Разговор c оставшимся
Мария Карпенко поговорила с человеком, который принципиально остается в России: о том, что это ему дает и каких жертв требует взамен
28 ноября 20244850Самарский театр оперы и балета, претендующий на присвоение имени Дмитрия Шостаковича, показал вечер хореографии на его музыку. Судя по названию «Самара Шостакович Балет I», продолжение следует, а в первую программу вошли забытые советские миниатюры, копия «Ленинградской симфонии» из репертуара Мариинского театра, а также новый балет, поставленный хореографом Максимом Петровым. По просьбе COLTA.RU премьеру комментирует петербургский культуролог Татьяна Розулина.
Самарского балета до недавних пор не существовало — было что-то вроде пионерлагеря, где на заросших аллеях торчали гипсовые пионеры с отломанными руками: таких театров в стране еще примерно полтора десятка. Сейчас труппа очнулась, обновила наличный состав — и дает поводы для осмысленного разговора.
«Ленинградская симфония» сразу уходит за скобки: спустя 59 лет после премьеры ее значение прежде всего мемориальное, и это память не столько о войне и блокаде, сколько о свершениях советской хореографии времен оттепели, когда балет вновь обрел самодостаточность, вернулся на один уровень с драматическим театром и кинематографом, то есть стал актуальным искусством. И еще — о том, что Седьмую симфонию Шостаковича впервые играли именно в Самаре, тогда Куйбышеве, именно в этом театральном зале. Зрители ловят эхо великих мифов.
В сухом остатке — крайне любопытное соседство.
Во второй части вечера был показан балет «Фортепианный концерт», который поставил петербуржец Максим Петров. Можно сделать постную мину и в сотый раз просклонять хореографов прошлого и настоящего: да, такой тип спектакля разработал Джордж Баланчин, а сейчас успешнее других эксплуатируют Алексей Ратманский и Джастин Пек. Да, говорить об уникальности манеры и языка нельзя — но еще большой вопрос, что такое уникальность в классическом танце. Скорее, от зрителя, привыкшего воспринимать балетный спектакль как набор аттракционов — тут шествуют стада задумчивых статистов, тут едет большая декорация, а то еще хор запоет, — в подобных произведениях требуется более цепкий взгляд.
Петров умеет мыслить танцем, умеет слушать музыку, не доверяя первым впечатлениям от нее. Он выбрал Фортепианный концерт № 1, сплошь собранный из цитат и аллюзий, — таперская по природе музыка, хоть это и гениальное таперство, — но не стал показывать постмодернистские картинки с выставки, а сработал в очень сдержанном и строгом ключе. Вялость лирических частей компенсировалась энергичными мужскими соло и общим быстрым движением, непривычным для самарских артистов — им пришлось буквально прыгнуть выше головы, и спектакль произвел должный эффект. К тому же новый балет красиво упакован: желто-синий павильон от группы Bojemoi, костюмы Татьяны Ногиновой, свет Константина Бинкина — по-прежнему редкая картина на наших балетных сценах, где крепко держатся за пестренькое и классичненькое с пряниками и розами.
Тела и психика современных молодых людей оказались подчинены музейной задаче изображения — от них требовалось воспроизвести тип движения и воспринять мышление, органически им не присущие.
К счастью, это несовершенный балет. Лучшее, что сможет с ним сделать театр, — не номинировать тотчас на «Золотую маску», «Поволжскую лиру» и прочие премии, а ставить в афишу раз в месяц, через год выбросить и заказать следующий, причем не про аленький цветочек или Соню Мармеладову (грядет двухсотлетие Достоевского, следите за подвигами русского балета!), а про танцы, которые о чем-нибудь нам да расскажут. Со следующим балетом поступить точно так же. Тогда, может быть, через пару лет наладится естественная частота культурного производства и публика понемногу научится смотреть такие «Фортепианные концерты» — не откровения на века, а крепкие вещи для повседневности. Балетный театр в России понимается как супермаркет шедевров из секонд-хенда — отсюда столько усталой злобы, если в новых балетах на нас не падает очередной гений.
Однако начался вечер не этой премьерой, а миниатюрами известных советских балетмейстеров — Бельского, Лопухова, Брянцева, Якобсона. Набор казался случайным; молодая труппа выглядела по-стариковски.
Стало модно рассуждать о насилии в классическом балете. Под ним имеют в виду жестокие методы телесного воспитания, и обычно на эту тему высказываются те, кто не видел реальных балетных уроков и воображает мегер с палкой для битья учеников, как в мемуарах начала XIX века. На премьере в Самаре артисты должны были изобразить позднесоветских артистов в пошленькой юмористической сценке, а затем скопировать танцовщиков 1960-х, копирующих своих предшественников из 1930-х. Танец снова понадобился не сам по себе, а в качестве гвоздик на могильные плиты. При этом чисто хореографическая ценность номеров по сегодняшним профессиональным меркам сомнительна — проще говоря, танцевать в них практически нечего.
Тела и психика современных молодых людей оказались подчинены музейной задаче изображения — от них требовалось воспроизвести тип движения и воспринять мышление, органически им не присущие. Это и есть настоящее насилие по отношению к танцовщикам — да и самому искусству танца. Ему, танцу, раз за разом отказывают в праве быть современным, сводя все его богатые возможности к возврату прекрасного прошлого. Поскольку достоверных способов фиксации и воспроизведения танцевального текста не существует, то и попытки вернуть седую старину — ту, что не задержалась в репертуаре, исчезла естественным путем, — неизбежно носят спекулятивный характер. И в отношении зрителей это уже никакое не насилие, а самый обыкновенный обман.
Именно поэтому возникают казусы вроде баснословного успеха «Нуреева», который российские интеллектуалы с непривычки приняли за балет и за современность. Поэтому и российская балетная сцена так скудна, а «Золотая маска» до сих пор не решается выделить современный танец в отдельную номинацию — иначе под вывеской «Балет» останутся кроме трех с половиной действующих российских постановщиков остатки былого величия.
P.S. На минувшей неделе Башкирская опера показала премьеру балетов «1418» (что означает это число, всем напомнил этим летом Главный храм Вооруженных сил РФ) и «Соседи», тоже на тему войны и с музыкой Шостаковича — его только что поставил 31-летний Иван Васильев. Предлагаем читателям ознакомиться с ним и самостоятельно составить клиническую картину российского балета, который, похоже, и сам насиловаться рад.
Запрещенный рождественский хит и другие праздничные песни в специальном тесте и плейлисте COLTA.RU
11 марта 2022
14:52COLTA.RU заблокирована в России
3 марта 2022
17:48«Дождь» временно прекращает вещание
17:18Союз журналистов Карелии пожаловался на Роскомнадзор в Генпрокуратуру
16:32Сергей Абашин вышел из Ассоциации этнологов и антропологов России
15:36Генпрокуратура назвала экстремизмом участие в антивоенных митингах
Все новостиМария Карпенко поговорила с человеком, который принципиально остается в России: о том, что это ему дает и каких жертв требует взамен
28 ноября 20244850Проект «В разлуке» начинает серию портретов больших городов, которые стали хабами для новой эмиграции. Первый разговор — о русском Тбилиси с историком и продюсером Дмитрием Споровым
22 ноября 20246411Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах
14 октября 202413005Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается
20 августа 202419497Социолог Анна Лемиаль поговорила с поэтом Павлом Арсеньевым о поломках в коммуникации между «уехавшими» и «оставшимися», о кризисе речи и о том, зачем людям нужно слово «релокация»
9 августа 202420169Быть в России? Жить в эмиграции? Журналист Владимир Шведов нашел для себя третий путь
15 июля 202422822Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым
6 июля 202423577Философ, не покидавшая Россию с начала войны, поделилась с редакцией своим дневником за эти годы. На условиях анонимности
18 июня 202428746Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова
7 июня 202428885Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»
21 мая 202429539