2 октября 2017Искусство
154

Таня Бругера: «Сейчас, после 20 лет борьбы, я чувствую себя как в отпуске»

Кубинская художница о протесте, репрессиях, театре и тату

текст: Елена Яичникова
Detailed_picture© The Herb Alpert Award in the Arts

В этом году известная кубинская художница Таня Бругера представила свой театральный дебют по пьесе Сэмюэла Беккета «Конец игры» — постановку с участием двух основных актеров, разыгранную в клинически белом пространстве перед подглядывающими через прорези в занавесе зрителями. Спектакль недавно демонстрировался на Festival d'Automne в Париже. COLTA.RU публикует интервью с художницей, которое она дала в мае накануне показа пьесы в рамках Kunstenfestivaldesarts в Брюсселе.

— Знакомым с вашими политическими перформансами и работами в жанре художественного активизма, которые всегда имеют отношение к конкретному контексту, чаще всего Кубы, новость о вашей театральной постановке может показаться довольно неожиданной. Как у вас появилась идея поставить спектакль? И почему «Конец игры» Сэмюэла Беккета?

— Эта идея появилась у меня в 1998 году, когда я делала первые перформансы, посвященные исследованию механизмов власти. Подруга дала мне книгу Беккета со словами, что я обязательно должна ее прочитать, и пьеса «Конец игры» меня поразила. В то время я мало что поняла, но продолжала возвращаться к ней все эти 20 лет, пока, как мне кажется, не поняла ее. Для меня это действительно опыт, совершенно непохожий на то искусство, которым я занимаюсь. И сейчас, после 20 лет борьбы, я чувствую себя как в отпуске. В сентябре после целого года бесплодного ожидания официального разрешения (открытие еще не состоялось. — Е.Я.) я собираюсь открыть на Кубе Институт художественного активизма. Это мое поле битвы, а «Конец игры» — своего рода побывка с фронта.

— Что дал этот театральный опыт вашей художественной практике?

— Когда ты занимаешься активистским искусством, нужно искать не только причины имеющейся проблемы и не только обстоятельства, приведшие к ней, но и то особое знание о властных отношениях, о природе человеческой зависимости, которое передается через века и страны. Вот что я узнала благодаря этой пьесе, несмотря на то что она была создана много лет назад и в обстоятельствах, не имеющих прямого отношения к моей художественной практике. Это прекрасный образец, как можно осмыслить и говорить о сложных вещах на доступном для всех языке. Ведь обычно, когда художник-активист противостоит власти в своем искусстве, это вызывает у людей две возможные реакции. Первая — «потрясающе, ты герой», а вторая — попытки отстраниться от того, что ты делаешь. И ни одна из этих реакций не является правильной, потому что настоящая цель работ такого рода — вдохновить каждого на реализацию своих убеждений.

Сцена из спектакля «Конец игры» на Festival dСцена из спектакля «Конец игры» на Festival d'Automne© Ricardo Castelo

— Вы что-то изменили после первого показа спектакля в Порту в апреле?

— Нет, и это тоже довольно необычно для меня, потому что каждый раз, когда я делаю новую работу или воспроизвожу уже когда-то реализованную, я актуализирую ее в связи с локальным контекстом и политической ситуацией — я называю это political timing-specific art («искусство, созданное с учетом своей политической эпохи»). В традиционном театре все по-другому: здесь каждая работа всякий раз равна себе. Кроме того, традиционный театр диктует всем участникам более четкие роли и вертикальную структуру, и вначале мне было сложно, поскольку я столько лет отучивалась от работы в коллективе и руководства процессом. Как сказал мне один из актеров: «Ты — режиссер, и я хочу услышать, что ты думаешь».

— Возвращаясь к разговору о вашем поле битвы: кажется, что в активистском искусстве художник всегда занимает позицию одинокого и бесстрашного героя, который осмеливается поднять голос против власти. Вы согласны с этим?

— Дело не в том, что ты не испытываешь страха. В первую ночь, когда я оказалась в тюремной камере (художница была арестована в январе 2015 года после попытки повторить перформанс «Шепот Татлина № 6» на площади Революции в Гаване. — Е.Я.), и после того, как во время допроса мне сказали, что я могу провести в ней ближайшие 20 лет, я испугалась. И тогда ты должен успокоиться и спросить себя, что делать со своим страхом. Позволю ли я ему подчинить меня? Я не считаюсь героем на Кубе, как не считаются ими все те, кто борется с системой, потому что остальные люди относятся к нам как к неудобной правде. Почему? Потому что каждый раз, когда ты делаешь акцию против несправедливости, ты невольно бросаешь тень на людей, которые против нее не выступали, а это никому не нравится.

Сцена из спектакля «Конец игры» на Festival dСцена из спектакля «Конец игры» на Festival d'Automne© Ricardo Castelo

— Чувствуете ли вы себя одинокой в своей борьбе?

— Не думаю, что я одинока. На Кубе есть небольшая группа. И я чувствую, что каждый день людей, теряющих страх, становится больше. Сегодня все, что предлагает правительство в качестве ответа на имеющиеся проблемы, — это насилие и цензура. Они не ведут никакого диалога, и постепенно это вызывает в людях недовольство, которое они не могут сдерживать. Недавно водители велосипедных такси прошли группой к зданию Центрального комитета (Коммунистической партии Кубы. — Е.Я.) в знак протеста против полицейского произвола. Это было прекрасное зрелище! Иногда мне кажется, что люди просто не знают, как выразить свой протест, и поэтому их заявления звучат нечетко, но постепенно ситуация меняется.

— Упоминает ли о вас официальная кубинская пресса?

— Нет, для них меня не существует. Власти хотят, чтобы я молчала, если не желаю стать жертвенным ягненком в устрашение другим. Но ничего не выходит, я продолжаю делать то, что делала. Думаю, это приводит их в бешенство. Они действительно изолировали меня от моей естественной среды, художники боятся меня. Для этого они предприняли целый ряд шагов — например, глава Художественного совета отправился в художественную школу, чтобы рассказать обо мне и отпугнуть от меня молодых художников. Они даже сняли для этого видео! Один художник спросил меня, зачем нарываться на неприятности. «Ты можешь быть самым важным художником на Кубе! Богатым человеком!» Я сказала, что не хочу, чтобы моим капиталом были деньги, им должны стать изменения в стране. Сейчас на Кубе наступило очень коммерческое время в искусстве. Но люди не понимают, что это искусственный бум, потому что работы покупают одни лишь американцы и европейцы. Репрессивный режим усвоил капиталистические ценности и теперь выглядит не так уж плохо. Или он по-прежнему выглядит плохо, но другие делают то же самое, и поэтому никто не может его критиковать, что довольно находчиво со стороны властей.

Я не считаюсь героем на Кубе, как не считаются ими все те, кто борется с системой, потому что остальные люди относятся к нам как к неудобной правде.

— Как насчет солидарности внутри арт-системы на Кубе?

— С этим довольно сложно. Некоторые очень известные в стране художники, театральные и кинорежиссеры пришли ко мне и сказали: «Мы с тобой». Но это делается в частном пространстве, не на публике. Для меня важно уже то, что они смогли сказать это хотя бы мне. Думаю, люди очень быстро научились выживать в этой системе. И самая первая вещь, которую усваиваешь, — быть вдалеке от легковоспламеняющихся веществ, то есть, другими словами, от людей, критикующих власть. В то же время есть и другие художники, которые пытаются делать критическое искусство, но это тонкая материя. На мой взгляд, то, что они делают, — это не критика системы, а пересказ имеющихся проблем. К примеру, сказать, что на тротуаре уже пять лет есть яма, — не то же самое, что заявить о том, что городские власти не заботятся о жителях города, потому что деньги, полученные на ремонт дороги, ушли кому-то на банковский счет. Люди могут изобразить яму на картине или снять ее в кино, и правительство останется довольным, потому что в этом случае давление получает свой выход через смех или другие эмоции. Но меняет ли это что-либо? Нет. Озвучивает ли это настоящую проблему? Нет, это лишь констатация проблемы, но не обнаружение ее источника. В своих работах я пытаюсь понять, как была создана и поддерживается эта система в целом.

— Куратор и арт-критик Херардо Москера написал в одной из статей, что кубинские власти не хотят считать вас художницей.

— Это правда! Когда меня арестовали, мне сказали, что то, что я делаю, — не искусство.

— Потому что искусство — это оправдание и защита?

— Именно так, и многие люди готовы вступиться за искусство охотнее, чем за политическую акцию. Но я — художница и выступаю именно в этом качестве. Во время первого допроса я была вынуждена настаивать, что это был художественный перформанс, и даже прочитать небольшую лекцию об искусстве перформанса, рассказать, чем различаются перформансы в искусстве и в театре. Они сказали, что я не художник, так как я не работаю с художественными институциями на Кубе. Я ответила: если вы не позволяете мне выставляться на Кубе, я все равно остаюсь художником. Думаю, они относятся к этому серьезно, потому что, с одной стороны, не хотят, чтобы меня поддержали другие художники в стране и за ее пределами, а с другой стороны, они действительно осознают ценность искусства как инициатора изменений и силу влияния, которое у него есть.

Сцена из спектакля «Конец игры» на KunstenfestivaldesartsСцена из спектакля «Конец игры» на Kunstenfestivaldesarts© Bea Borgers

— При всей двойственности художественного активизма, всегда балансирующего на грани между искусством и политикой, вы всегда отстаивали его эффективность.

— Да, и я хочу подчеркнуть, что речь идет именно об эффективности (effectiveness), а не оперативности (efficiency), о действенности, а не действии. Другая вещь, которую я пытаюсь сказать в своем творчестве, — как художественный активизм может сделать человека полноценным гражданином, потому что через искусство ты требуешь вернуть тебе отнятые у тебя права. Конечно, все это лишь временно и не имеет силы закона, но тем не менее. Нужно дать искусству возможность менять вещи. В этом смысле искусство может создать контекст и обеспечить некоторую безопасность для высказываний, в другой ситуации это могло бы быть опасным. Если говорить об уравнивании искусства и красоты, то вопреки эстетическому представлению о красоте как о чем-то бесполезном я стараюсь отстаивать красоту создания этически состоятельного искусства. Что мне когда-то по-настоящему нравилось в жизни на Кубе — это то, что в ней присутствовала эстетическая и эмоциональная ценность этики. Сегодня, в условиях глобального капитализма, когда люди являются прежде всего потребителями, мы об этом забыли, но я чувствую, что мы можем вернуть это ощущение через активистское искусство.

— С новым курсом навстречу частичному принятию капиталистических отношений ситуация на Кубе меняется. Насколько важным для вас остается социалистическое прошлое?

— Ну, меня вообще-то зовут Таня (смеется)... На Кубе говорят, что советские люди открыли в стране «черный рынок». Это забавно, сегодня «черный рынок» здесь — это одно из самых свободных пространств, где каждый может устанавливать ценность вещей на свое усмотрение. В этом есть ирония, не так ли? Если говорить серьезно, советская эпоха на Кубе всегда вызывала большое неприятие. Кубу постоянно колонизировали, и советское время не было исключением. У кубинцев было и эстетическое сопротивление, поэтому социалистический реализм никогда не имел здесь большого влияния. Сегодня я живу в двух мирах — на Кубе и на Западе, куда я езжу делать выставки, на конференции и в резиденции, где занимаюсь теми же вещами. Мой подход к работе за пределами Кубы связан с тем, что там я занимаюсь проблемой иммиграции и понятием мира без границ. У меня два вида татуировок, которые представляют мои национальную и интернациональную стороны. Эту татуировку (географические координаты дома художницы на Кубе. — Е.Я.) я сделала в 2006 году, когда Фидель заболел и я подумала о том, чтобы вернуться на Кубу (из США, где художница преподавала в то время в Чикагском университете. — Е.Я.), потому что там вот-вот произойдут изменения. А эта татуировка (череп с приставленным к виску пистолетом. — Е.Я.) — «убивая смерть» (killing death). Я сделала ее после того, как оказалась в заключении на Кубе. И теперь каждый раз, когда я еду на Кубу, я смотрю на нее и говорю себе, что это единственный выход... А эта татуировка, «Пангея» (изображение сверхконтинента, существовавшего в конце палеозойского периода, который объединял всю сушу Земли до распада на континенты. — Е.Я.), представляет идею мира без границ. Это две мои самые важные борьбы — кубинская и антикапиталистическая.


Понравился материал? Помоги сайту!

Сегодня на сайте
Space is the place, space is the placeВ разлуке
Space is the place, space is the place 

Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах

14 октября 20249411
Разговор с невозвращенцем В разлуке
Разговор с невозвращенцем  

Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается

20 августа 202416055
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”»В разлуке
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”» 

Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым

6 июля 202420367
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границыВ разлуке
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границы 

Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова

7 июня 202425604
Письмо человеку ИксВ разлуке
Письмо человеку Икс 

Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»

21 мая 202426948