Разговор c оставшимся
Мария Карпенко поговорила с человеком, который принципиально остается в России: о том, что это ему дает и каких жертв требует взамен
28 ноября 20244858XL Projects в лице куратора Елены Селиной совместно с двумя крупными институциями, фондом культуры «Екатерина» и Московским музеем современного искусства, открыли две большие выставки — ретроспективу группы «Синий суп» и проект «Остановка “ДК ЗИП”».
Эти весенние музейные проекты рассказывают о двух коллективах, появившихся в разное время и при разных обстоятельствах, но некоторые ключевые черты их роднят. Во-первых, и те, и другие возникли из дуракаваляния, веселого совместного времяпрепровождения. Алексей Добров из группы «Синий суп» прямо так и говорит, да и непосредственное знакомство с деятельностью «ЗИП» в их родном Краснодаре это подтверждает. Многие интересные проекты так и рождаются, тут и добавить нечего.
Во-вторых, несколько лет назад веры в коллективное производство искусства поубавилось. Ранее считалось, что это настолько круто, больше не будут нужны большие институции, соберемся и своими силами будем все делать: тут тебе и художники, и кураторы, и критики, и теоретики — все в одной команде. Наиболее последовательно эту идеологию транслировала группа «Что делать?». И транслирует до сих пор, уже, правда, скорее через Школу вовлеченного искусства и выросшие из нее художественные объединения. Со временем стало понятно, что, как кто-то заметил, аффект коллективности и связанные с ней надежды легко апроприируются крупными институциями и арт-системой в целом. Группировка «ЗИП» и «Синий суп», при всех различиях между ними, с темой группового производства искусства разобрались. Первые перестали делать на нее весь упор, а вторые, кажется, никогда об этом в своих работах и не размышляли. И функционируют они скорее как продюсерские команды вроде Агентства сингулярных исследований.
В-третьих, и «ЗИП», и «Синий суп» рассматриваются как очень характерные явления именно российской художественной сцены, а не просто как современные художники в неком универсальном, «международном» смысле. Как написала после открытия в фонде «Екатерина» Милена Орлова, главный редактор The Art Newspaper Russia, «если бы меня кто-то спросил, кто из современных российских художников выражает нечто “русское”, то я бы голосовала за группу “Синий суп”. В их видео нет никакой этнографии, но есть какая-то удивительная, чисто российская метафизика. Метель, простор, широкие лестницы, эшелоны...» Что касается группировки «ЗИП», их деятельность очень многие воспринимают как «народную», но не в скоморошьем духе, как у группы «Синие носы», и не в смысле оживления полукриминальной и рунетовской эстетики, как делала «Война», особенно в поздний период. Краснодарские художники выступают скорее как такие работяги, воспевающие свои орудия производства (в диапазоне от канцелярского ножа до электролобзика) и всегда готовые к отдыху после тяжелого трудового дня — навернуть шаурмы с пивом и сходить искупаться в Черном море.
За это «ЗИП» не раз упрекали в экзотизации — причем не в целом России, а именно города и края, где они базируются. Характерно, что в конце 2015 года они попали на выставку BALAGAN!!! под кураторством Дэвида Эллиотта, который после бурной деятельности на Дальнем Востоке переключился на искусство Восточной Европы и постсоветских стран. Тогда этот внушительный смотр подвергся критике, исходящей в том числе от самих участников, за ожидание «дикости», «приколов» и экзотики — ведь что еще можно найти в России, Украине, Казахстане или Румынии: это явно считывалось в концепции выставки (уже в названии был указан очень характерный вектор взгляда на собранное искусство и территории, с которыми оно связано).
И хотя ЗИПы внешне на провокации не реагируют, при этом, надо отдать им должное, заметно меняются. Если сопоставить их ранние проекты вроде «Утопии», показанной на III Московской биеннале молодого искусства (2012), или выставки в XL про улучшение среды с нынешней выставкой в ММОМА, ясно видно, что старые мотивы, хоть никуда и не исчезли, все же обросли множеством новых смысловых нюансов и трансформировались во что-то совсем иное. От активистского пафоса и фиксации жизни сообщества группа перешла к работе с формой — больше внимания уделяется «сделанности» произведений, в экспозиции появляется больше воздуха, а небольшие детали, какая-нибудь приклеенная на рисунок бумажка с точной визуальной рифмой, становятся важнее тотальных инсталляций.
«Синий суп» в этом смысле пережил подобные изменения намного раньше (но, с другой стороны, коллектив существует значительно дольше, чем «ЗИП»). На выставке в фонде «Екатерина» этот переход выделен экспозиционно. Ранние видеоопыты (на стыке 1990-х и 2000-х) можно посмотреть в соседних залах на первом этаже. Тут у них есть, например, караоке-молитва, молчаливый нуар или ролик в духе flash-анимации, в котором снежинки бьются в окно, постепенно залепляя его. Пока еще заметны поиски и метания, и, когда переходишь к другим работам, понимаешь, что — вот! — наконец нашли, и дальше вся их деятельность идет более-менее ровной, последовательной линией. Как резюмировал один из участников группы Даниил Лебедев, «мы ищем именно это нечто, что заставляет, грубо говоря, втыкать». Идеальным объектом такого созерцания служит видеоинсталляция «Скала», затмившая на IV Московской биеннале (2011) многие привозные работы, которыми хотели удивить московских зрителей.
Но это далеко не полный список параллелей. Вот, к примеру, «муть» — ключевое слово для группы «Синий суп». Они действительно любят нагнать пурги; собственно, медитативность, неразличимость, сны, грезы, непередаваемое — крайне важные для них понятия. «У нас больше фильмов именно таких, с простой минималистской графикой», «в них почти ничего не происходило», — рассказывают художники. Узнаваемые образы: маленькие человеческие фигурки, бегущие по заснеженному полю в лес («Метель», 2008—2009 гг.), или болото в тумане, над которым гремит перестрелка невидимых солдат («Оборона», 2007 г.), внезапно закрывающаяся дверь («Выход», 2005 г.) или льющийся по величественным ступеням поток воды («Каскад», 2016 г.). ЗИПы же любят запутать до головокружения. Но, в отличие от гипнотизеров-минималистов из «Синего супа», краснодарская группа заваливает вас информацией: от своей жизни в кубанской столице они переходят к истории искусства, от вездесущих дельфинов — к практически «бумажной архитектуре». И вот у московских зрителей есть хорошая возможность — сходить на обе выставки и сравнить.
Запрещенный рождественский хит и другие праздничные песни в специальном тесте и плейлисте COLTA.RU
11 марта 2022
14:52COLTA.RU заблокирована в России
3 марта 2022
17:48«Дождь» временно прекращает вещание
17:18Союз журналистов Карелии пожаловался на Роскомнадзор в Генпрокуратуру
16:32Сергей Абашин вышел из Ассоциации этнологов и антропологов России
15:36Генпрокуратура назвала экстремизмом участие в антивоенных митингах
Все новостиМария Карпенко поговорила с человеком, который принципиально остается в России: о том, что это ему дает и каких жертв требует взамен
28 ноября 20244858Проект «В разлуке» начинает серию портретов больших городов, которые стали хабами для новой эмиграции. Первый разговор — о русском Тбилиси с историком и продюсером Дмитрием Споровым
22 ноября 20246419Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах
14 октября 202413015Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается
20 августа 202419505Социолог Анна Лемиаль поговорила с поэтом Павлом Арсеньевым о поломках в коммуникации между «уехавшими» и «оставшимися», о кризисе речи и о том, зачем людям нужно слово «релокация»
9 августа 202420175Быть в России? Жить в эмиграции? Журналист Владимир Шведов нашел для себя третий путь
15 июля 202422827Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым
6 июля 202423583Философ, не покидавшая Россию с начала войны, поделилась с редакцией своим дневником за эти годы. На условиях анонимности
18 июня 202428753Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова
7 июня 202428890Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»
21 мая 202429544