5 декабря 2013Искусство
597

Телевидение и видеоарт: краткая история отношений

В чем прикол Дэмиена Херста и как выбирать парфюм

текст: Антонина Баевер
Detailed_pictureChristian Jankowski, Casting Jesus, 2011© Christian Jankowski

С чего начинается видеоарт?

С приснопамятного Нам Джун Пайка, с первой портативной камеры Sony Portapak и, конечно же, с телевизора. Практически весь ранний видеоарт занимается критикой общества потребления, массовой культуры и капитализма, и все три элемента воплощались в телевидении, вопреки и благодаря которому возникло видеоискусство. Вольф Фоштелл, Нам Джун Пайк, Энди Уорхол, Дара Бирнбаум, Петр Вайбель, Вали Экспорт, Фрэнк Джиллет… Невозможно перечислить всех, кто обращался к телевидению в своих работах, — список будет длинным. На протяжении десятилетий художники презирали и критиковали телевидение и в то же время завидовали ему — Крис Берден в недавнем интервью говорит о непередаваемо мощном ощущении, когда ты понимаешь, что пятимиллионная аудитория получает твое послание, нравится им это или нет. (Речь идет о серии из четырех «концептуальных реклам», для которых художник покупал настоящее эфирное время, — «Мягко ночь напролет», 1973 г.; «Стихотворение для Лос-Анджелеса», 1975 г.; «Реклама Криса Бердена», 1976 г.; «Полное раскрытие финансовой информации», 1976 г.) И если предшественники Бердена часто использовали ТВ как объект, вместе с телевизионным контентом или без него, встраивая его в качестве реди-мейда в собственную практику, как, например, Йозеф Бойс с его «Войлочным телевизором» (Filz-TV), то позже художники начали не просто говорить о телевидении, но и заимствовать сами стратегии и формы телевещания. И как раз об этом стоит поговорить поподробнее, так как именно такая практика развивается и по сей день.

Chris Burden, Through the Night Softly, 1973


В 1979 году видеопродюсер Лиза Беар стала выпускать на кабельном канале Манхэттена еженедельную программу Communications Update, которая была призвана стать площадкой по изучению телекоммуникационных технологий и всего, что с ними связано; но позже, в 1983-м, программу переименовали в более загадочное Cast Iron TV («Чугунное телевидение»), сместив сферу интересов в сторону создания форума для художников и экспериментальных фильммейкеров. По словам Милли Айатру, одного из создателей Communications Update, они были кабельным эквивалентом The Kitchen — известной нью-йоркской галерее в Челси, специализирующейся на видеоарте. Их целью было показывать молодых видеохудожников, которых не показывают где-либо еще, и, что немаловажно, тем самым расширить и развить телевизионный медиум.

В 1981 году в Нью-Йорке было основано Paper Tiger Television — еще одна некоммерческая коммуникационная площадка для критики массовой культуры ее же средствами, также предоставляющая художникам, философам, теоретикам возможность высказаться в рамках экспериментального, фактически неподцензурного вещания. Надо сказать, что Paper Tiger Television живет до сих пор; правда, сегодня это больше похоже на маленькую смешную секту со встречами ее адептов по средам и трехступенчатой системой «крещения» для новобранцев, чем на передовое медиа, которое показывает актуальные процессы, происходящие в искусстве, и рассказывает о них, как это было в 80-е и 90-е.


В это же время в Европе художник Оскар Кастэй делает передачу на кабельном телевидении в Марселе, где предлагает зрителям задавать любые интересующие их вопросы академическим звездам философии, причем как живым, так и мертвым. Отвечать они будут посредством медиума — Симы Бинер, соратницы Оскара. Эта пара незаслуженно забыта — во многом потому, что для них принципиально было вещание в реальном времени, и никакие записи их телеперформансов не сохранились. Остались только наброски сценариев, письма немногочисленных зрителей и фотографии.

В начале 90-х немецкий художник Кристиан Янковски начинает активно работать с телевидением, практически полностью посвятив ему свою художественную практику. Янковски прославился своей инсталляцией «Телемистика», показанной на 48-й Венецианской биеннале: он звонил в прямой эфир и спрашивал у «ясновидящих», чего ему стоит ждать от выставки и будет ли его работа иметь успех. Кристиан — один из немногих художников, который не пытается разрушить телевизионные конвенции, а напротив, полностью принимая правила игры, становится не диверсантом или партизаном, но засланным шпионом в мире, подчас враждебном к искусству.

Christian Jankowski, Telemistica (fragment), 1999


Когда портативные камеры наконец появились у российских художников, они тоже не преминули обратиться к телевизионной форме. Пожалуй, самый известный пример — питерское «Пиратское телевидение» (Юрис Лесник, Владислав Мамышев-Монро, Тимур Новиков), которое в общем-то не вещало, это был скорее видеоарт, реагирующий на общественные процессы того времени и отражающий его дух. А надо сказать, что в начале 90-х на российском центральном телевидении происходило такое, о чем сейчас даже подумать невозможно: например, «Тишина № 9» Татьяны Диденко — передача о современном искусстве, в которой художникам предоставлялся эфир в качестве ведущих и авторов сценария. Не окрашенное, в отличие от своих западных предшественников, прямой политической и социальной критикой, но перерабатывающее телевизионный язык «Пиратское телевидение» тем не менее открывает возможность его как политической, так и философско-теоретической интерпретации.

Василий Кленов, Короткий видеофильм о «Пиратском телевидении», 2010


Говоря о российском опыте, нельзя не упомянуть телемокьюментари Сергея Курехина и Сергея Шолохова, сделанное в рамках передачи «Пятое колесо», показанной по Ленинградскому телевидению в 1991 году. Знаменитый «Ленин-гриб» — наиболее яркая рефлексия на тему манипуляции массами с помощью телевидения. Блестяще задуманное и поставленное, выступление Курехина—Шолохова стало фактически народной легендой, а вопрос, действительно ли Ленин имел какое-то отношение к грибам, до сих пор волнует некоторых соотечественников.

Сегодня ТВ-программы не стали такими же толстыми, как телефонная книга Манхэттена, как предполагал Нам Джун Пайк. И то и другое полностью потеряло физический вес с приходом общедоступного интернета. Эпоха нового, «YouTube-телевидения» вытесняет привычное телевещание, не так давно засияли новые звезды экрана — например, девушка, вышедшая замуж за парижанина, дает советы, как общаться с мужем-иностранцем, красить ресницы и выбирать парфюм вперемешку с образовательными историями про Наполеона и Жозефину и литературным анализом Золя.


И, естественно, не могли не появиться художники, которые апроприировали и эту форму высказывания, причем очень успешно. Молодой американский художник Джейсон Массон создал персонажа Хеннеси Янгмена, который вел свою лоу-фай-передачу ART THOUGHTZ — видеомонологи об искусстве на YouTube. В образе художника-рэпера Джейсон небрежно и просто объясняет тем, кто только собирается покорять арт-институции и волшебный мир искусства в целом, как общаться с кураторами, что такое постструктурализм, как встречать важных гостей у себя в мастерской, в чем прикол Дэмиена Херста и т.д.

Henessy Youngman, ART THOUGHTZ: How to Make an Art, 2011


Приятно, что даже в этой области есть артисты-аутсайдеры (тоже в каком-то смысле довольно успешные) — например, Анна Мацкевич aka Refbatch, которая успела выложить на YouTube более 16 тысяч видео. Ее обсуждают на форуме психологов, в сообществах «ВКонтакте», в ЖЖ и много где еще. Но нельзя не отдать ей должное — Анна постоянно снимает себя, излагающую различные теории заговора, причем на разных языках, меняя наряды и макияж. Летом ее часто можно увидеть воочию возле посольства Израиля, а если сообщить ей, что вы ее фанат, то она вряд ли удивится, скорее посоветует посмотреть видео от такого-то числа: «Вот там по-настоящему безумный текст!»

Наверное, стоит признать, что в многолетних отношениях искусства и телевидения более независимым оказывается второе, а художники пристально следят за ним, держа телевидение на прицеле и комментируя почти каждый его шаг. Форма отношений принимает фрустрирующий характер: искусство для телевидения — своеобразный Большой Брат, не имеющий при этом никакого контроля, да и телевидению на него по сути плевать.

Автор выражает благодарность Кириллу Преображенскому, Дмитрию Венкову и Александру Евангели за помощь в подготовке материала.


Понравился материал? Помоги сайту!

Сегодня на сайте
Space is the place, space is the placeВ разлуке
Space is the place, space is the place 

Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах

14 октября 20249405
Разговор с невозвращенцем В разлуке
Разговор с невозвращенцем  

Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается

20 августа 202416050
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”»В разлуке
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”» 

Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым

6 июля 202420363
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границыВ разлуке
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границы 

Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова

7 июня 202425599
Письмо человеку ИксВ разлуке
Письмо человеку Икс 

Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»

21 мая 202426943