29 сентября 2016Искусство
295

Наталья Григорьева: «Угрожали расправой моим сотрудникам, нашему центру, мне лично, моим детям»

Интервью с создательницей и руководительницей Центра фотографии им. братьев Люмьер

текст: Ольга Мамаева

Директор Центра фотографии им. братьев Люмьер Наталья Григорьева рассказала COLTA.RU о ситуации вокруг выставки «Без смущения» Джока Стерджеса.

— Почему вы решили сейчас показать Стерджеса? В чем была ваша мотивация?

— Я занимаюсь фотографическими проектами последние 16 лет, работы Стерджеса увидела в одном из музеев около 10 лет назад. Они поразили меня своим солнечным светом, хрупкостью красоты, естественностью человеческого тела без прикрас и гламура, который кричит с фэшн-фотографии. Он откровенно показывает отношения внутри семьи — между матерью и детьми, между братьями и сестрами. В жанре фотографического портрета легко считывается отношение модели к художнику. Видимо, доверие и уважение как к художнику у моделей Стерджеса были максимальными, иначе бы работы не были настолько естественны. В таком жанре работают многие авторы — и Салли Манн, и Николай Бахарев, и многие другие, но у Стерджеса помимо композиции и положительной энергии его работ — совершенно уникальный метод печати. Его музейная биография обширна, выпущено множество монографий лучшими мировыми издательствами. Любого фотографического куратора это подкупает, я мечтала сделать его выставку уже давно, вот видите — наконец-то сделала.

— При этом Стерджеса трудно назвать провокатором. Если его в чем и упрекают, то скорее в консерватизме.

— Это зависит от того, с кем вы его сравниваете. Снимки Стерджеса, которые он делал в конце 1980-х — начале 1990-х, нельзя сравнивать с работами современных фотографов. Сегодня фото в этом жанре зачастую сваливаются в провокацию. В работах Джока Стерджеса 1970—1980-х ничего подобного не было. Да, в этом смысле его снимки — классика, которая сегодня воспринимается как консерватизм.

Накануне открытия выставки мы, как всегда, отправили в министерство анонс и несколько фотографий. Они разместили эту информацию на своем сайте.

— В этой истории больше всего удивляет бессубъектность репрессий. Насколько я понимаю, никаких официальных претензий, которые обязывали бы вас закрыть выставку, не было — ни со стороны Минкульта, ни со стороны Генпрокуратуры. Или все же были какие-то звонки, просьбы остановить выставку?

— Мы не подчиняемся Министерству культуры РФ, но уважаем эту организацию и прислушиваемся к ней. Накануне открытия выставки мы, как всегда, отправили в министерство анонс и несколько фотографий. Они разместили эту информацию на своем сайте. Никаких вопросов или претензий с их стороны не было. Честно говоря, я до сих пор не получила никаких официальных претензий или предупреждений относительно нашей выставки от государственных организаций, а уж от этого ведомства тем более. Весь скандал поднялся из-за поста блогера Лены Миро, который был опубликован в ЖЖ. Она написала, что фотографии Джока Стерджеса пропагандируют детскую порнографию, и выложила некоторые откровенные снимки, которые мы не выставляли. Не знаю, принадлежали ли эти снимки Стерджесу или нет, это отдельный анализ. После этого началось все это безумие. Абсурд ситуации в том, что ни детский омбудсмен Анна Кузнецова, ни Елена Мизулина не видели нашей выставки. Весь их праведный гнев — это реакция на пост Миро, о существовании которой, я очень надеюсь, до этой истории и не подозревали. Но пост по своей сути клеветнический и провокационный — он не соответствует действительности.

Наталья ГригорьеваНаталья Григорьева© Анатолий Струнин

— Вы собираетесь подать судебный иск к Миро?

— Мы обязательно об этом подумаем. Возможно, этим уже занимаются правоохранительные органы и это сделают за нас. По сути, жертвами ее провокации стали не только мы, но и государственные деятели. Просто сейчас трудный момент, который нашей организации нужно пережить. Я впервые в жизни столкнулась с такой ситуацией. Мне начали писать в Фейсбуке незнакомые люди с угрозами и оскорблениями. Не официальные лица, а просто обычные люди, пользователи социальной сети, которые оказались жертвами клеветнического поста Лены Миро. Агрессия и негодование в обществе набирали темпы с огромной скоростью. Нам пришлось закрыть центр в субботу на два часа раньше.

— Какие это были угрозы?

— Они угрожали расправой моим сотрудникам, нашему центру, мне лично, моим детям.

— Участников «Офицеров России» среди них не было?

— Нет. Более того, официальный представитель «Офицеров России», как ни смешно, оказался единственным человеком, готовым приехать в воскресенье к нам в центр и посмотреть выставку. Все остальные государственные деятели, которые с легкостью вывесили оскорбления в наш адрес, видимо, отдыхали в выходные и на выставки время решили не тратить.

Мне начали писать в Фейсбуке незнакомые люди с угрозами и оскорблениями.

— Я все-таки не понимаю главного. Если вы не получали никаких официальных претензий с требованием закрыть выставку, если она не содержит ничего запретного, почему вы решились на ее закрытие? Закон был на вашей стороне. Разве этого недостаточно?

— У меня три выставочных зала площадью 1000 кв.м, которые заполнены культурными ценностями. В одном висит больше сотни работ классиков советской фотографии, в другом — снимки чешского фотографа Виктора Колара. И я за них отвечаю. Я не могла подвергать даже минимальной опасности эти работы. А ситуация развивалась непредсказуемо, и ожидать можно было всего, вплоть до погромов. Меня сейчас многие спрашивают: как ты могла принять такое чудовищное решение? Да, можно было идти до конца, не сдавать позиций, прослыть борцом с несправедливостью и при этом поставить под удар Центр фотографии, его сотрудников, экспонаты, посетителей. На это я пойти не могла и не пойду никогда. Я руковожу этой организацией и отвечаю за все, что в ней происходит. Можно иметь активную гражданскую позицию, но когда за тобой стоят люди и репутация организации, решения должны быть грамотными и разумными. Вы же видели, что здесь начинало происходить во время пресс-конференции.

© Анатолий Струнин

— Вы уже оценили ущерб?

— Нам очень повезло — все работы были защищены стеклом, так что пострадали только рамы и стены, а фотографии остались в сохранности.

— Скандал привлек огромное внимание к вашему центру. Это сказалось на количестве посетителей? Обычно такие истории — лучшая реклама для любого музея.

— Во вторник у нас было два посетителя против обычных 150—250. Какая уж здесь реклама?! Честно говоря, меня шокирует «доброта» конкурентов, никому и в голову не приходит, что чувствуют мои сотрудники и я в ауре таких обвинений. Что только не услышишь…

Выставка «Без смущения» стала событием в культурной жизни Москвы, за две недели работы ее увидели 2500 человек. Это стоило того.

— Вы почувствовали поддержку музейного сообщества?

— Глобально не почувствовала. Видимо, все замерли в тихом шоке.

— Но письма, звонки от коллег наверняка были?

— Со словами поддержки звонили, конечно, близкие друзья и коллеги, естественно, они меня поддержали и поддерживают. Из арт-мира это все мои авторы, с которыми мы работаем 16 лет, журналисты, партнеры, галеристы, западное музейное сообщество. Поймите, у меня нет ни к кому претензий, это моя выставка, и отвечаю за нее только я. Несмотря на все случившееся, я не жалею, что ее сделала. Выставка «Без смущения» стала событием в культурной жизни Москвы, за две недели работы ее увидели 2500 человек. Это стоило того. Даже несмотря на то, что сам Джок Стерджес шокирован этой ситуацией. Он уже немолодой человек, и ему трудно обьяснить тот бред, который сейчас происходит.

— Случившийся скандал не заставил вас пересмотреть выставочный план? Возможно, чтобы обезопасить себя в будущем, имеет смысл отказаться от каких-то потенциально опасных выставок.

— Нет, план верстается на год вперед, и пересматривать его мы не будем. Нужно не планы переверстывать, а менять саму ситуацию, в которой мы оказались по вине человеческой глупости и безнаказанности.

© Анатолий Струнин

— То есть внутренний цензор не включился?

— Нет, конечно. Если бы он включился, я бы тут же сошла с ума. В этом случае мне бы пришлось выбрасывать из выставок советской фотографии всех пионеров в трусах, младенцев и вообще всякий намек на обнаженное тело. Давайте хоть сами не доходить до абсурда.

— Вы говорили, что хотите привезти выставку американского фотографа Салли Манн, работы которой куда более провокационны, чем снимки Стерджеса. Рискнете?

— Теперь уже вряд ли.


Понравился материал? Помоги сайту!

Сегодня на сайте
Столицы новой диаспоры: ТбилисиВ разлуке
Столицы новой диаспоры: Тбилиси 

Проект «В разлуке» начинает серию портретов больших городов, которые стали хабами для новой эмиграции. Первый разговор — о русском Тбилиси с историком и продюсером Дмитрием Споровым

22 ноября 20241656
Space is the place, space is the placeВ разлуке
Space is the place, space is the place 

Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах

14 октября 20249629
Разговор с невозвращенцем В разлуке
Разговор с невозвращенцем  

Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается

20 августа 202416279
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”»В разлуке
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”» 

Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым

6 июля 202420515
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границыВ разлуке
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границы 

Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова

7 июня 202425768
Письмо человеку ИксВ разлуке
Письмо человеку Икс 

Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»

21 мая 202427109