22 ноября 2016Искусство
190

Евгений Федоров: «Сейчас не советское время, сейчас деньги стали деньгами»

Интервью с человеком, занимающимся фандрайзингом Эрмитажа

текст: Оксана Будулак
Detailed_picture«Дни Эрмитажа»© Омский областной музей изобразительных искусств имени М.А. Врубеля

На прошлой неделе Омский музей изобразительных искусств им. М.А. Врубеля проводил «Дни Эрмитажа». Профессионалы-музейщики Сибири собрались на мастерскую по реставрации, а заодно чтобы узнать, что такое музейный фандрайзинг и как это вообще бывает. Как главный музей страны справляется со скандалами, из чего складывается стоимость музейного билета и зачем музеям деньги, рассказал начальник отдела по работе с корпоративными клиентами Евгений Федоров.

О деньгах

— Непонятно, почему миф «искусство принадлежит народу» существует сегодня, в 2016 году. Билет в музей стоит в среднем 200 рублей, что в разы дешевле обеда в среднем кафе. Но все жалуются на дороговизну билета на выставку.

— А я считаю, что в этом виноваты все — учреждения культуры, Министерство культуры, музейные сотрудники. Потому что никто этот миф не разоблачает. Это заблуждение.

Посмотрите на цену музейного билета как экономист. Некая корейская компания уговаривала нас дать в рамках программы лояльности скидку на билет в Эрмитаж. Объяснить им на пальцах, что это бессмысленно, невозможно. Я взял и посчитал примерную стоимость посещения на каждого из трех с лишним миллионов его посетителей — прикинуть, сколько в реальности, очень просто: берешь ежегодный отчет, там у тебя есть количество посетителей по категориям.

Выяснилось, что каждому посетителю российское государство и Эрмитаж доплачивают очень приличную сумму. Самый главный меценат на территории Эрмитажа — это и есть Эрмитаж. Сейчас билет стоит 600 рублей, и трижды посетителю доплачивает еще Эрмитаж. Когда ты сделаешь наглядный документ, тогда все становится понятно. Я бы объяснял это широкой публике много-много раз. Экономика всегда ставит мозги на место. Искусство состоит из святого духа, а возможность прикоснуться к нему — это другое дело.

— Почему в музеи ходит все меньше людей?

— Хороший вопрос. Если в театры ходят, значит, они там для себя что-то находят. Станьте лучше театра, сделайте необходимые шаги. Функционирование музея — это точно такой же бизнес, за ним стоят точно такие же экономические законы и правила.

Экономика всегда ставит мозги на место. Искусство состоит из святого духа, а возможность прикоснуться к нему — это другое дело.

— Кажется, некоторые люди посчитали бы святотатством так говорить об искусстве.

— Мне легко так говорить об искусстве и музее. В 17 лет я пришел в музей обычным сотрудником. Когда я стал несколько старше, меня попросили заниматься музейной экономикой. Я всю жизнь, больше 40 лет, работаю в Эрмитаже.

— Как Эрмитаж продает выставки?

— Как? За деньги. Мы кристально честны и законопослушны во всех нюансах и ничего такого не делаем никогда.

— Зачем музеям фандрайзинг? Ведь их содержит государство, искусство есть в коллекции.

— Могу процитировать Михаила Борисовича (Пиотровского, директора «Эрмитажа». — Ред.): это дает независимость.

Вообще о культуре должно заботиться государство — это правда. Но если ты как музейный сотрудник за это отвечаешь, то начинаешь понимать, что любая не поправленная тобой ошибка государства принесет вред твоим детям, внукам, друзьям. Музей должен заботиться о том, чтобы в меньшей степени зависеть от внешней ситуации. Не надо сидеть и ждать, когда кто-то тебе поможет, заботься о себе сам.

— Поэтому наши русские музеи такие бедные?

— Русские музеи далеко не бедные. Государство российское, слава богу, очень богатое, просто не всегда оно об этом знает. Национальное достояние и музейный фонд России огромны. Здесь ведь речь о том, что зарплата маленькая, штатное расписание недостаточно большое, помещений не хватает. К бедности это не имеет никакого отношения. Так же как и фандрайзинг не имеет отношения к богатству. Музей — некоммерческое учреждение, ему не нужны деньги, ему нужны ресурсы на выполнение проектов.

Ни за какие деньги Эрмитаж не позволит разместить свои репродукции картин на санитарно-гигиенической продукции, и никакими деньгами этот вопрос не решить.

— Вклад в культуру от государства зачастую сводится к починке крыш. С другой стороны, и посетители оценивают уровень музейной работы по чистоте туалета.

— Вы правы по отношению к туалетам. Первыми приличнее всего туалеты стали именно в музеях. Если вы зайдете в городскую поликлинику — а они сегодня оборудованы высокотехнологичными медицинскими приборами под самую завязку, — туалет оставляет желать лучшего. Это такой культурный российский парадокс. У нас никогда ни одна проблема не решается целиком и полностью. К сожалению, это так.

Помните, у Эрмитажа был период, когда вся страна обсуждала проблему краж из музея. Пиотровский тогда сказал, что музеи в данный момент являются беззащитными организациями. Проще всего спрятать и запереть, но не это наша цель. Ситуация, когда придет сумасшедший литовец и плеснет кислотой, как это было с «Данаей» (картина Рембрандта, хранящаяся в Эрмитаже и поврежденная вандалом в 1985 году. — Ред.), — нет от этого защиты. Но после этого у Эрмитажа появились средства на сигнализацию, видеокамеру, с большей скоростью стало финансироваться строительство фондохранилища. Проблема стала решаться не на уровне «кто виноват», а на уровне «что делать».

Не надо искать того, кто ухудшил твое положение, нужно решать проблему холодно и системно.

Зал Рембрандта. Государственный Эрмитаж в Ленинграде, 1973Зал Рембрандта. Государственный Эрмитаж в Ленинграде, 1973© РИА Новости

— Но это немного чуждый опыт для русских музеев. Должности маркетолога в музеях вообще не существует в штате.

— Что такое маркетинг? Это умение достигать наилучшего результата с наименьшими затратами: как продать продукт вашей компании, как получить целевую аудиторию. Дополнительное, негосударственное, финансирование дает вам бóльшую независимость и возможность сделать не только то, что у вас в плане, а больше плюс сделать то, что востребовано именно сейчас.

— Раньше музею запрос посетителя был вообще не важен.

— При советской власти музей был совершенно патерналистской организацией: вы делаете то, что мы скажем, а мы будем за это платить. Когда-то 70 рублей моей зарплаты позволяли мне жить на свете. Но тогда деньги не являлись деньгами — на них нельзя было купить то, что хочешь. Сейчас не советское время, сейчас деньги стали деньгами. И если раньше независимость тебе давали отношения, то сейчас независимость тебе дает финансовый ресурс.

О меценатах

— Советское время прервало традицию меценатства в нашей стране. Есть ли сегодня меценаты в России, у Эрмитажа?

— Конечно, есть! Никуда меценаты не делись. За каждым крупным российским состоянием, холдингом есть благотворительный фонд. И ничего удивительного в этом нет. Как только состоятельный человек понимает эту степень свободы, они начинают делиться.

Владимир Олегович Потанин — наиболее известный в музейном мире. Но фондов много. Фонд — иногда это форма, в которую вынуждены уходить люди только потому, что форма прямого сотрудничества с некоммерческим сектором с операционной точки зрения становится неудобна.

— А если меценат начинает требовать продвижения своих политических идей?

— Мы можем отказать в сотрудничестве любому без объяснения причины — и мы имеем на это право, это есть в наших базовых документах. Ни за какие деньги Эрмитаж не позволит разместить свои репродукции картин на санитарно-гигиенической продукции, и никакими деньгами этот вопрос не решить.

— Евросоюз активно поддерживает проекты и предлагает хорошие программы, но многие боятся сотрудничать с ним, ведь тогда окажешься иностранным агентом.

— Мы не боимся. Мы занимаемся не политической деятельностью, а сохранением культурного наследия, памятников ЮНЕСКО, мы открыты для всех. Мы работаем с американскими фондами, компаниями наших злейших идеологических противников. Политика политикой, но последнее, что между людьми может быть порушено, — это культурные связи. Президенты, спикеры, премьер-министры приходят и уходят. Культурное сотрудничество — это то, что между странами прекращается только в горячей стадии войны.

«Дни Эрмитажа»«Дни Эрмитажа»© Омский областной музей изобразительных искусств имени М.А. Врубеля
О скандалах и мракобесах

— Сейчас многие граждане очень возбуждены, и история про «позор Эрмитажу» воспринимается как новая серия в этом сериале «человека обидели».

— Давайте посмотрим на эту ситуацию народного гнева с точки зрения обычного человека. Если к тебе на художественную выставку приходит человек и начинает поливать картины и портить выставку, то, честно говоря, на месте любого руководителя... ну не знаю, я, конечно, противник телесных наказаний, но я бы выпорол. Если ты делаешь это, ты мерзавец по определению, только потому, что ты делаешь это.

Эрмитаж — это такой институт, который сильно лучше остальных, профессионально и ментально больше готов к тому, чтобы оценивать, что есть искусство, а что нет. Только Эрмитаж является экспертом в этой области, а вовсе не православные казаки, не политические объединения, не активисты Русской православной церкви.

— У вас есть специальный человек, который умеет разъяснять народу, что есть что?

— Нельзя ненормальным или экзальтированным людям объяснить, что есть что. Если бы это можно было сделать, это сделали бы в школе. Многие из этих людей либо необразованны, либо мерзавцы.

Не все даже на бытовом уровне могут дать отпор мерзавцам. Мы пока можем.

— Вы не считаете, что есть попустительство со стороны власти?

— Считаю. И с центром братьев Люмьер, и с галереей Марата Гельмана. Это всегда было.

— Как удается отстаивать свой авторитет?

— Не все даже на бытовом уровне могут дать отпор мерзавцам. Мы пока можем. Главное, что надо делать, — это делать. Не может весь Эрмитаж закрыться и сбежать в Черногорию или после первого допроса уехать во Францию. Мы это храним, нам это доверено. Музейные люди, они немного ненормальные — чтобы за такие деньги работать не по 8 часов, а иногда по 12.

— Скандалы сказываются на выставках — появились худсовет, цензура?

— Нет, не появились, единственное — мы стали осторожнее относиться к тому, что мы показываем. Мы стараемся не идти на поводу у всех этих людей, но не думать о том, что ты делаешь, тоже нельзя. У всех этих художественных экспериментов есть своя грань.

Наши выставки и проекты не предназначены для шизофреников, они для нормальных людей.

© Coca-Cola

— Скандалы помогают в пиаре? Это же тактика из 1990-х.

— Конечно, еще как помогают! Мы никогда не организуем себе негативный пиар специально. Сталкиваясь с ним, мы стараемся минусы переводить в плюсы. Все время ссылаюсь на сотрудничество с «Кока-колой». У нас была программа кобрендинга. На следующий день после того, как вышли баночки с логотипами Эрмитажа, по всей озабоченной прессе прошли публикации — «Пиотровский продал Эрмитаж “Кока-коле”». Вы думаете, Михаил Борисович обиделся? «Отлично, — сказал он, — замечательная реклама». Никто не стал оправдываться, пиар закончился, «Кока-кола» осталась. А баночки раскупили моментально — и замечательно. Чем богаче «Кока-кола», тем лучший меценат она для нас.

— А мракобесы, которые кричат, что вы наживаетесь на народном достоянии?

— Там, где есть хоть малейшая возможность быть услышанными, мы объясняем.

В Эрмитаже открылась выставка братьев Чепмен. Пришли люди, которые называли себя казаками — хотя какие в Петербурге казаки? Казаки — это те, которые удрали на окраины Российской империи. К идеологии это не имеет никакого отношения. Если вы пришли на выставку и начали вести себя по-свински, надо брать за шиворот, вести в кутузку и по возможности публично шлепать.

Выставка «Джейк и Динос Чепмены. Конец веселья» в Эрмитаже, 2012Выставка «Джейк и Динос Чепмены. Конец веселья» в Эрмитаже, 2012© Александр Чиженок / ТАСС

— Что делал Эрмитаж в таких случаях?

— Кому-то объяснял, на кого-то не реагировал.

— Михаил Борисович?

— Да почему? Государственный Эрмитаж. Не может же один Михаил Борисович, как дед Мазай, вокруг колхозного сарайчика ходить с берданкой и его охранять. Это дело всех, всего музейного сообщества.

— Но в том же Петербурге есть неравнодушные Милонов и Мизулина.

— Ага, а в Госдуме есть мой полный тезка, который действует так же.

Политика — это такое дело, прямо противоположное музейной работе.

— И эти люди через прессу обращаются со своими аргументами.

— Поскольку Эрмитаж, если к нему публично обратиться, публично ответит, его ответ услышат те люди, которые были искушены господином Милоновым и, не подумав, делают эти вещи. Подумают и исправят. Милонов же так делает потому, что таковы его глубокие убеждения.

Политика — это такое дело, прямо противоположное музейной работе. Таких политиков, как Махатма Ганди или Нельсон Мандела, единицы, таких, как Милонов, поверьте мне, значительно больше. Когда количество переходит в качество, Милоновы страшны.

О себе

— Как вы пришли в Эрмитаж?

— Примерно в пятом классе я знал, где буду работать, поэтому, сдав последний экзамен в школе, я пришел устраиваться в Эрмитаж. У меня не было ни связей, ни знакомых, поэтому в Эрмитаж я устроился такелажником — подметал дворы, таскал экспонаты, делал подсобные вещи. В этом же самом отделе работали Михаил Шемякин, Владимир Юрьевич Матвеев. В те времена это был нормальный путь прихода в Эрмитаж. Потом я перешел в лабораторию научно-технической экспертизы — физические и химические методы исследования, несмотря на то что я — искусствовед. Потом Михаил Борисович попросил поучаствовать в работе консалтинговой компании McKinsey — в 1990-е, когда одно рухнуло, а другое начало создаваться. Потом я поучился в голландской бизнес-школе, поездил по зарубежным стажировкам. Вот и весь путь, ничего сложного. Так и прошли все 40 лет.

— Что для вас Эрмитаж?

— Это мой дом. Я могу ругаться и злиться на него сколько мне влезет, но я не могу жить ни в каком другом.


Понравился материал? Помоги сайту!

Сегодня на сайте
Разговор c оставшимсяВ разлуке
Разговор c оставшимся 

Мария Карпенко поговорила с человеком, который принципиально остается в России: о том, что это ему дает и каких жертв требует взамен

28 ноября 20245234
Столицы новой диаспоры: ТбилисиВ разлуке
Столицы новой диаспоры: Тбилиси 

Проект «В разлуке» начинает серию портретов больших городов, которые стали хабами для новой эмиграции. Первый разговор — о русском Тбилиси с историком и продюсером Дмитрием Споровым

22 ноября 20246842
Space is the place, space is the placeВ разлуке
Space is the place, space is the place 

Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах

14 октября 202413322
Разговор с невозвращенцем В разлуке
Разговор с невозвращенцем  

Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается

20 августа 202419779
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”»В разлуке
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”» 

Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым

6 июля 202423851
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границыВ разлуке
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границы 

Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова

7 июня 202429148
Письмо человеку ИксВ разлуке
Письмо человеку Икс 

Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»

21 мая 202429817