Разговор c оставшимся
Мария Карпенко поговорила с человеком, который принципиально остается в России: о том, что это ему дает и каких жертв требует взамен
28 ноября 2024486814 июня на IX Московском международном открытом книжном фестивале (ММОКФ) в Центральном доме художника совместно с творческим объединением «Культпроект» и театром «Жареная птица» COLTA.RU представит проект «Опасные пьесы» — показы двух пьес из числа объявленных опасными газетой «Культура»: в 15:00 главный режиссер Театра кукол им. С.В. Образцова, лауреат «Золотой маски» Борис Константинов представит свою версию пьесы «Душа подушки» Олжаса Жанайдарова, в 17:00 главный режиссер Театра кукол Республики Карелия и номинант премии «Золотая маска» Наталья Пахомова покажет «Травоядных» Максима Курочкина.
Несколько лет назад Министерство культуры — оно было тогда склонным асфальтировать тропинки, которые люди протоптали самостоятельно, — учредило три гранта: по поддержке современной пьесы, молодой режиссуры и инноваций в современном искусстве. Все вместе они поддерживали молодых, которым особо тяжело вступать в профессию в нашей системе, где, фигурально выражаясь, общественный ресурс (здания, финансирование, кадры) приватизирован группой стареющих деятелей. Так что инициатива Минкульта была здравая и своевременная. Ведь что, например, происходит с современной пьесой? Лучший драматург для театра сегодня — мертвый драматург, поскольку ему авторские платить не нужно. Грант давал возможность тем театрам, которые все же приняли современную пьесу к постановке, выплатить автору гонорар; оставалось и на постановку.
Я была приглашена Минкультом в экспертный совет три года назад. По всей видимости, меня позвали, поскольку я и так читала пьесы тоннами — как арт-директор фестиваля молодой драматургии «Любимовка» и отборщик конкурса «Действующие лица». Пьесы, которые присылались на конкурс Минкульта, в половине случаев были мне хорошо знакомы. Поначалу пьес было всего ничего — театры не прознали про этот грант, поэтому мы поддерживали почти все, что приходило. С каждым годом пьес становилось все больше, и уже было из чего выбирать. Около трети пьес присылается национальными театрами. Есть пьесы для детей. И много новой драмы — это хлеб молодой режиссуры.
В этом году нам, экспертам, прислали пьесы, назначили день заседания экспертного совета, мы эти пьесы прочли, приготовились к заседанию. И вдруг я узнаю, причем из Фейсбука, что группу экспертов отстранили — это Павел Руднев, я, Елена Гремина, Роман Должанский. Условно назовем нас сторонниками новой драмы — молодой и сердитой пьесы.
Насколько надо быть сумасшедшим человеком, чтобы суметь увидеть в дружбе ребенка и подушки намек на пропаганду однополой любви.
Демарш Минкульта довольно шумно обсуждался, припомнили 1937 год, когда репрессии начались с дела театральных критиков. К тому же всю весну мы c изумлением слушали Дмитрия Киселева, который по десять минут в «Вестях недели» тратил на огневые залпы про МХТ, «Гоголь-центр» и перформансы проекта «Открытая сцена». На экране куратор современного искусства указывала рукой на кучу сахара: «вот здесь во время перформанса лежала девушка... все это означало...» А Киселев комментировал гневно — мол, видели, на что идут деньги налогоплательщика? Сахар на полу, когда в стране полно голодающих. На премьеру Богомолова «Карамазовы» Киселев пришел вместе с делегацией Минкульта. Активизировалась газета Никиты Михалкова под названием «Культура». Ее даже киоскеры для продажи не берут, а тут все стали читать заметки Елены Ямпольской. Из этой газеты — не из официальной «Российской газеты», не от Минкульта — мы получили информацию, каких экспертов вывели из совета, а кого ввели. Вдобавок «Культура» сделала обзор пьес и проектов, которые поддерживались Минкультом в прежние годы, доказывая основной тезис: современное искусство опасно, все беды современной России — от экспертов Минкульта. А в финале, как бы походя, говорилось, что пришло время разобраться с самим Минкультом.
Вскоре в Думе прозвучала пылкая, полная навета и ошибок речь депутата Федорова с обращением к министру Мединскому, чтобы он навел порядок в своем ведомстве. А в Минкульте тем временем создавался проект «Основ государственной культурной политики», который опубликован, насколько я знаю, не был и просочился в СМИ в виде тезисов: «Россия не Европа», «российское значит русское» и прочие чудные лозунги. Словом, Минкульт скомпрометировал себя. Или его скомпрометировали, не берусь утверждать. Стало очевидно, что развернута кампания против Мединского и его команды. Или, шире, — исполняется та самая «смена культурных элит», о которой давно говорилось. Все стали всерьез провожать на покой Мединского и прогнозировать, что следующим министром станет человек Никиты Михалкова. Чем черт не шутит — может, и Ямпольская. Стали жалеть о Мединском и вспоминать его добрым словом — ведь именно при нем появились прогрессивные гранты, при нем наконец-то ожила культура в национальных республиках, куда стало поступать финансирование, стала налаживаться гастрольная политика. Ну и разное другое.
По мне, так бог с ними, с элитами. Меняйте элиты, чиновников, экспертов — от ротации больше пользы, чем вреда. Вот только старые поддерживали в культуре разнообразие. А новые ищут единообразия и приходят вместе с запретами. Можно прогнозировать, что будут выкошены целые направления в искусстве. Например, новая драма. Ее родовая черта — критическое отношение к действительности. «Они формируют образ России как страны, в которой не хочется жить», — пишет «Культура». Простите, но других драматургов у нас для вас нет. Значит, им отказано в праве на существование? Новые кровожадные говорят: «Делайте что хотите, но на собственные деньги». Хорошенькое дело: за годы у нас так и не появилось законодательной основы для негосударственной культуры. Нет налоговых льгот, льготной аренды для учреждений культуры. У нас даже нет закона о меценатстве! Вот это меня беспокоит гораздо больше, чем грядущие элиты в культуре. В конце концов, за ними нет художников, нет ничего, кроме транспарантов. Если бы были — мы бы их знали. Вопрос — что делать тем, кому они не оставляют шансов в государственном секторе.
В апреле появился новый, более адекватный проект «Основ». Его писала группа при президентском совете по культуре. Теперь объявлены общественные обсуждения проекта «Основ». Видимо, к сентябрю появится новая редакция. Параллельно идет работа над новым законодательством о культуре. Думаю, это момент, когда мы можем создать — или, по крайней мере, попробовать создать — новый общественный договор о культуре и искусстве. Нужно учесть интересы и культуры, и художников. И различить эти два понятия. Ведь это не одно и то же. Культура аккумулирует и хранит в себе достижения прошлого и настоящего. А родовое свойство художника — подрывать культуру, трансгрессировать. Культура — это границы. А художник по природе своей — нарушитель границ. Так что сегодня запретительными мерами не только у художников отнимают свободу, которая, на минуточку, гарантирована Конституцией РФ. Свободу выбора отнимают и у зрителя. Какими будут эти «Основы» и каким будет новое законодательство, от нас тоже зависит. Поэтому нужно устраивать его обсуждения в цехах и гильдиях, формировать запрос, делать предложения. Короче, нужно поработать. Среди тех, кто входит в рабочую группу, есть несколько адекватных, более чем вменяемых людей. Например, Владимир Толстой и Валерий Фокин.
Как действовать в наступающих обстоятельствах несвободы творчества? Кто-то станет партизанить. Кто-то, как Елена Гремина и ее негосударственный, частный «Театр.doc», не намерен переписывать пьесы; театр будет отстаивать свои права в Конституционном суде. В Центре Мейерхольда, где я арт-директор, организуется общественное обсуждение проекта «Основ»; с нами будет Владимир Толстой, один из авторов этого документа. А Кольта с «Жареной птицей» покажут две «опасные пьесы», чтобы люди могли оценить — что опаснее, «Душа подушки» или газета «Культура».
Для «Жареной птицы» это первый проект. Сам этот партизанский театр стал реакцией на происходящее в культуре. Фактически это группа людей — режиссеров, художников, продюсеров театра кукол, которые работают в разных других проектах вместе и похожим образом оценивают ситуацию в культуре. Они исходят из представления, что театр кукол — это не ущербный театр для маленьких, а театр без границ и театр для всех. В этой компании — Наталья Пахомова, один из лучших российских режиссеров, и Борис Константинов — суперстар, главреж Театра Образцова.
Интересно будет увидеть, как Пахомова сделает «Травоядных»: пьесы Курочкина совершенно головокружительные, но их интереснее читать глазами, чем видеть на сцене. Людям они не по зубам. Может быть, куклам удастся то, что не удается людям.
Насколько я помню, «Культура» обвинила меня в том, что в своей пьесе я пропагандирую гомосексуализм. Такой вывод был сделан из того, что у главного героя, подушки, мужское имя — мой герой, если помните, знакомится с мальчиком, и между ними завязывается дружба. Признаюсь честно: я впервые столкнулся с подобной трактовкой «Души подушки» — и такая интерпретация, конечно, не может не изумлять. Может быть, люди сегодня стали более испорченными и в дружбе между двумя людьми (или детьми) одного пола видят какой-то потайной смысл, но вообще-то существует устойчивая традиция детских произведений о дружбе двух девочек, двух мальчиков или, скажем, о мужской дружбе. И если в каждом таком произведении видеть только то, что рассмотрела в «Душе подушки» главный редактор «Культуры»… Это чистой воды передергивание, причем в духе советских времен, в духе газеты «Правда» — сравните язык, которым писались разгромные передовицы сталинских времен, и статью в «Культуре». Мне действительно интересно: неужели автор искренне писала эту статью и верила в то, что пишет, делая свои выводы от чистого сердца?
Принять участие в «Опасных пьесах» мне предложили коллеги из творческого объединения «Культпроект»: по их просьбе я прочел пьесу из числа тех, что поставили на полку, так называемых запрещенных газетой «Культура» текстов. Оказалось, что в «Душе подушки» нет ничего, в чем обвиняют ее автора, — просто выдернули фразы из контекста. Насколько надо быть сумасшедшим человеком, чтобы суметь увидеть в дружбе ребенка и подушки намек на пропаганду однополой любви. Это сказка, в сказке и слова о любви нет, в сказках просто все оживает. Олжас Жанайдаров написал пьесу о том, как встретились два одиночества: одушевленная подушка, страдающая оттого, что она набита не пухом и пером, как все вокруг, а гречей, — и мальчик, который не может спать на перьевой подушке, потому что у него аллергия на пух. Может быть, взрослому человеку «Душа подушки» покажется трудной, но дети умнее, чем мы о них думаем. Дети настолько умны, настолько глубоки, способны так потрясающе фантазировать — им только нужно дать манок.
То, что эта пьеса попала в список опасных для здоровья произведений, по меньшей мере странно: так можно дойти до того, что и «Малышу и Карлсону» предъявить пропаганду зоофилии — за фразу Карлсона «ты любишь собаку больше, чем меня». Да и какую-нибудь «Царевну-лягушку» вполне можно за ту же зоофилию запретить… Моя постановка «Души подушки» — не столько протест, сколько ответное слово: мне кажется очень важным показать, что в этой пьесе нет ничего страшного. Хотя слова «протест» я не боюсь — у нас у всех есть против чего протестовать: необходимо бороться с самим фактом появления и существования списков «опасных пьес» — сложившаяся сейчас ситуация создает опасный прецедент: если некие комиссии начнут определять, какие пьесы можно показывать ребенку или зрителю вообще, а какие — нет, это будет, мягко говоря, крайне странно. Хотя вообще-то, строго говоря, проект «Опасные пьесы» — не про протест, а про защиту. Про защиту от несправедливости, от несправедливого обвинения. Хочется остановить этот процесс — хотя бы на минуту: мы можем навсегда лишить современных авторов желания сочинять пьесы для детей. В последние годы появились тексты, разговаривающие со зрителем без всякого сюсюканья!
Идея провести читки «запрещенных» газетой «Культура» пьес силами кукольников очень хороша: приемы театра кукол дают определенную степень отстраненности, обостряют присущую театральному искусству в целом условность — скажем, когда игрушка раздевается до ладони, это нельзя считать прилюдной демонстрации гениталий, потому что никаких гениталий, собственно, и нет, а есть только рука актера. Мы рады были откликнуться на инициативу COLTA.RU: поддержка театра кукол и современной драматургии — два приоритетных направления работы «Культпроекта», к тому же мы крайне болезненно отнеслись к списку «опасных» текстов и поставленных по ним спектаклей: их создатели в большинстве — наши друзья и коллеги, с которыми мы работали и собираемся работать и дальше, несмотря ни на что.
Меня вполне бы устроило прожить жизнь без событий, я их не ищу. Но тоска по приключениям в подсознании живет. Попадание в «опасный» список «Культуры» уже чуть-чуть походит на приключение, не стыдно будет записать в биографию. Такое не каждый год случается, хоть какая-то движуха. Конечно, это симптом подлых времен, это печальная информация об обществе, о культуре, о газете «Культура», о том, что нас ждет впереди, о том, что мы прошлепали в прошлом. Но нельзя сказать, что я как-то сильно расстроился. Хотя, с другой стороны, было бы неприятно, если бы я там не оказался рядом со своими товарищами и людьми, которые делали замечательные спектакли и писали замечательные пьесы. Я знаю нескольких человек, обиженных, что не оказались в списке «Культуры». Действительно, почетно: это лестная реакция тупиц на нашу работу. И потом: я тут на днях читал книжку, три тома, посвященную художествам чекистов, так вот на этом фоне списки «Культуры» — это еще не очень страшно. Но симптом плохой.
Опасно, когда пьесы не читают, когда не пытаются разобраться, о чем там говорится. Опасно то, что происходит в телевизоре каждый день, то, что вливают в уши и глаза простофилям. Вот это реальная опасность. А запреты, игра в опасность определенных слов и каких-то текстов — это ведь разводка в чистом виде. Драматургия должна быть опасна. Опасность предполагает некое развитие. Пьесы и пишутся для того, чтобы человек вышел за рамки своего обыденного существования и мог испытать то, что он на обычных своих маршрутах не получает. Испытать эмоции, которые опасны для его представления о мире, опасны для его покоя, опасны для его самодовольства, его модели существования. В этом смысле слово «опасные» — точное, поэтому не нужно от него открещиваться. У общества развиты навыки игнорирования любой информации, ведущей к нарушению его покоя. В этом нет ничего нового, недальновидная власть заинтересована в том, чтобы не было граждан, а граждане — это те, кто может задумываться и задавать неприятные вопросы, требовать от нее отчета, активно не соглашаться, критиковать. Первейшая обязанность гражданина — не любить власть, контролировать ее, не позволять возноситься. Это слово в защиту современной драматургии, а не в защиту мата. Как только справятся с матом, будут убирать любое слово правды, это же основная цель.
Самое обидное во всей этой истории, что мы это уже проходили и все это — повторение прошлого. Это съедает то время, когда можно говорить о чем-то действительно сложном и анализировать человека, который еще не понят и непонятно, как жить ему в этом мире. Вместо этого мы снова будем описывать человека, вынужденного жить в Средневековье. Как жить в Средневековье — понятно, уже есть какие-то навыки, это все описано в куче умных книжек, которые тоже скоро придется изымать из библиотек, если так пойдет и дальше. Кто-то очень боится жить в XXI веке, потому что там действительно непонятно, как конкурировать, как развиваться, как не быть дураком или как хотя бы скрывать, что ты дурак. А они вот решили не скрывать, а быть первыми парнями в средневековой деревне.
Запрещенный рождественский хит и другие праздничные песни в специальном тесте и плейлисте COLTA.RU
11 марта 2022
14:52COLTA.RU заблокирована в России
3 марта 2022
17:48«Дождь» временно прекращает вещание
17:18Союз журналистов Карелии пожаловался на Роскомнадзор в Генпрокуратуру
16:32Сергей Абашин вышел из Ассоциации этнологов и антропологов России
15:36Генпрокуратура назвала экстремизмом участие в антивоенных митингах
Все новостиМария Карпенко поговорила с человеком, который принципиально остается в России: о том, что это ему дает и каких жертв требует взамен
28 ноября 20244868Проект «В разлуке» начинает серию портретов больших городов, которые стали хабами для новой эмиграции. Первый разговор — о русском Тбилиси с историком и продюсером Дмитрием Споровым
22 ноября 20246431Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах
14 октября 202413024Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается
20 августа 202419513Социолог Анна Лемиаль поговорила с поэтом Павлом Арсеньевым о поломках в коммуникации между «уехавшими» и «оставшимися», о кризисе речи и о том, зачем людям нужно слово «релокация»
9 августа 202420182Быть в России? Жить в эмиграции? Журналист Владимир Шведов нашел для себя третий путь
15 июля 202422835Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым
6 июля 202423591Философ, не покидавшая Россию с начала войны, поделилась с редакцией своим дневником за эти годы. На условиях анонимности
18 июня 202428762Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова
7 июня 202428898Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»
21 мая 202429551