2 ноября 2016Искусство
102

Quarto: «Мы работаем над одним проектом с 2003 года»

Интервью со шведско-бразильским перформанс-коллективом

текст: Илья Гарькуша, Елизавета Подколзина
Detailed_picture© Яна Исаенко / Государственная галерея на Солянке

Перформанс дуэта Quarto (Анна аф Сийен де Мескита и Леандро Саппала), прошедший недавно в Государственной галерее на Солянке в рамках сезона шведского перформанса (куратор — Маргарита Осепян), — часть большого исследования, состоящего из трех проектов и длящегося пять лет. Художники исследуют границы наших телесных возможностей, используя один и тот же материал — веревку. Это импровизация, включающая вариации определенных отработанных элементов. Структура перформанса не статична, его невозможно предугадать. COLTA.RU поговорила с художниками об их проекте. В качестве комментария приводятся выдержки из public talk c исследователем перформанса Дарьей Демехиной.

Анна аф Сийен де Мескита: В Россию мы привезли видео- и пространственный перформансы. Они входят в серию работ под названием «Веревка». Мы используем канат километровой длины, манипулируем им часами без перерыва. В процессе постоянного движения конструируем и деконструируем формы. Иногда наши лица закрыты тканью, так что зритель не может определить пол — мы маскируем все гендерные различия. В перформансе мы исследуем отношения между человеческой пластикой и веревкой, ее прихотливыми сплетениями и узлами, ее длиной, текучестью и вибрациями.

Работа над серией началась в 2012 году. Наш первый перформанс, показанный в Музее современного искусства в Стокгольме, назывался «Красота случайности». Он шел пять часов. Над каждым перформансом мы работаем в среднем два года. Развиваем концепцию, репетируем, проводим дополнительные исследования и апробируем перформанс на публике. Так что проект, который мы привезли сюда, все еще находится в разработке. В 2015 году на сцене MDT (современного театра в Стокгольме) состоялась его премьера. В процессе манипуляций между телом и канатом завязывался большой узел, который потом Леандро на себе же распутывал. Сегодня мы работаем над созданием музейного пространственно-инсталляционного экспоната этого цикла.

— Вы сказали, что в основе перформанса лежит длительное исследование. Выходит, он не был лишь статичным отображением ваших философских взглядов?

Анна: Да, за два года перформанс изменился. Нас заинтересовали физические практики с философской точки зрения, так что и работы по большей части — о возможностях человеческого тела, о его функциональности, а также о функциональности предметов, с которыми мы работаем. Мы исследуем области, находящиеся за пределами привычных представлений об окружающем мире.

Леандро Саппала: Сам перформанс проходит через множество фаз. Мы работаем с различными институциями во время творческих поездок. Мы путешествуем по разным странам и порой живем там по полгода. За это время пытаемся сформулировать свежие идеи, пишем, рисуем. А потом идем в студию и начинаем практиковаться. На протяжении всего процесса мы приглашаем разных людей — философов, искусствоведов, художников — и обсуждаем проделанную работу. Некоторые из них работают с нами все время. В этот раз мы хотели поработать с гибкостью веревки. Когда мы впервые прикоснулись к ней, то поняли, что она создана для того, чтобы превращаться в узел. И мы начали преодолевать ее природу, проводить месяцы в студии, распутывая узлы.

Анна: Километровая веревка фактически теряет свою практичность, с ней невозможно работать, к тому же она весит 60 килограммов. Таких длинных канатов не существует, их попросту не производят, так что нам пришлось плести эту веревку под заказ у известного скандинавского мастера. Она спутывается все время, и нам нужно было придумать особую технику, чтобы с этим справиться.

Система, в которой мы работаем, требует постоянного создания новых произведений: если ты хочешь, чтобы тебя профинансировали, необходимо делать очередной проект каждый год.

— Пластика — основной инструмент вашего творчества. Где для вас проходит граница между перформансом, театром и современным танцем?

Анна: Наша работа стирает подобные границы, в ней они не важны. Мы начали заниматься перформансом, имея танцевальный бэкграунд, так что техника — своеобразный багаж, неисключаемый элемент. И все же мы стремимся к стиранию границ: например, личная жизнь абсолютно исчезла и стала единым целым с нашей творческой практикой.

— Ваши перформансы складываются в трилогии. Почему вы выбрали именно такой формат?

Леандро: Это сложилось естественным образом. Система, в которой мы работаем, требует постоянного создания новых произведений: если ты хочешь, чтобы тебя профинансировали, необходимо делать очередной проект каждый год. Поэтому мы разбиваем целый проект на части и по-разному их называем. И благодаря этому большее время уделяем исследованиям того, что нам интересно. Это своеобразный способ обойти систему.

Анна: Я бы сказала, что мы не подстраиваем свою работу под систему, а лишь немного маскируем ее. На самом деле мы работаем над одним проектом с 2003 года. Просто не хочется устанавливать для себя барьеры, терять художественную свободу…

Леандро: Вначале люди, дающие нам деньги, не были готовы к подобному искусству и задавали много вопросов. Нам было очень сложно объяснить, чем мы занимаемся, а им было сложно понять. Но теперь они нас знают и даже используют некоторые наши концепты в своих текстах.

Анна: Поначалу нас спрашивали: «Вы занимаетесь театром или танцем?» А теперь говорят: «Это сценическое искусство, соединяющее в себе и танец, и театр, и перформанс».

© Яна Исаенко / Государственная галерея на Солянке

— Как вы интерпретируете образ тела в последних работах?

Анна: С одной стороны, мы испытываем пределы собственного тела. Например, во время этого пятичасового перформанса мы безостановочно перетягиваем веревку. И когда организм находится на грани изнеможения, когда пытаешься выйти за границы собственного тела, в нем что-то меняется. Это состояние передается и публике. Ведь нужно что-то в себе преодолеть, чтобы оставаться с нами на протяжении всех этих пяти часов. Мы скрываем наш пол, так что люди не могут установить нашу личность. Равно как и национальность. Так что получается своего рода анонимное тело. Пряча лица, мы делаем акцент на других формах коммуникации. Так мы возвращаем энергию наших тел, раскрываем их коммуникативный потенциал. Единственное, что остается непокрытым, — это руки. И именно через них идет общение, через взаимодействие с веревкой. Художники ориентируются в пространстве с ее помощью, говорят друг с другом. Через марлю видны только световые пятна, контраст. Поэтому важно, чтобы пол был белый.

— Вы имеете в виду, что возможно обрести нечто новое, лишь выйдя за границы привычного смысла?

Леандро: На самом деле все уже внутри нас. Это своеобразный процесс пробуждения. Зрители видят нас под разными углами во время перформанса. Из-за постоянного движения веревка становится субъектом, а мы — объектом. Все время возникают и исчезают различные формы. И если в комнате сотня человек, то будет сотня прочтений нашей работы.

Анна: Веревка — одно из древнейших изобретений человечества, каждый хоть раз так или иначе с ней взаимодействовал.

— Играют ли свет и звук значимую роль в вашей работе?

Анна: Да, безусловно. Несмотря на то что мы — дуэт, мы работаем также и с другими художниками. Для этого перформанса звуковик записал шум веревки, скользящей по телу, и звук тела, трущегося об веревку. Свет тоже играет определенную роль, мы используем сложные световые конструкции. Наши работы требовательны к публике: ведь то, что ты видишь, на самом деле не то, что ты видишь.

— Почему вы использовали в перформансе племенные мотивы?

Леандро: Во время процесса мы начали видеть в нашем перформансе своеобразный ритуал. Отчасти потому, что я делал его голым, к тому же сам процесс довольно нехитрый: я вхожу в пространство и тяну за собой веревку, сажусь и собираю километровую веревку вокруг своего тела. Потом я погружаюсь в веревку, оказываюсь в этом переплетении, что довольно опасно. У нас всегда есть ножницы неподалеку — можно запросто запутаться. Я двигаюсь по спирали и, когда достигаю центра пространства, начинаю отделять себя от этого кокона, как гусеница. Распутываю эту материю перед аудиторией. Весь цикл занимает приблизительно полчаса. Во время процесса я вхожу в своеобразный транс. К тому же публика всегда сидит по кругу… Так что в перформансе множество ритуальных элементов. И все это не продумано заранее. Импровизация — важная часть нашего искусства. Мы не пытаемся навязывать идеи, но хотим понять, какая философия рождается из работы. И чем больше мы обнаруживаем, тем больше ничего не знаем.

* * *

Дарья Демехина, магистр философии, исследователь перформативности

Дуэт Quarto очень плотно работает с текстами, живыми философами, социологами, которые создают идеи и концепции. После они воплощают эти мысли на совершенно другом языке — на языке аффектов, языке чувств. В позиции самих художников философия и искусство оказываются неразделенными. Это два разных языка, но они взаимопроникают друг в друга. Философский процесс поиска самостоятелен и самоценен; из него рождается работа, рассказанная на языке чувств и ощущений.

Весь перформанс построен на процессе взаимной коммуникации: художника с веревкой, зрителя с художником и наоборот. Перформанс крайне тяжел физически, к концу третьего часа художники фактически находятся на грани изнеможения. Процесс телесной практики показывает лимиты и границы человеческого тела — очень важно не загнать себя во время перформанса, потому что работа должна продолжаться. Тяжело не только взаимодействовать с километровым канатом, но и держать высокий уровень энергии, напряжения. Хотя взаимодействия со зрителем напрямую не происходит, вы вынуждены всегда находиться в состоянии некоторого напряжения. Иногда художники размахивали веревкой, как кнутом: конечно, это достаточно травмоопасно, а зрители сидели очень близко, на расстоянии 10 см. И тем не менее ты понимаешь, что веревка никогда не выйдет из-под контроля художника. Ему необходимо подключиться к этому пространству, чтобы чувствовать его на некоем другом уровне. В действительности работает не зрение, а гораздо большее — осязание, обоняние, слух — то, что мы не привыкли использовать в процессе коммуникации.

В действительности работает не зрение, а гораздо большее — осязание, обоняние, слух — то, что мы не привыкли использовать в процессе коммуникации.

Перформанс построен на коммуникации трехсторонней (веревка — художник — зритель) и при этом ограниченной. Первое, чего мы лишаемся, — слов. Абсолютное отсутствие вербального компонента, наиболее привычного для людей. Одежда художника одинакова, на третий день они закрывают лицо марлей и становятся обезличенными. То есть отказываются от ряда гендерных признаков, которые формируют наше социальное «я». Без лица тело художника непонятно — с ним сложно взаимодействовать, у вас нет привычных каналов коммуникации. Приходится выходить из зоны собственного комфорта, чтобы понять, кто перед нами. Анна и Леандро задаются вопросом: почему вообще коммуникация должна строиться так, как предполагает человек? На самом деле наш диапазон восприятия гораздо шире, чем мы думаем. Когда Анна и Леандро работают вдвоем, они коммуницируют через веревку. Она становится полноценным каналом: художники друг друга напрямую не видят, они стирают те лейблы, которые мы привыкли друг на друга наклеивать.

Можно ли быть в полноценном диалоге с веревкой? Ведь это диалог между объектом и живым телом. Насколько возможно наделить сознанием то, что им не наделено? «Диалог с веревкой» не имеет конечного, итогового результата: нет продукта, который можно потрогать, с которым можно было бы потом взаимодействовать как с объектом. Нам важно находиться в процессе, когда финальной цели просто нет. Работа построена по принципу вариаций и близка к делезовской «континуальной вариации» — возможности бесконечно изменяться в предзаданных рамках. Не становиться мертвым, статичным.

В коммуникации с веревкой — неодушевленным объектом — не всегда понятно, какая она. Сначала веревку двигают, переносят, но после в руках художников она переходит в состояние самостоятельного движения. На протяжении трех дней перформанса коммуникация эволюционирует, становится двусторонней. В какой-то момент веревка превращается в абсолютный, самостоятельный, виртуозный объект. Поэтому любопытно наблюдать за коммуникацией с веревкой, когда художник сам начинает погружаться в нее. Изначально вы понимаете, что Леандро анимирует веревку и набрасывает ее на себя. Но потом кажется, что это веревка захватывает человека, он становится зависимым, скованным в движении. Как только мы перестаем видеть лицо, человек некоторым образом исчезает. Диалог был бы невозможен без двустороннего движения. Так веревка выступает разными метафорами философских вопросов, которые подняты в этом перформансе.

© Яна Исаенко / Государственная галерея на Солянке

Почему Анна и Леандро работают именно с веревкой? В жизни она используется в абсолютно разных целях: может спасти жизнь, а может связать, выступить в качестве части виселицы и жизнь отнять. В BDSM-культуре веревка иллюстрирует доминацию одного человека над другим. Веревка может затягивать и может создавать объем. Это некий универсальный инструмент и именно поэтому — хорошая метафора коммуникаций и взаимоотношений между людьми. Это веревка, которая может подчиняться и контролировать, подчинять. Это бесконечное изменение ролей. Кто контролирует процесс: веревка или художники? Здесь важна именно трансформация, и перформанс напоминает некий поток, что хорошо видно визуально. Веревка создает имитацию движения воды, скольжения, переливания, перетекания. Структурный принцип выстраивания работы — философия оппозиций, соединения противоположного. Действия художников перетекают из одного в другое, происходит определенная смена техник. Но смена не хаотичная, одно действие становится реакцией на предыдущее: сначала веревка распутывается, потом начинает перетекать, после снова спутывается. Не по внезапному желанию художника: логика произведения трактуется от действия предыдущего. Это континуальная, бесконечная вариация, которая никогда не остановится. Процесс завершается только тогда, когда мы не можем больше истязать свое тело, когда появляются какие-то физические лимиты.


Понравился материал? Помоги сайту!

Сегодня на сайте
СТОЛИЦЫ НОВОЙ ДИАСПОРЫ: ТБИЛИСИ В разлуке
СТОЛИЦЫ НОВОЙ ДИАСПОРЫ: ТБИЛИСИ  

Проект «В разлуке» начинает серию портретов больших городов, которые стали хабами для новой эмиграции. Первый разговор — о русском Тбилиси с историком и продюсером Дмитрием Споровым

22 ноября 20241355
Space is the place, space is the placeВ разлуке
Space is the place, space is the place 

Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах

14 октября 20249464
Разговор с невозвращенцем В разлуке
Разговор с невозвращенцем  

Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается

20 августа 202416113
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”»В разлуке
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”» 

Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым

6 июля 202420416
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границыВ разлуке
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границы 

Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова

7 июня 202425661
Письмо человеку ИксВ разлуке
Письмо человеку Икс 

Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»

21 мая 202426997