Разговор c оставшимся
Мария Карпенко поговорила с человеком, который принципиально остается в России: о том, что это ему дает и каких жертв требует взамен
28 ноября 20244798Новость о слиянии РОСИЗО и ГЦСИ — вернее, превращении центра современного искусства в подразделение РОСИЗО — быстро разлетелась по соцсетям, но особого взрыва эмоций не вызвала. Просто потому, что это уже настолько закономерный и ожидаемый шаг нынешнего руководства Минкульта, что тут нечему удивляться. Государственный центр современного искусства давно потерял ценность в глазах министра культуры Владимира Мединского. В течение последних лет центр подвергался финансовым сокращениям и частой критике со стороны министерства за то, что там показывается: Мединскому, как известно, не нравятся видеоарт и «груды кирпичей», да и просто то, что в стенах ГЦСИ допускается слишком много вольностей, не все еще доведено до командно-административной системы, идеальной для членов Российского военно-исторического общества, которое возглавляет Мединский и которому симпатизирует нынешний глава РОСИЗО Сергей Перов. Последний сформулировал свое кредо в интервью «Известиям», после того как его назначили главой музейно-выставочного центра: «В военном училище меня научили самому главному: организовывать процессы и людей под эти процессы».
Интерес к опальной организации у Минкульта сохранялся лишь по одной-единственной причине: ГЦСИ сумел создать большую сеть филиалов по России. Эти региональные центры, в отличие от прочих попыток создать похожую сеть, успешно функционируют, несмотря на бюджетные проблемы. У одних есть новые музейные здания в стратегически важных городских точках (Арсенал в Нижегородском кремле), другие активно создают мероприятия международного масштаба (Уральская индустриальная биеннале в Екатеринбурге). Тот же Арсенал был лакомым кусочком, который разного рода борцы с современным искусством и сторонники патриотической пропаганды уже давно старались всеми доступными способами заполучить. Теперь, скорее всего, свои мечты они смогут осуществить через новое объединение. Что касается самого РОСИЗО, то у него есть конкретный интерес в случае этих региональных филиалов: центр уже начал осуществлять проект «Место встречи с искусством» — образовательную программу для малых и средних городов России. Учащиеся на педагогов студенты должны познакомить россиян «с творениями Кузьмы Петрова-Водкина, Александра Дейнеки, Исаака Бродского, Петра Кончаловского, Юрия Пименова, Михаила Штейнера, Митрофана Грекова, Александра Лактионова и других советских художников». Этот проект вырос из запроса министерства на пропаганду советского искусства, которая стала важной составляющей сегодняшней культурной политики. Я не оговорился: именно пропаганду, а не анализ, реинтерпретацию или какой-то иной критический подход. Достаточно вспомнить выставку «Романтический реализм», которая делалась силами того же РОСИЗО. Вероятно, филиалы бывшего ГЦСИ будут включены в расширенную версию программы такого рода — и не обязательно такую уж белую и пушистую.
В уже цитировавшемся интервью Перов недвусмысленно заявил: «Вы знаете, что раньше РОСИЗО называлось “РОСИЗОпропаганда”? Мы не будем так называться, но нельзя отрицать, что все, что связано с культурой, так или иначе влияет на повседневную жизнь». А пропаганда советского искусства сегодня идет рука об руку с политическим курсом: никаких проблем, одни достижения, победы. Я не принадлежу к тем, кто считает, что, кроме пропаганды, в советском искусстве ничего нет и не было, но тот подход, который демонстрирует нынешняя государственная политика на этом направлении, превращает все эти «более 40 тыс. единиц хранения» в РОСИЗО исключительно в инструмент пропаганды: у нас было все хорошо и сейчас хорошо, мы ничего не обсуждаем, не критикуем и критиковать не будем. Тишь, да гладь, да божья благодать. Казалось бы, задача по-настоящему живой музейно-выставочной организации должна была бы заключаться в другом — демонстрировать и анализировать все те противоречия, которые стояли за этим искусством. Но это идет вразрез с нынешним курсом государства.
В этом смысле важно обратить внимание на выставку, которая проходит в Галерее РОСИЗО (павильон «Культура» на ВДНХ) и называется «Всегда современное. Искусство XX—XXI вв.». Уже из названия видно, что художественная деятельность вырывается из истории, выносится в какое-то метафизическое измерение — не важно, как это сделано, когда, зачем, почему, кем и для кого. Там есть зал, посвященный современному искусству в широком понимании (от концептуалистов до живописцев, дебютировавших в 2000-е), — он тенденциозный: большинство работ предоставлено галереей «Триумф», что вряд ли может показать объективную картину постсоветского искусства. Но этот зал — легкая уступка времени. В двух других показывают искусство первой и второй половины ХХ века, и в этой части экспозиции все сделано наоборот: авангард вместе с АХРР и соцреализмом, позднесоветская живопись с нонконформистами. Понятно, что принцип не смешивать «официальное» и «неофициальное», которого придерживались кураторы и исследователи в постсоветские десятилетия, здесь просто откинут. Конечно, однозначная сегрегация «официального» — зеркальная советской сегрегации авангарда и «неофициального» — заслуживала критики, но «счастливое» объединение всего со всем без показа конфликтов, которые сопутствовали появлению всех этих работ, ничем не лучше. Тут мысли нынешних властей про «общую историю» воплощены в экспозиции. Нам говорят (и это не Перов придумал, это линия партии и правительства), что вот есть российское искусство и оно гармонично объединяется в «вечной России». Впрочем, как всегда, кое-что в этой «симфонии» остается за скобками: в почти неразличимом разнообразии вы не найдете многое из искусства XX и XXI веков, что не соответствует борьбе за «традиционные ценности» и «русский мир». К сожалению, в ГЦСИ этот процесс начался еще до его слияния с РОСИЗО, когда Петра Павленского исключили из числа номинантов «Инновации».
И тут стоит вернуться к ГЦСИ: его фонды, конечно, уничтожать или расформировывать никто не будет. Их захотят капитализировать и использовать в нуждах текущего государственного курса. Ясно, что это не авангард, который можно успешно отправлять в бесконечное турне по зарубежью, но что-то подобное в новой структуре явно придумают. С другой стороны, какая-то часть обширной коллекции ГЦСИ, как ни печально, может попасть в выставочные проекты, аналогичные «Всегда современному...» или «Романтическому реализму». Сегодняшняя пропагандистская машина всеядна.
Запрещенный рождественский хит и другие праздничные песни в специальном тесте и плейлисте COLTA.RU
11 марта 2022
14:52COLTA.RU заблокирована в России
3 марта 2022
17:48«Дождь» временно прекращает вещание
17:18Союз журналистов Карелии пожаловался на Роскомнадзор в Генпрокуратуру
16:32Сергей Абашин вышел из Ассоциации этнологов и антропологов России
15:36Генпрокуратура назвала экстремизмом участие в антивоенных митингах
Все новостиМария Карпенко поговорила с человеком, который принципиально остается в России: о том, что это ему дает и каких жертв требует взамен
28 ноября 20244798Проект «В разлуке» начинает серию портретов больших городов, которые стали хабами для новой эмиграции. Первый разговор — о русском Тбилиси с историком и продюсером Дмитрием Споровым
22 ноября 20246349Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах
14 октября 202412954Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается
20 августа 202419439Социолог Анна Лемиаль поговорила с поэтом Павлом Арсеньевым о поломках в коммуникации между «уехавшими» и «оставшимися», о кризисе речи и о том, зачем людям нужно слово «релокация»
9 августа 202420117Быть в России? Жить в эмиграции? Журналист Владимир Шведов нашел для себя третий путь
15 июля 202422778Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым
6 июля 202423535Философ, не покидавшая Россию с начала войны, поделилась с редакцией своим дневником за эти годы. На условиях анонимности
18 июня 202428694Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова
7 июня 202428826Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»
21 мая 202429504