Проявленные светом

«Двери» Николая Рындина глазами Анны Борисовой

текст: Анна Борисова
Detailed_pictureНиколай Рындин. Деисус. 2020© Николай Рындин

Многим казалось, что Николай Рындин — это прежде всего веселый и харизматичный блогер, блестящий автор и ведущий YouTube-канала «Артобстрел». Вести беседы с художниками, критиками и галеристами просто и доступно, так, чтобы понимали не только «свои», но и люди, далекие от мира современного искусства, — такова его цель, и он ее неизменно достигает. Однако Рындин как профессиональный художник оставался в некоторой тени. Пришло время познакомиться с основной стороной его деятельности — 14 января в галерее «Беляево» открылась первая персональная выставка Николая под названием «Двери» (кураторы — Александр Бурганов и Дарья Камышникова). Рассматривать и «открывать» двери образов и памяти отправилась искусствовед Анна Борисова.

В последнее время христианское, ремесленное, ремесленно-сказочное, а также семейственно-историческое заявляют о себе в современном российском искусстве все более активно, но в проявлениях этих нет вызова, скандала. Напротив — серьезность, грусть и тепло, порой с надеждой воскресить что-то вечно значимое, а иногда с оттенком прощания. Вспоминаются такие разные, но тем не менее визуально близкие выставки 2021 года, как «Русская смерть» Василия Кононова-Гредина, «Биеннале христоцентричного искусства», «Кратовские дачи» Федора Савинцева, «Рождественская выставка» проекта «После иконы» в Зарядье. И вот наконец долгожданная выставка «Двери» Николая Рындина в галерее «Беляево» (кураторы — Александр Бурганов и Дарья Камышникова), на которой основную роль играют старинные деревянные двери, ворота, а также подсобные архитектурные элементы, при помощи сверления превращенные в произведения искусства (в том числе и религиозного).

Николай Рындин. Распятие. 2015Николай Рындин. Распятие. 2015© Николай Рындин

Экспозиция занимает три зала, и в ней отчасти можно проследить художественный путь Рындина: от выпускника Суриковского института до студента Свободных мастерских в ММСИ и, наконец, вставшего на путь освобождения от учебных догм свободного художника. Вопреки последовательности, стоит сначала обратить внимание на средний зал выставки. В нем доминирует масштабное, академическое по исполнению «Распятие» 2015 года — выпускная работа Рындина как студента монументальной мастерской в Суриковском. Так как к ней не прилагается никаких текстов, захотелось узнать у Николая, как он мыслил религиозный сюжет тогда, будучи выпускником.

Оказалось, что замысел был не так уж академичен. Цитирую Рындина: «Изначально была идея сделать современное распятие. Она зрела уже давно. Голгофа на фоне Москва-Сити, Христос в “Конверсах” и зеваки, фоткающие распятие на айфоны. К счастью, Иван Лубенников — мой преподаватель — быстро привел меня в чувство, объяснив, что это все лишняя декоративная мишура, что Христос всегда един, а разбойников нужно изображать как своих современников. В итоге я так и поступил: для образа праведного разбойника я взял пацана из Алтуфьева на бежевой “пятерке”, приторговывающего наркотой, а разбойник по левую руку от Христа — зажравшийся и опухший от пьянства и обжорства чинуша. Работая над этой темой, я пересмотрел много вариантов “Распятий”, но больше всего ориентировался на Ге и Грюневальда».

В этом же зале небольшие портреты друзей — уже отход от академизма в сторону фовизма и экспрессионизма. А вот напротив «Распятия» — просверленные двери, сквозь отверстия которых протекает, «мироточит» краска (явно влияние американского абстрактного экспрессионизма). Сама планировка экспозиции наводит на мысль, что все эти эксперименты с -измами для выпускника академического художественного института, в общем-то, столь же авангардны и смелы, как и для советских художников второй половины XX века, которые находились за крепко закрытыми дверями от происходящих в мире художественных процессов. Людям со стороны это может быть удивительно, но тем не менее. Особенности нынешнего академического образования таковы, что многие молодые художники и искусствоведы после окончания института идут дополнять свои знания (в основном, конечно, именно теоретические) в более современные и либеральные по духу институции.

Николай Рындин. Автопортрет (2020), Дверь №4 (2020)Николай Рындин. Автопортрет (2020), Дверь №4 (2020)© Николай Рындин

Интересно, что в этом центральном зале висит автопортрет Рындина, подписанный просто «Николай», причем висит низко — почти на уровне сиденья, так что зритель по сути дела в любой момент может посидеть рядом с Николаем и критически, сочувственно или с одобрением посмотреть на панораму его развития как художника. Это мило и прикольно, в духе ироничного, пацанского и антиснобистского «Артобстрела».

Николай Рындин. Спас Рукотворный. 2020Николай Рындин. Спас Рукотворный. 2020© Анна Борисова

А вот уже в первом и третьем залах как раз находятся произведения, ради показа которых и была создана выставка. В целом есть ощущение, что зал между ними (вышеописанный) можно было бы вообще убрать, но с другой стороны — это же некий путь художника… Вопрос именно в том и заключается — нужно ли такое на первой персональной выставке? Итак, в первом зале мы встречаем «Спаса Рукотворного» и огромную работу на воротах под названием «Сны наяву», в которой отверстия просверлены шрифтом Брайля (шрифт для незрячих). Название и проблематика, а также просверленный отрывок текста взяты из одноименного эссе американского искусствоведа Артура Данто, а рядом с работой можно в качестве экспликации увидеть ту самую просверленную цитату, в которой раскрывается идея о том, что в какой-то степени искусство — это и есть «сны наяву». Приведем здесь лишь одно предложение: «Пока что я только начал размышлять о снах наяву, обладающих по крайней мере одним преимуществом перед обычными снами: ими можно поделиться». Шрифт Брайля передает информацию и делает для незрячих людей доступным то, что иначе было бы недоступно. Тот же самый механизм свойственен и произведениям искусства. Но в работе Рындина «Сны наяву» мы имеем дело не только с возможным осязанием, но еще и со светом — по сути, главным лейтмотивом выставки, а его универсальное значение и символика всем прекрасно известны.

Николай Рындин. Артур Данто — сны наяву. 2021Николай Рындин. Артур Данто — сны наяву. 2021© Николай Рындин

Однако самое впечатляющее и смыслообразующее пространство экспозиции — это огромный третий зал. Именно в нем находится большая часть просверленных работ, тех самых дверей. Дверь — символ возможностей, страж порогов, ориентир иерархии пространств (внутри — сакральное, снаружи — профанное или наоборот — в зависимости от ситуации). Также дверь — символ расширения границ восприятия (многие вспомнят эссе «Двери восприятия» Олдоса Хаксли и взявшую у этой книги название группу The Doors). От пути до двери, от двери в путь, от порога до порога — обобщенная схема перемещений человека в этой жизни. Христос сказал: «Я есмь дверь: кто войдет Мною, тот спасется, и войдет, и выйдет, и пажить найдет». Кроме того, думаешь о самой механике жеста: рука, открывающая и закрывающая дверь, — чередование уязвимости и обороны, принятия или отвержения. Все это вспоминается, когда переходишь в этом зале от работы к работе и когда поднимаешь голову и смотришь вверх на подвешенные двери (там находятся работы, посвященные созвездиям, — «Большая и Малая Медведица», «Геркулес и Андромеда», «Лебедь и Кассиопея»). Стоящие и висящие здесь «стражи» границ более не ведут ни в дом, ни из дома — он утрачен, как утрачен и порог между внутренним и внешним. Теперь они — просто образы утерянного, мемориальные ссылки на неоткликающиеся ресурсы, icons удаленных программ на интерфейсе. Но благодаря разрушающим и преображающим их действиям художника они становятся произведениями, обретающими возможность говорить о большем, нежели о факте собственного наличия и бытования.

Николай Рындин. Деисусный чин. 2020Николай Рындин. Деисусный чин. 2020© Николай Рындин

С символической точки зрения центральным произведением здесь является «Деисусный чин» 2020 года. Жаль, что он сдвинут в левую часть центральной стены, но все же его доминирование считывается. Изрешетив, пробив сверлом старые советские двери очертаниями ликов, художник как бы воссоздает самую важную и значимую часть русского иконостаса. Техника создания образов прямо отсылает нас к ремеслу плотника, которым занимался Иосиф, а также сам Христос, и кроме того — к послереволюционному периоду, когда иконы могли использоваться в качестве плотницких подсобных материалов для создания досок почета, дверей, полок, загородок, ящиков. Некоторое созидание через разрушение, порой совершенно возмутительное и кощунственное. «Деисус» навевает ассоциации с простреленными, а потом и сшибленными с петель дверьми, за которыми люди молились о спасении, прислушивались к каждому шагу и шороху, зная, что на пороге в любой момент могут появиться разрушители, уверенные в том, что они созидают. Однако образы в «Деисусе» «проявляются» не только посредством развоплощения, разрушения массива двери просверленными «пикселями» пустоты, но и светом, который всегда играл важнейшую роль в православной иконописи. Сам Христос воспринимался и воспринимается как Свет мира и Солнце правды: «Я свет миру; кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни». При этом свет здесь, как и в других просверленных вещах, работает весьма своеобразно: ведь перед нами образы, представленные через знаки отсутствия, отметки пустоты, пронизанные срежиссированным освещением. Этот «Деисус», как и многие другие работы автора, — не только о разрушениях, связанных с нашей трагической историей первой половины XX века, но и о возможности работы с традиционными образами посредством их перевода в цифровое, виртуальное пространство и затем обратно — на физический носитель. Схему/эскиз отверстий художник делает на айпаде и затем через проектор переносит на двери. Изучая инстаграм Рындина, нашла, кажется, первый его пост о религиозной просверленной работе от 4 марта 2020 года с подписью: «Путешествие Николы с доски в цифровое пространство и обратно. Контррастр».

Николай Рындин. Благовещение. 2022Николай Рындин. Благовещение. 2022© Анна Борисова

В этом же зале особое внимание привлекает «Благовещение» 2022 года на двух дверях, и интересно, что по сравнению с ранним (вышеописанным) «Деисусным чином» оно создано немного иначе: фон активно просверлен, а фигуры в основном сформированы целыми частями дверей. Таким образом, можно сказать, что подход, используемый в «Деисусе» (просверлены контуры образов и детали), более графичен, а вот подход к «Благовещению» (просверлен фон) более живописен, что явно влияет на эмоциональное воздействие. «Деисусный чин» более строг и схематичен.

Николай Рындин. Спас Эммануил с ангелами. 2020Николай Рындин. Спас Эммануил с ангелами. 2020© Анна Борисова

Выделяется также работа «Псише с историей» 2020 года, за которой стоит реальная встреча с «призраками» прошлого: протирая зеркало в мастерской, Николай решил снять заднюю фанеру, чтобы почистить внутреннюю сторону, и обнаружил там старые, дореволюционные, фотографии неизвестной семьи. Видимо, они были спрятаны «от греха подальше» и забыты. В данной работе, конечно, присутствует некоторый момент театральности, так как художник как бы разыгрывает ситуацию — разбивает зеркало, и зрителю остается только догадываться, как это могло бы быть, если бы имело место, например, в драматичные революционные дни — время между взглядом на свое отражение и моментом, когда старинное зеркало рассыпается на осколки, будто увлекая за собой тебя, становится точкой отсчета. Посредством разрушения выявляются артефакты прошлого, тщательно погребенные кем-то в зеркальном «киоте». Иногда для проявления прошлого нужно всего-то неловкое движение или пренебрежение к «старью». В данном случае художник беспощадно разыгрывает классическую драматичную ситуацию, превращая объект в формальную и концептуальную «раму» для дореволюционных фото. В центре инсталляции фанерная стенка становится основой для созданного дрелью портрета неизвестного белогвардейца (по мотивам фото), близким которого, возможно, и принадлежали найденные фотокарточки. История жизни людей, съеденная временем и выступающая к нам не через факты, но через их отсутствие, а также неизбежные мысли о расстреле становятся сюжетом этой инсталляции.

Николай Рындин. Псише с историей. 2020Николай Рындин. Псише с историей. 2020© Анна Борисова

Мы уже говорили, что «Псише с историей» может показаться произведением, чрезмерно театральным и перегруженным деталями, но именно оно прекрасно демонстрирует нам метод работы художника, когда мысли и действия исходят от характеристик самого предмета, от первоначального материала, давшего импульс. В этом смысле Рындин выступает как художник, стоящий на стыке ремесленного мастерства, которому обучают в профильных колледжах и вузах, и стремления смело переосмыслять наследие, задумываться о концепции, характерного для современного художника, который находится в шатком положении ловца образов и идей, а также в состоянии постоянной оценки собственного взгляда на реальность и историю.

Выставка «Двери», третий залВыставка «Двери», третий зал© Николай Рындин

Отдельно отмечу экспликации, потому что их в традиционном понимании вообще нет. Названия и годы создания работ грубо процарапаны карандашом прямо на стенах, что очень соответствует настроению выставки. Из разочарований — освещение в третьем зале. Там слишком светло, а работы и их характер диктуют наличие чуть большего количества ностальгического мрака.

Выставка «Двери», третий залВыставка «Двери», третий зал© Николай Рындин

Взяв за выразительную единицу просверленную точку — по сути, точку отсутствия — и подчеркивающий ее пустоту и одновременно наполняющий ее свет, художник сумел создать целую серию работ, говорящих и о том духовном и историческом наследии, которое мы до сих пор пытаемся осмыслить, и о том, насколько опознаваемы еще для нас эти образы. Между прочим, интересно было бы увидеть основные работы этой серии где-нибудь на выставке под открытым небом в контексте меняющегося естественного освещения… Но это просто мысли вслух, а тем временем выставка «Двери» ждет зрителей в галерее «Беляево» до 30 января.


Понравился материал? Помоги сайту!

Сегодня на сайте
Разговор c оставшимсяВ разлуке
Разговор c оставшимся 

Мария Карпенко поговорила с человеком, который принципиально остается в России: о том, что это ему дает и каких жертв требует взамен

28 ноября 20244471
Столицы новой диаспоры: ТбилисиВ разлуке
Столицы новой диаспоры: Тбилиси 

Проект «В разлуке» начинает серию портретов больших городов, которые стали хабами для новой эмиграции. Первый разговор — о русском Тбилиси с историком и продюсером Дмитрием Споровым

22 ноября 20245985
Space is the place, space is the placeВ разлуке
Space is the place, space is the place 

Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах

14 октября 202412680
Разговор с невозвращенцем В разлуке
Разговор с невозвращенцем  

Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается

20 августа 202419187
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”»В разлуке
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”» 

Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым

6 июля 202423293
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границыВ разлуке
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границы 

Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова

7 июня 202428603
Письмо человеку ИксВ разлуке
Письмо человеку Икс 

Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»

21 мая 202429243