11 сентября 2017Искусство
180

Жоан Рибас: «Нам нужно больше работы с телом и чувствами»

Интервью с куратором IV Уральской биеннале

текст: Митя Лебедев
Detailed_pictureЖоан Рибас© ГЦСИ УРАЛ

Уже через пару дней в Екатеринбурге открывается IV Уральская индустриальная биеннале, темой которой станет «Новая грамотность». С куратором основного проекта, главным куратором музея Серралвеш Жоаном Рибасом поговорил Митя Лебедев.

— Вы работаете над выставкой в бывшем индустриальном городе, который в свое время смог встроиться в постиндустриальный контекст, — и при этом обсуждаете четвертую индустриальную революцию, которая у нас в России пока слабо проглядывает на горизонте.

— С концепцией четвертой индустриальной революции интересно работать, потому что она еще не до конца сформирована и в некотором смысле является спекуляцией, но при этом уже обретает реальные черты. С одной стороны, эта революция уже происходит, но другой — еще толком не пришла. Если первая индустриальная революция была основана на паровом двигателе, вторая — на электрификации и механизации, а третья — на информационных и коммуникационных системах, то сегодня это история о коде. Мы наблюдаем, как соединяются различные системы кодирования. Геном человека как система кодирования соединяется с программированием; бит как элемент информационной системы соединяется с атомом как элементом физической системы. Мне кажется, четвертая индустриальная революция — именно о таком слиянии различных кодов.

С этой пока еще футуристической идеей новой революции интересно играть в контексте IV Уральской биеннале: можно забегать вперед, при этом оставаясь в настоящем. Эта биеннале проходит в индустриальном пространстве, но мы используем заводской контекст для разговора о другой модели производства и интегрируем его в концепцию самой выставки. Самого производства уже нет, но его следы все еще присутствуют. Первое, что увидят посетители выставки, — это фильм братьев Люмьер о рабочих, покидающих фабрику. Производство как бы возвращается в свое историческое пространство, которое уже не играет привычной роли.

© Netflix

— Заявленная тема биеннале — «Новая грамотность», так что грех не спросить: как в свете всех этих изменений в экономической структуре общества меняется и наше понимание грамотности?

— Об этой проблеме можно рассуждать по-разному. С одной стороны, каждая революция формы производства меняет то, как организованы коммуникация, тело, досуг, и несет с собой новую грамматику, которую нам нужно постичь. Индустриальное производство предполагало физическую организацию пространства и времени. Постиндустриальное производство ведет к похожим трансформациям. И вопрос в том, как люди осмысляют эти шаги.

Например, для использования смартфонов и тачскрин-интерфейсов есть определенный репертуар движений, о котором люди не узнают, читая мануалы. Это технологическая грамотность, к которой мы сами адаптируемся. Можно даже провести аналогию между разными периодами и революциями в производстве. Например, советский графический дизайн был визуальным языком для распространения новых концепций труда, общества, политики и экономики. Это был аналог современных эмодзи — нового визуального способа коммуникации, к которому мы адаптировались.

С другой стороны, есть грамотность, отвечающая на вполне конкретные технологические изменения. Например, мало людей на самом деле понимает, как устроены алгоритмы, которые служат медиаторами между ними и информацией. Они не в курсе, как именно работают эти «черные ящики», но при этом они обладают грамотностью в смысле пользовательских навыков.

Кроме того, сегодня люди являются очень изощренными потребителями и очень изощренными производителями образов, имея доступ ко множеству коммерческих технологий для производства всевозможного визуального контента. Вместе с этим грамотность касается и нашего взгляда: что мы видим в образах и что мы не видим. Существует также разница между образом как набором метаданных и образом как носителем контента. Сегодня образы существуют не только для нас, но и для алгоритмов. Если мы гуглим «пейзаж», то алгоритмы смотрят не на контент, а на метаданные. Так что сегодня грамотность множественна, и ее формы создаются технологическими изменениями.

© signaturedesigncommunication.wordpress.com

— Как трансформируется роль музейного пространства в этом контексте?

— Музей в целом — это не статичная институция, но она ограничивает свою логику. Каждый день мы как бы трогаем изображения на экране, мы управляем ими, играем с ними в физическом смысле с помощью тачскрина. Но когда ты идешь в музей, то трогать ничего нельзя. Это классическая оптическая ситуация без каких-либо интерфейсов. Поэтому сегодня главный вызов для музея касается не жанров и категорий, а трансформации физического опыта посещения музея — нам нужно больше работы с телом и чувствами.

Кроме того — и поэтому я настаиваю на такой форме биеннале, — мы должны заново обдумать, в каких пространствах искусство может существовать. Большинство международных выставок по форме — это такое воспроизводство белых кубов. Вообще было бы интересно начать разделять музей как культурную институцию и выставку как опыт, а фабрику как место производства отделять от работы как деятельности. Если фабрика больше не универсальное место работы, то почему бы такую схему не применить по отношению к музею и не очертить заново его границы?

— Сегодня наука и техника как будто обретают ауру в духе искусства прошлого. Как с этим развитием взаимодействовать искусству?

— Сама граница между наукой и искусством — это интересный феномен. Я вижу желание как-то прояснить отношения между ними, но и непонимание того, в каких терминах это сделать. Исторически можно проследить, как эти отношения развивались в течение веков. Самый прекрасный пример — Галилей, который смог грамотно рассуждать о топографии Луны, не имея возможности ее детально рассмотреть. Лишь благодаря своей художественной подготовке и пониманию того, что есть тень и как она работает, он узнал о наличии кратеров. Крик и Уотсон создали скульптуру в виде двойной спирали еще до того, как они математически доказали строение ДНК. Об искусстве часто рассуждают в категориях эмоций, вкуса, досуга или развлечения, но не познания. Однако между художественным и научным знанием есть прямая связь, когда на границе одного типа знания возникает другой.

Снос памятника генералу Ли в Новом Орлеане, 2017Снос памятника генералу Ли в Новом Орлеане, 2017© AP / ТАСС

— Если коснуться границы между искусством и другой смежной сферой — политикой, то сегодня мы видим, как эстетическое еще в большей степени, чем обычно, становится политическим: взять ту же историю с конфедератскими памятниками или уничтожением Пальмиры.

— Один из самых важных аспектов моей работы — это забота о публичной жизни культуры, о том, что должно быть увидено, услышано и сказано. Сегодня же публичное пространство становится все более подконтрольным и ограниченным. Речь не о цензуре, а о более общем культурном феномене, когда в мире становится все больше и больше запретов. Если взглянуть на ситуацию с конфедератскими статуями, то здесь возникает интересный парадокс: их нельзя сохранять, но и убирать тоже нельзя. Обе позиции руководствуются логикой запрета. В России похожим образом говорят о Ленине: надо ли убирать памятники и переименовывать улицы? В любом случае дискуссия о том, что мы допускаем в публичном пространстве, должна быть всегда открыта.

В случае же с уничтожением памятников ИГИЛом (организация запрещена в РФ. — Ред.) или «Талибаном» мы видим, как смерть одних образов рождает новые образы — видеозаписи уничтожения, которые циркулируют по сети и воспроизводятся. Это в чистом виде использование силы медиа, но самым перверсивным образом.

Все эти проблемы доказывают, что образы играют сложную роль в нашей жизни. С одной стороны, мы им не доверяем и миримся с фактом, что их можно фабриковать и ими можно манипулировать. С другой стороны, мы доверяем им настолько, что именно они являются для нас репрезентацией прошлого и настоящего. Мы делаем по десять селфи, но постим только одно. Мы переживаем об образах, в то же время зная, что они фальшивы.


Понравился материал? Помоги сайту!

Сегодня на сайте
Разговор c оставшимсяВ разлуке
Разговор c оставшимся 

Мария Карпенко поговорила с человеком, который принципиально остается в России: о том, что это ему дает и каких жертв требует взамен

28 ноября 20244877
Столицы новой диаспоры: ТбилисиВ разлуке
Столицы новой диаспоры: Тбилиси 

Проект «В разлуке» начинает серию портретов больших городов, которые стали хабами для новой эмиграции. Первый разговор — о русском Тбилиси с историком и продюсером Дмитрием Споровым

22 ноября 20246436
Space is the place, space is the placeВ разлуке
Space is the place, space is the place 

Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах

14 октября 202413029
Разговор с невозвращенцем В разлуке
Разговор с невозвращенцем  

Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается

20 августа 202419517
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”»В разлуке
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”» 

Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым

6 июля 202423597
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границыВ разлуке
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границы 

Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова

7 июня 202428901
Письмо человеку ИксВ разлуке
Письмо человеку Икс 

Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»

21 мая 202429555