10 февраля 2016Искусство
288

Джинсы в рамочке и «благо народа»

Противоречия советской потребительской культуры на выставке «Отоваренная мечта»

текст: Элла Россман
Detailed_pictureКадр из фильма «12 стульев» (реж. Л. Гайдай, 1971)© Киностудия «Мосфильм»

В московском Мультимедиа Арт Музее проходит выставка «Отоваренная мечта». На ней можно увидеть советскую рекламу, документальные фотографии и фрагменты фильмов, в которых речь так или иначе идет о потреблении — как товаров первой необходимости, так и статусных вещей. Главный вопрос выставки: как существовала потребительская культура в условиях тотального дефицита и как потребление вписывалось в мифологию советского проекта.

Евгений Добренко в известной работе «Политэкономия соцреализма» описывает перекос, произошедший с идеей труда в советской идеологии. Этот перекос связан с мутацией всего советского проекта — к 1930-м годам из экономического и политического он превратился в чисто эстетический процесс, в котором реальность социализма «производилась и воспроизводилась» в кино, живописи, фотографии, текстах. Эстетизированная советская культура была призвана заменить настоящее образами будущего, и одними из центральных в этой системе были образы труда.

Экспозиция выставки «Отоваренная мечта»Экспозиция выставки «Отоваренная мечта»© Мультимедиа Арт Музей

Труд в идеологии советского государства терял свои экономические основания, они подменялись этическими, но сформулированными на эстетическом языке. Труд объявлялся делом чести, он считался «правильным» и важным для развития человека, более того, только в Советской России (в обход любых экономических объяснений) любой труд, как утверждалось, становился творческим. Люди трудились во имя всеобщего процветания и развития абстрактной идеи социализма. Такой труд, не связанный ни с какими личными интересами (что мотивировало бы человека в капиталистическом обществе) и не являющийся «проклятьем» рабочего, закрепощенного системой эксплуатации, становится личным желанием каждого. Труд описывался как благородное и красивое дело, вызывающее у людей ощущение единения и счастья.

В любой экономической системе, как доказал, например, Марсель Мосс и другие исследователи, занимавшиеся антропологией дара, есть элементы этического, поддерживающие товарообмен или регулирующие различные процессы. Но в СССР внеэкономические мотивировки полностью вытесняют экономические — остаются только этика, эстетика и немного причудливой псевдопсихологии.

Исаак Бродский. Ударник Днепростроя. 1932.Исаак Бродский. Ударник Днепростроя. 1932.© Музей-квартира И.Бродского

Почему, говоря о потреблении, важно коснуться этого перевоплощения труда? Потому что с потреблением в СССР произошла аналогичная метаморфоза. Выводя потребление за пределы капиталистической системы, советские идеологи наполняли его новым этическим содержанием, вызванным в том числе условиями крайнего дефицита. В 1920-е годы из-за Гражданской войны и революции одни предприятия легкой промышленности не работали, а другие заметно снизили темпы производства, их восстановление шло долго и всегда по темпу уступало предприятиям тяжелой промышленности. В этом контексте марксистский лозунг «От каждого по способностям, каждому по потребностям» (позаимствованный Марксом у французских политических мыслителей XVIII века) начал преподноситься в более мягком, «предварительном» варианте: «От каждого по его способности, каждому — по его труду» (Конституция СССР, 1936 г.). Потребности при этом ушли на второй план и трансформировались: теперь их определял не сам человек, а высшие инстанции, партия и начальство, оценивающие качество труда рабочих и размеры вознаграждения.

Несмотря на такую экспроприацию желаний и попытку сместить фокус с потребностей на процесс труда, потребление, конечно, никуда не исчезло. Оно не могло не отражаться в официальных источниках — хотя бы потому, что социализм позиционировался как путь к изобилию. Для демонстрации этого развертывающегося изобилия и благополучия всему миру требовалось богато оформлять «витрину» — создавать и рекламировать показательные магазины и добротные товары, которые, конечно, редко попадали в руки рядовых советских граждан. Однако эта «витринность» советской культуры сосуществовала с порицанием излишней страсти к приобретательству. В советском языке оно неизменно ассоциировалось с мещанством и буржуазными пережитками, от которых был один шаг до контрреволюции.

 А.Абаза. «Завезли...». Анадырь, Чукотка. 1985. Собрание МАММ/МДФ А.Абаза. «Завезли...». Анадырь, Чукотка. 1985. Собрание МАММ/МДФ© Мультимедиа Арт Музей

Даже в периоды, когда отношение к потреблению смягчалось, в целом оно все равно воспринималось и позиционировалось негативно. Уже в 1920-е годы отрицательные персонажи в литературе и кинематографе начинают маркироваться при помощи важной детали — страсти к приобретению вещей, любви к роскоши. Внешне таких персонажей отличает чрезмерно ухоженный внешний вид: гротескным примером здесь является образ Эллочки-«людоедки» из «Двенадцати стульев», носящей выкрашенный зеленой краской мех и готовой обменять небесполезный в хозяйстве предмет — стул — на изящное ситечко. Есть и менее известные образы, например, из серии фильмов «Следствие ведут ЗнаТоКи», где преступления часто оказывались увязаны с «растлевающими» привычками. В деле 11 — «Любой ценой» (1977) — молодой преступник Вадим Холин, судимый за убийство, оказывается выходцем из семьи дантиста, в которой отец семейства ведет запрещенную частную практику — ставит коронки «из собственного золота». Семья обедает с икрой и легко достает билеты в любой московский театр. В первых кадрах фильма Вадим попадает в камеру одетым с иголочки, что сразу же замечают другие заключенные, заинтересовавшись сумкой и вельветовой курточкой. Избалованный отпрыск оправдывает свой поступок перед родителями: он уверен, что его родня тоже не остановилась бы ни перед чем, если бы речь шла о какой-то большой ценности.

© Мультимедиа Арт Музей

В ситуации глубокого противоречия между аскетической строгостью советской морали и демонстративным характером советского проекта возникает внутреннее беспокойство, которым проникнуты предметы и репрезентации на выставке в МАММе. С одной стороны, рекламные плакаты, поначалу создававшиеся известными художниками-авангардистами, такими, как Лисицкий, Родченко, Маяковский, призывали приобретать новые товары, появившиеся благодаря стараниям советской власти и делающие жизнь людей комфортнее. С другой стороны, их потребление тем не менее все время приходится оправдывать. Новые чулки «Капрон» следовало купить, потому что они «гигиеничны», томатный сок — так как «это питательно». Химия (новые синтетические ткани и пластик) важна, потому что она разработана «на благо народа» (не каждого конкретного человека, а всего общества) и «удовлетворяет нужды народного хозяйства» (совершенно абстрактная конструкция). Тем не менее плакатные крабы все же «вкусны и нежны» — система становилась более гибкой, когда речь шла об элитах и статусном потреблении.

Плакат, автор Н.Краповский. 1958Плакат, автор Н.Краповский. 1958

Новые традиции статусного потребления в среде партийных деятелей появились практически с первых дней существования режима. Аппетиты росли постепенно: одними из первых символов особого положения стали комиссарская кожанка и вещи «бывших», распределявшиеся среди нарождающихся элит. В сталинское время и позднее это могли быть и другая малодоступная одежда, украшения, квартиры, техника, предметы быта, автомобили. Круг людей, получавших привилегии, включил интеллигенцию и творческую прослойку. Процесс расширения и трансверсии системы статусного потребления, идущий «в ногу» с научно-техническим прогрессом и существующий благодаря подпольному сбыту, хорошо описывает одна из героинь фильма «Черный бизнес» (реж. В. Журавлев, 1965 г.): «сначала спекулировали керосином, спичками, потом тканями, мануфактурой, потом автомобилями... а теперь золотом спекулировать стали».

Интересно, что история со статусными товарами тоже отражает противоречия советской потребительской системы. Чтобы жить со всеми удобствами, нужно было либо родиться в элитарной семье, либо стать исключительной личностью: великой балериной, космонавтом, ученым. «Сверхчеловек» не противоречил коллективистской морали, так как был связан с идеей исключительного труда (яркий пример — стахановцы). Такой тип труда возникал не вследствие конкуренции или какой-либо экономической причины, и все привилегии, сопутствующие трудовому подвигу, оказывались дополнениями к великой миссии исключительного человека. Иногда эти привилегии слабо увязывались с конкретным содержанием миссии, как, например, в случае с Алексеем Стахановым, получившим за свои 14,5 нормы угля за одну смену квартиру в Доме на набережной, где кроме прочих удобств был большой кабинет, вряд ли остро необходимый шахтеру. Впоследствии, однако, кабинет пригодился: Стаханов стал номенклатурным работником.

Роберт Диамент. Перед витриной. 1954. Собрание МАММ/МДФРоберт Диамент. Перед витриной. 1954. Собрание МАММ/МДФ© Мультимедиа Арт Музей

Иными словами, исключительность труда вела к исключительности потребления, лишь слегка смягченного тем, что часть статусных товаров отдавалась в дар великим личностям, а не покупалась ими самостоятельно. Официальная мотивировка такого потребления по-прежнему лежала в плоскости этики и эстетики, где блага как бы прилагались к великой идее. При этом статусность благ постоянно подчеркивалась их обладателями: так, для известных личностей ритуальным стал снимок на фоне нового автомобиля. Майя Плисецкая, облокотившаяся на машину, Маргарита Терехова в салоне «Волги» — эти и другие фотографии можно найти на выставке в МАММе.

Ярким аспектом потребительской культуры в СССР была репрезентация женщины, отражающая противоречивость образов потребления в советском проекте. С одной стороны, женщина официально «освобождалась от кухонного рабства» и получала новые возможности. Подчеркнуто эмансипированная и активная, гражданка СССР больше не ограничивала свой жизненный репертуар домашними работами и воспитанием детей. Между тем образ молодой женщины был весьма популярен в советской «витринной культуре» — игра в эмансипацию не избавляла женщину от постоянной объективации в изображениях. Советская женщина так и не получила полного права на самостоятельный выбор, а, напротив, помещалась в условия двойной или тройной нагрузки. Считалось, что она будет одновременно работать, рожать детей и вести хозяйство. В условиях советской псевдоэмансипации государство пресекало любые низовые феминистские инициативы.

Эти факторы приводили к нарастающему репрезентативному беспокойству. Итогом столкновения взаимоисключающих идей, этой грубой советской диалектики, становились такие любопытные примеры, как реклама зубной пасты «Санит» (1938 г.). На плакате — крупный портрет летчицы рядом со вскрытым тюбиком зубной пасты. Летчица красива, ярко накрашена (чрезвычайная «пушистость» ресниц и форма бровей не оставляют сомнений). Реклама вызывает замешательство: неясно, на чем хочется (и нужно) сконцентрироваться — на романтической профессии персонажа или на ее сияющих белоснежных зубах и накрашенных губах.

Плакат, автор И.Боград. 1938Плакат, автор И.Боград. 1938

Семидесятилетняя история потребления «по ту сторону принципа удовольствия» завершается в экспозиции кадрами огромных очередей в первый «Макдоналдс» на Пушкинской и картинкой из джинсов клеш в рамочке. Такие же джинсы висят у входа на 6-й этаж выставки, и они, на мой взгляд, символизируют всю советскую потребительскую культуру. Джинсы — это статусный товар позднесоветского времени. Тогда и теперь это экспонат, существующий для демонстрации. Джинсы — предмет, выявляющий материальную недостаточность советской потребительской культуры — при ее переполненности репрезентациями. Одежда, ради которой можно поссориться с родителями, выпросить у них последние сбережения, а иногда и украсть. Экономические и практические причины уступают здесь тяге к иному — непроговоренному, невиденному, непродуманному и мифологизированному. Джинсы в СССР — это предельное травматическое желание, которым обернулась этическая утопия, охваченная эстетическими амбициями.

Чтение по теме

Существует большое количество научных текстов, посвященных советской повседневности и, в частности, советской культуре потребления. Я назову несколько статей и монографий, которые использовала для подготовки материала. Список этот, конечно, далеко не исчерпывающий.

  • Лебина Н. Советская повседневность: нормы и аномалии. От военного коммунизма к большому стилю. — М.: Новое литературное обозрение, 2015 (и другие тексты Н. Лебиной).

  • Гурова О. От бытового аскетизма к культу вещей: идеология потребления в советском обществе // Люди и вещи в советской и постсоветской культуре. — Новосибирск: Изд-во НГУ, 2005. С. 6—48.

  • Осокина Е. За фасадом «сталинского изобилия»: распределение и рынок в снабжении населения в годы индустриализации. 1927—1941. — М.: РОССПЭН, 1999.

  • Дефицит в СССР — как это было.


Понравился материал? Помоги сайту!

Сегодня на сайте
Разговор c оставшимсяВ разлуке
Разговор c оставшимся 

Мария Карпенко поговорила с человеком, который принципиально остается в России: о том, что это ему дает и каких жертв требует взамен

28 ноября 20244925
Столицы новой диаспоры: ТбилисиВ разлуке
Столицы новой диаспоры: Тбилиси 

Проект «В разлуке» начинает серию портретов больших городов, которые стали хабами для новой эмиграции. Первый разговор — о русском Тбилиси с историком и продюсером Дмитрием Споровым

22 ноября 20246481
Space is the place, space is the placeВ разлуке
Space is the place, space is the place 

Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах

14 октября 202413070
Разговор с невозвращенцем В разлуке
Разговор с невозвращенцем  

Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается

20 августа 202419556
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”»В разлуке
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”» 

Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым

6 июля 202423632
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границыВ разлуке
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границы 

Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова

7 июня 202428934
Письмо человеку ИксВ разлуке
Письмо человеку Икс 

Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»

21 мая 202429589