20 января 2017Искусство
657

Изображая жертву

Разбираемся в деле Петра Павленского

текст: Марина Винник
Detailed_picture© AFP / East News

16 января в эфире украинского телеканала «Громадське» художник Петр Павленский объявил, что он вместе со своей соратницей Оксаной Шалыгиной и их детьми эмигрировали из России, причем уехали еще в середине декабря 2016-го. По его версии, причиной отъезда стало политическое преследование, которое было оформлено в обвинение в сексуальном насилии в отношении актрисы «Театра.doc» Анастасии Слониной. Ее он обвинил в доносительстве. Вскоре выяснилось, что на Павленского действительно было написано заявление об изнасиловании. В тот же день ситуацию прокомментировали руководители «Театра.doc» — Елена Гремина и Михаил Угаров, а также режиссер Всеволод Лисовский, который рассказал в общих чертах предысторию случившегося. Помимо изнасилования стало известно о драке между актером театра Василием Березиным с одной стороны и Павленским в сопровождении еще нескольких человек с другой — позже, уже в январе, против художника было возбуждено еще и дело об избиении. Мнения в обществе разделились. Марина Винник разбирается в ситуации.

Уже несколько дней я читаю мнения и участвую в дискуссиях о Петре Павленском, о его политических и личных позициях. С одной стороны, мы упираемся в невозможность грамотно вести разговор о насилии, а с другой, нам сложно обсуждать политические механизмы, которые влияют на каждого. Случай этот вроде бы неоднозначный и одновременно с этим очень типичный для современного депрессивного состояния российского оппозиционного сообщества (совсем недавно похожим образом обсуждали группу «Война»). Мне не понравились те интервью и статьи, которые я увидела в СМИ, своей однозначностью, своим стремлением занять сторону. Поэтому я и решила составить вот эту подборку комментариев людей, чьим суждениям склонна доверять.

Прошлое

О том, как устроена жизнь Петра Павленского и Оксаны Шалыгиной, они сами довольно открыто рассказывают в интервью. О чем же рассказывает Оксана?

Надежда Замотаева
психолог кризисного центра «Сестры», Москва

Жена оправдывает мужа. Оправдывает насилие и говорит о нем как о норме отношений и жизни. И это еще видят дети. Отсюда вывод, что либо человек сам насильник, либо она в хронической психологической травме после пережитого неоднократного насилия всех видов, в том числе и сексуального. Когда человек рубит себе палец — это уже к психиатру. Все базовые инстинкты уничтожены. Такое не происходит само по себе.

Вмешивается общественное мнение, которое декларирует, что пострадавшая виновата сама.

С актрисой (Анастасией Слониной. — Ред.) все как раз в порядке. Есть осознание своей личности, границ своих и других, все в порядке с инстинктами, осознанием себя и защитой своих прав. Хуже дела обстоят у общества, которое может не принимать заявление, не оказывать помощь, хотя созданы структуры и для защиты прав и оказания помощи. Вмешивается общественное мнение, которое декларирует, что пострадавшая виновата сама. Проблема насилия [заключается] прежде всего в его неосознанности, «невидении» — и отсюда в том отношении, которое имеем, то есть оправдании и допустимости в отношении кого угодно.

* * *

Даже если считать личную жизнь чем-то совершенно отдельным от искусства, не очень понятными были акция по привлечению секс-работниц в суд и абсолютно неотрефлексированное использование чужой уязвимости как способа выстроить свое высказывание.

Что, собственно, случилось в декабре?

Всеволод Лисовский
комиссар постановок «Театра.doc», Москва

Заявление Анастасия [Слонина] написала в течение суток. Обычный срок при таких историях. Репутация у ментов известная, нет рефлекса сразу к ним бежать. Проплакалась, зашила раны в травматологии и пришла ко мне. Решила, что это ей они нож к печени только приставляли, а кому-то еще могут и воткнуть. После Одессы и Васи было ощущение что они разгоняются.

Отыграла она вечерний спектакль, и поехали мы с ней в отделение. Ничего невинного между ними, разумеется, не было. Результаты полной судебно-медицинской экспертизы есть у полиции. То, что Павленский с Шалыгиной изберут приблизительно такую форму защиты, было предсказуемо. То есть мы не ждали, что Настю объявят агентом госбезопасности и Матой Хари. Думали, что будут играть в «экстравагантная девица, провокативное поведение, фанатка, психопатка». Но то, что общественность свяжет эту уголовную историю с происками спецслужб, было понятно. Полтора месяца мы жили в ожидании информационно-помойного душа, который столь щедро пролился на наши головы недавно. Мы принципиально не делали первого хода в этой «партии». Противник нанес удар, мы ответили, сообщив общественности то, о чем знаем. Мы осознанно решили не идти в СМИ первыми, не хотели использовать ситуацию как повод для пиара. Нам не очень нравится, когда наши имена и название театра полощут в криминальных новостях.

Кроме того, влиять медийной шумихой на ход следствия нам кажется не совсем правильным. Поэтому мы решили раскрывать рот только в ответ. Полтора месяца ежедневно ждали, когда же разверзнутся хляби небесные (это забирало довольно много сил), и нас удивило, что правоохранители, в свою очередь, информацию СМИ не давали, хотя и могли. Важно подчеркнуть, что «Театр.doc» как организация ко всей этой истории отношения не имеет. Так же как и, допустим, я, а тем более Елена Гремина (директор «Театра.doc». — Ред.). Уголовные дела будут возбуждены (или не будут) по заявлениям частных лиц. Конечно, эти лица — наши сотрудники, друзья, младшие товарищи, и мы несем за них определенную моральную ответственность. Вот и включились.

Интервью Павленского и отъезд из России

Первое интервью, которое появилось в сети по поводу этого случая, принадлежит Петру Павленскому, и там он даже не объясняет, что случилось.

Сююмбике Давлет-Кильдеева
digital-социолог

Павленский очень грамотно уводит разговор от самого инцидента, ничего не рассказывая о деталях произошедшего, и сразу начинает говорить о том, что он представляет опасность для власти, его семья под угрозой и для него очевидно, что Анастасия Слонина, которая обвиняет его в насильственных действиях сексуального характера, является провокатором, сотрудничает с полицией и ФСБ. Ход очень грамотный, и Павленский хорошо это знает, весь его акционизм завязан на точном попадании в болевую точку общества. Он быстро переключает внимание с обвинений в свой адрес на обвинения жертвы, играя на чувствах публики, благо в нашей истории достаточно примеров гонений и репрессий и начиная со сталинских времен доносчики и стукачи вызывают сильнейшую эмоцию — неприязнь и даже ненависть.

Он быстро переключает внимание с обвинений в свой адрес на обвинения жертвы.

При этом то, что произошло на самом деле, не обсуждается и никак не комментируется, а было бы интересно послушать — на данный момент известно, что потерпевшей зашивали раны, она вышла из квартиры практически голой, потому что с нее срезали одежду, она обращалась к врачу и отнесла заявление в полицию, которое, между прочим, не хотели сразу принимать, потому что сама ведь наверняка виновата. Это классический виктимблейминг (обвинение жертвы) и со стороны Павленского, и со стороны полиции: человека, который находится в уязвленном положении, человека, получившего физическую и психологическую травму, обвинить в том, что он врет, сам во всем виноват, сам себе разрезал руки и одежду. Это страшно, и важно разбираться в этой ситуации, потому что это четкий месседж для всех жертв насилия: не высовывайтесь, первыми под огонь попадете вы, вас обвинят во лжи, и вы не то что не добьетесь справедливого возмездия, а, наоборот, получите новую травму.

* * *

Адвокат Павленского Ольга Динзе дает интервью про якобы нетривиальность дела, которое собираются открыть, — в то время как никакие дела о насилии (особенно в России) простыми не бывают.

Мари Давтян
адвокат, соавтор законопроекта «О профилактике семейно-бытового насилия», Москва

Она — адвокат Павленского, она обязана его защищать. Но изнасилование — одно из самых латентных преступлений. И эти дела никогда не бывают «прозрачными» для правоохранительных органов. Потерпевшие страдают от стереотипного отношения следователей, которые очень часто не только не верят пострадавшим, но и не считают нужным проверять их доводы, а все «расследование» сосредотачивают на потерпевшей, пытаясь выяснить все обстоятельства ее личной жизни. Точной статистики нет, но пострадавшие часто не обращаются в органы, так как испытывают чувство стыда и не верят в помощь полиции. Так и работает виктимблейминг (обвинение жертвы), и вместо того, чтобы проводить объективное расследование, очень часто просто пытаются обвинить потерпевшую в легкомыслии или вранье.

Потерпевшие страдают от стереотипного отношения следователей, которые очень часто не только не верят пострадавшим, но и не считают нужным проверять их доводы, а все «расследование» сосредотачивают на потерпевшей, пытаясь выяснить все обстоятельства ее личной жизни.

Пресса

Легко ли освещать эту историю в прессе, когда обе стороны дают такие противоречивые оценки случившемуся?

Александр Горбачев
редактор отдела специальных корреспондентов «Медузы», Москва

История с «делом Павленского», на мой взгляд, является, в первую очередь, следствием тотального недоверия к институтам, существующего в российском обществе: условные «мы» не можем положиться на суд/полицию/государство в расследовании подобных инцидентов; поскольку «мы» им не доверяем, выводы приходится делать самостоятельно. Сам обвиняемый художник на этом недоверии и сыграл, превентивно превратив бытовое дело в политическое (уточню: я не имею в виду, что он обязательно виновен, а говорю прежде всего о расстановке знаков в этой истории). Очевидно, что если бы общество впервые узнало об этом от тех, кто обвиняет Павленского в побоях и домогательствах, дело воспринималось бы по-другому. Своим заявлением Павленский максимально актуализировал общее недоверие к закону, существующее у его публики; внес выгодное ему сомнение, которое к тому же никак нельзя верифицировать. Это как с историей про Трампа и проституток: невозможно доказать, что этого НЕ было, а значит, всегда остается вероятность, что это правда. Таким образом, и без того с трудом работающий в России механизм доверия к жертве тут осложняется еще и тем, что Павленский превращает в жертву себя; дальше это становится сюжетом про выбор между репутациями.

Вместе с тем освещение этой истории в медиа мне в целом кажется адекватным. Заявление Павленского и его отъезд из России — это очевидное новостное событие, которое невозможно проигнорировать; в этом смысле неизбежно, что его позиция появилась в СМИ первой. Потом, однако, на мой взгляд, все (как минимум те издания, которые я видел) сработали абсолютно корректно — предоставили все возможности высказаться стороне предполагаемых жертв, указали на некоторые противоречия в словах художника и т.д. Именно с журналистской точки зрения в этом деле ничего сложного нет; действуют обычные правила. И уж, конечно, было бы странно требовать от изданий принимать в этом деле какую-либо сторону. Решения в таких случаях выносит все-таки суд (хотя тут см. первый абзац), а задача журналистов состоит в том, чтобы четко изложить и по возможности верифицировать события, как они видятся разным сторонам конфликта.

Условные «мы» не можем положиться на суд/полицию/государство в расследовании подобных инцидентов; поскольку «мы» им не доверяем, выводы приходится делать самостоятельно.

Художественное сообщество

Обесценивают ли подобные (неподтвержденные) обвинения предыдущие художественные акции Петра Павленского?

Боряна Росса
художница, акционистка, Сиракузы (США)

Я считаю, что нет специальных людей, которым позволено делать все. Есть разница между идеей художника и реальным насилием над человеком или животными. Если преследуются идеи, тогда ясно, что нужно поддержать свободу их высказывать, но если человек совершил преступление, это не имеет ничего общего с его или ее свободой высказывать свое мнение. Нужно ясное разграничение, я думаю. Был уже случай Трушевского, где разговор шел о том же.

Я лично не могу разобраться, что это все — донос или настоящее насилие. Если донос — тогда нужно поддержать людей, которых несправедливо обвинили, это, по-моему, очевидно. Ложь нельзя поддерживать. Но если насилие действительно присутствовало, нет причин поддерживать насильника только из-за профессиональной симпатии. Больше того — к сожалению, факт насилия компрометирует идеи художника.

Валерий Леденев
художественный критик, Москва

Прокомментировать могу именно допущение — то есть ситуацию, при которой мы допускаем, что попытка изнасилования и агрессия в адрес актрисы Анастасии Слониной все же имели место. Сразу оговорюсь, что не хотел бы комментировать официальные обвинения в адрес художника — мне, как и многим, произошедшее кажется неожиданным, но во всем этом, увы, нет ничего невероятного. Как нет невероятного в версии о подлоге, которая точно так же пока не доказана.

Факт возможной причастности автора к попытке изнасилования старые его акции не компрометирует. Хотя бы потому, что обсуждаемая попытка изнасилования — в случае, если она будет доказана, — остается фактом частной жизни Павленского и как художественная акция им не позиционируется. Вопрос в том, было ли насилие в самих работах Павленского, сделанных до настоящего момента. Лежали ли оскорбление, угнетение другого и насилие в основе его акций? Какова внутренняя мотивация его радикальных перформансов и как она сочетается с внешней стороной его действий внутри социального пространства? Если отвечать на эти вопросы, то поводов обвинять автора в психологическом или физическом насилии не так уж много — если не брать инцидент с приглашением в суд секс-работниц и сопутствовавшую риторику, что и в самом деле выглядело сомнительным.

Никита Кадан
художник, Киев (Украина)

Лучше не требовать чистоты от каких-то малознакомых тебе людей и не разочаровываться после. Кажется, сейчас надо срочно занимать места на одной из сторон, а я еще вникаю в детали. Очень стыдно будет ошибиться. Но сегодня уверенно могу сказать две вещи. Если это правда, то прежние заслуги и роль в политике/культуре/искусстве вообще ничего здесь не оправдывают, они в данном случае просто не в счет. И если это правда, то значение акций Павленского в современной российской истории не исчезает и не уменьшается. Оставить бы эти сферы разделенными и не смешивать оценки. Но вот «уверенно сказать» что-то можно, только добавив «если».

С одной стороны, есть «культура изнасилования» в ее особо гнусном постсоветском изводе, а с другой — способная на все власть. Обе эти стороны абсолютно реальны, с обеих, естественно, льется постоянная ложь. И обе дают возможность сделать последнее и окончательное обобщение, после которого разбираться уже вообще ни в чем не надо. Или возможность махнуть рукой — мол, уже ни в чем невозможно разобраться. Собственно, я какого-то выхода не вижу и почти ничего не могу тут предложить. Может, кроме какого-то нового духа терпеливой строгости в том, чтобы либо разбираться в каждом из подобных случаев (это же не мне одному кажется, что случаев будет еще немало?), либо воздерживаться от комментариев. И еще от игр «вознесем божество — сбросим божество» предлагаю отказаться.

С одной стороны, есть «культура изнасилования» в ее особо гнусном постсоветском изводе, а с другой — способная на все власть.

Александр Володарский
публицист, Берлин (Германия)

Люди хотят простых решений и однозначных ответов. Собственно, ответы в деле Павленского почти у всех заготовлены заранее. Все просто выбирают из потока противоречивых фактов те, которые подтверждают их картину мира, и отбрасывают те, которые ей противоречат. У одних Павленский — герой, мученик и оппозиционер, у других, напротив, он — насильник и безумец, для третьих Павленский плох своим статусом оппозиционера, и тут подвернулся отличный повод наконец-то свести всю его деятельность к сексуальным перверсиям и психическим отклонениям.

Либо статус художника и политзаключенного будет защищать Павленского от любых обвинений и любой критики, либо все обвинения в адрес Павленского будут считаться правдой, даже самые дикие и противоречивые. Фигура адвоката пострадавшей добавляет происходящему какого-то карнавального безумия: в своем комментарии он практически ничего не сказал по существу обвинений, зато в лучших традициях советской прессы заявил, что «так называемый художник ответит за свои художества». Функционер «Единой России» неуместно смотрится в качестве защитника актрисы из оппозиционного театра, но и для сложной эфэсбэшной многоходовки (версия, на которой настаивают защита и сам Павленский) он кажется слишком уж нелепой и гротескной фигурой. Если допустить, что органы провели сложнейшую операцию по дискредитации художника, то уж в обвинители следовало бы взять кого-то, менее напоминающего комсомольского работника, кого-то, ассоциирующегося с оппозицией. Марк Фейгин вот чуть ли не в грудь себя бил — «возьмите меня», но нет, адвокат — единоросс Лысенко.

Лично я не имею никакого мнения по поводу виновности Павленского. Способен ли Петр на жестокость? Допускаю, что да, в этом плане Павленский напоминает такого литературного революционера, успешно «преодолевшего в себе человеческое» и не замечающего его в других. История об отрезанных фалангах пальца убедила меня, что за его деятельностью мне будет комфортнее наблюдать с почтительного расстояния. Значит ли это, что он заведомо виновен? Конечно же, нет. Действительно ли было совершено насилие или же на пострадавшую надавили и вынудили написать заявление (не важно, кто надавил — органы или ее бывший парень, также достаточно загадочная фигура в этой истории) — у нас нет ничего, кроме домыслов и пристрастий.

А обвинение в изнасиловании и обвинение в работе на ФСБ слишком серьезные, чтобы принимать их на веру исходя из личных или политических симпатий и антипатий. Но неспособность критически взглянуть на кумира или соратника (или же, напротив, желание обвинить неприятного персонажа во всех грехах сразу) — это только часть проблемы. Настоящая проблема (даже в каком-то смысле трагедия) — в том, что отношение «сообщества» к Павленскому, солидарность или ее отсутствие, осуждение или поддержка ни на что толком в политическом плане не повлияют.

Можно сказать, что политики как коллективного и массового действия нет, нет ее даже в оппозиционном сообществе — есть лишь вечные разговоры о ней. И осознание этого факта резко понижает уровень дискуссии: нет смысла говорить о единстве и разделении личного и политического, когда никакого политического на самом деле не существует. Остается одна «бытовуха».

Франция

Насколько вероятно, что семье дадут политическое убежище, и по каким правилам действуют французские власти?

Саша Дванова
волонтер по работе с беженцами во Франции, ожидающая статуса беженца, Марсель (Франция)

Франция не делает различия между просителями политического убежища из России и большинства других стран мира: французское ведомство, принимающее решение о предоставлении статуса беженца (OFPRA — Французский офис по защите беженцев и апатридов), не считает Россию безопасной страной. Соответственно, россияне проходят через те же самые процедуры, через которые проходят, например, сирийцы или уроженцы Эритреи. По прибытии им следует обратиться в первичную организацию приема просителей убежища (эту функцию несут аккредитованные ассоциации), получить повестку в префектуру (или префектуру полиции, если дело происходит в столице и окрестностях), сдать там отпечатки пальцев, подписать документы на пособие и пройти некоторые другие формальности. То, что интересует префектуру на данном этапе, — это удостовериться, что по дороге во Францию ты не успел побывать в каких-нибудь еще безопасных странах и, если ты въехал по визе, эту визу не выдала какая-то другая страна, участвующая в Шенгенском соглашении. В префектуре вручают довольно увесистую анкету, которую предстоит заполнить, приложив к ней свой récit — историю своих бедствий, объясняющую, каким преследованиям подвергся проситель (или просительница) на родине и что ему угрожает в случае, если он будет вынужден туда вернуться. На все про все дается 21 день — на самом деле, это не так много, даже для тех, кто бодро говорит и пишет по-французски, а уж тем, кто пока не говорит и не пишет, приходится излагать все на родном языке и отдавать переводчикам. Отправив документы по почте, можно с облегчением вздохнуть и ждать писем из OFPRA — сначала подтверждения регистрации своего досье, потом приглашения на собеседование.

Французское ведомство, принимающее решение о предоставлении статуса беженца, не считает Россию безопасной страной.

Насчет того, можно ли получить убежище во Франции на основании обвинения в сексуальных преступлениях, я сильно сомневаюсь. Страна, в которой вот уже несколько лет одной из самых обсуждаемых тем остается дело Доминика Стросс-Кана и которая несколько последних лет совершенствует законодательство, защищающее пострадавших от насилия (хотя и не всегда успешно и гладко), не слишком расположена на официальном уровне выносить такие решения. Я думаю, что если Петр Павленский и получит положительный ответ, то на основании других преследований, на основании активистской, перформативной, художественной деятельности, на основании своей политической позиции — и того, что за эту позицию он, например, сидел в СИЗО или проходил экспертизу в Институте Сербского, вокруг которого во Франции сохраняется ореол одного из главных институтов по преследованию диссидентов.

Несмотря на то что Павленский, как это принято говорить, получил во Франции хорошую прессу, обвинение в сексуальном насилии, скорее, станет для местных чиновников камнем преткновения в его деле, нежели дополнительным аргументом в его пользу. У политической эмиграции художников из России и окружающего ее пространства во Францию — долгая традиция. Сегодня решение о политической эмиграции чаще всего выражается в запросе политического убежища. Последним из российских художников, который получил убежище во Франции, стал Константин Алтунин, автор парного портрета Путина и Медведева в кружевном нижнем белье (в свое время его живопись наделала немало шума, но сейчас, мне кажется, уже все забыли о нем). На самом деле художники и активисты составляют очень скромную долю среди россиян, обращающихся за защитой к Французской Республике. Большинство — совершенно обычные люди из Чечни и Дагестана, которых российская власть ассоциирует с опасными исламистами; негетеросексуальные люди, не являющиеся активистами и пострадавшие за ту самую частную жизнь в четырех стенах, к которой всегда призывают гомофобы; матери не совсем белых детей, которые тоже преследуются за личную жизнь. О них всех не так часто говорят, не так часто пишут в прессе, но это все — тоже политическая эмиграция. Вообще эмиграция — это тот самый случай, когда личное всегда оказывается политическим.

* * *

Получается, что этот случай вывел всех в какую-то новую слепую зону. Поддержать можно либо девушку — жертву насилия, либо художника — жертву системы, и нужно срочно определиться с выбором.

Может быть, стоит посмотреть на ситуацию не как на возможность однозначного и единственно верного выбора — и тогда станет понятно, что один и тот же человек может быть жертвой в одних обстоятельствах и источником насилия в других. Здесь нет абсолютно никакого противоречия.

Если делу будет дан ход, то станет известно, что же будет более весомым аргументом для французских властей: жертвенность и репрессии (которым Петр подвергался в России как художник) или угроза (которую Петр как предполагаемый насильник представляет для общества). А то, что один и тот же человек может находиться в обеих позициях поочередно, — не такая уж и невероятная новость.


Понравился материал? Помоги сайту!

Сегодня на сайте
Разговор c оставшимсяВ разлуке
Разговор c оставшимся 

Мария Карпенко поговорила с человеком, который принципиально остается в России: о том, что это ему дает и каких жертв требует взамен

28 ноября 20244867
Столицы новой диаспоры: ТбилисиВ разлуке
Столицы новой диаспоры: Тбилиси 

Проект «В разлуке» начинает серию портретов больших городов, которые стали хабами для новой эмиграции. Первый разговор — о русском Тбилиси с историком и продюсером Дмитрием Споровым

22 ноября 20246430
Space is the place, space is the placeВ разлуке
Space is the place, space is the place 

Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах

14 октября 202413023
Разговор с невозвращенцем В разлуке
Разговор с невозвращенцем  

Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается

20 августа 202419513
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”»В разлуке
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”» 

Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым

6 июля 202423591
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границыВ разлуке
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границы 

Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова

7 июня 202428898
Письмо человеку ИксВ разлуке
Письмо человеку Икс 

Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»

21 мая 202429551