачиваться некуда… Тогда я слушаю музыку Валентина Сильвестрова или Мортона Фелдмана. У Сильвестрова есть очень точная формула: «Музыка — это пение мира о самом себе». Вполне родственная Кейджу идея — собственно, это и есть то, чем я занимаюсь.

    Не уверен, что могу рассказать о своем «композиторском почерке». Скорее, готов заявить, что стремлюсь сочинять музыку, не сочиняя ее. Скажем, Стравинский — это вершина (в моем понимании) того, как надо сочинять. Это значит, что нужно позаботиться обо всем на свете. Как говорил один мой знакомый, «музыка должна быть нарядная» — так вот, у Стравинского музыка в хорошем смысле нарядная. Потому что у него было хорошее чувство юмора, потому что он любил музыку как таковую — отсюда, кстати, и его повороты головы к искусству прошлого, но без ложной ностальгии.

    Возвращаясь к идее нарядности (концертности, выразительности, яркости): думаю, что для меня в истории музыки этого было достаточно. Не хочу обманывать себя самого, поэтому пытаюсь концентрироваться на малом. Беру аккорд (хорошо, если в широком расположении) — и какое-то время живу с ним, думаю о нем. Стараюсь подать его так, как и услышал. Потом проступают академические/композиторские штампы (тщетно борюсь с ними), словно навязывающие форму-повествование. Если это ансамблевая вещь, как в проекте «Русская музыка 2.0», ощущаю собственное стремление сделать сосуществование всех участников равным — поэтому снова всплывает композиторское мышление и выстраиваются квазисерийные элементы на уровне структуры и времени.

    © Aksenov Family Foundation

    Понравился материал? Помоги сайту!

Сегодня на сайте
Space is the place, space is the placeВ разлуке
Space is the place, space is the place 

Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах

14 октября 20249384
Разговор с невозвращенцем В разлуке
Разговор с невозвращенцем  

Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается

20 августа 202416030
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”»В разлуке
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”» 

Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым

6 июля 202420344
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границыВ разлуке
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границы 

Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова

7 июня 202425581
Письмо человеку ИксВ разлуке
Письмо человеку Икс 

Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»

21 мая 202426923