Разговор c оставшимся
Мария Карпенко поговорила с человеком, который принципиально остается в России: о том, что это ему дает и каких жертв требует взамен
28 ноября 2024521123 октября в Московском музее современного искусства открывается выставка «Институт Очень Современного Искусства Фактически Бакштейн», на которой будут показаны произведения художников из коллекции Иосифа Бакштейна. Валерий Леденёв поговорил с куратором проекта Евгенией Гершкович.
— Что представляет собой коллекция Иосифа Бакштейна и каким образом она формировалась?
— Так распорядилась судьба, что с Иосифом Бакштейном я давно дружу. Бывая у него в гостях, заметила, что в комнатах собрано огромное количество произведений искусства. Иосифу Марковичу их дарили на дни рождения — в основном друзья и ученики, включая студентов ИПСИ, в том числе и совсем молодых поколений. Помню, что на праздновании его 70-летия в фонде культуры «Екатерина» была даже организована небольшая юбилейная экспозиция. Помимо живописи и графики в нее входили фотографии и архивные видео.
Работы, собранные Иосифом, лежали у него дома, никак не разобранные и не систематизированные. Мы решили, что пора все это описать, обмерить, привести в должный вид: условия хранения вещей все же оставляли желать лучшего. А после сделать попытку показать их широкой публике. В коллекции есть произведения Владимира Дубосарского, много работ Андрея Филиппова, Елены Елагиной и Игоря Макаревича, с которыми его связывает давняя дружба. Есть также Владик Монро, Аня Желудь, Диана Мачулина, Ольга Кройтор, Ирина Корина и Таус Махачева, ранний рисунок Александра Бродского, выполненный карандашом, и относительно недавний карандашный рисунок Айдан Салаховой. Мы включили также работы Михаила Гробмана, Евгения Дыбского, Олега Кулика, Хаима Сокола, Владимира Логутова, группировки «ЗИП», несколько принтов Эрика Булатова. А живописная работа Сергея Мироненко «Институт Очень Современного Искусства Фактически Бакштейн» с названием, первые буквы слов в котором образуют имя владельца, дала заглавие всей выставке.
Иосиф, кстати, любит в шутку спрашивать меня: «Как думаешь, сделал ли я что-нибудь для отечественного искусства?»
— Сколько работ будет представлено?
— Из того, что мне удалось переписать, получилось чуть более 80 работ. Вдобавок к этому мы покажем фотографии из архива Игоря Макаревича и Георгия Кизевальтера — их предоставляет музей «Гараж». Часть материалов привезем из личного архива Бакштейна, например, детские фотографии. Академического подхода здесь не будет, что-то мы покажем просто без подписей. Добавим сюда также фото- и видеоматериалы, иллюстрирующие знаковые выставки, которые курировал Иосиф: экспозиции в Сандуновских банях, в Бутырской тюрьме, проект «Шизокитай».
— Если попытаться описать суть выставки в нескольких словах, то какой вы стремились ее представить?
— Выставка без особой привязки, тематической или юбилейной. Мне бы хотелось показать легкую, ни в коем случае не мемориальную экспозицию. Этакую стенгазету по случаю дня рождения или некий камерный проект, приятный и для Иосифа, и для тех, кто увидит свои работы спустя долгие годы. В случае этой выставки мне важнее положительные эмоции от нее, а не культурологическая и искусствоведческая нагрузка.
С другой стороны, проект напоминает портрет-коллаж именинника, потому что на всех работах мелькает его имя или посвящение ему. Многие работы, такое ощущение, готовились специально как подарок к его очередному дню рождения. Например, у Елены Елагиной всегда присутствуют подписи и пожелания специально по этому случаю. Мамышев-Монро в своей работе изобразил себя в образе Христа, но приписал «Христос Иисус Иосифович». Дмитрий Врубель с Викторией Тимофеевой подарили ему однажды его карандашный портрет.
На некоторых картинах имеются интересные подписи. Например, «Несгибаемому Иосифу в День славного юбилея от Саши и Вовы». Это от Виноградова и Дубосарского. Эти тексты на обороте полотен мы перенесем в этикетки. На самой картине изображен Пикассо, дико напоминающий самого Бакштейна. Встречаются как посвящения, так и просто теплые приветы от всей души.
— Были ли какие-нибудь интересные находки в этой коллекции, которые вас поразили?
— Да, например, два листа Ильи Кабакова. Абсолютно пустые, но с рамочками, выведенными пером, и подписью «Илья Кабаков». Как будто можно «вставить» в них, что пожелаешь, и выдать за его вещи.
— Вы сказали, что хотите сделать вашу экспозицию камерной, будто дружеский портрет Бакштейна. И все же: можно ли усмотреть в этом проекте какую-либо историческую ценность?
— Вообще эта выставка дает любопытный временной срез. Интересно проанализировать этот феномен — как человек наподобие Иосифа с его происхождением и биографией (он ведь не происходил из художественной среды) встраивался в круги зарождавшегося в тот момент современного русского искусства. В середине 1970-х писатель Евгений Шифферс познакомил Бакштейна с Кабаковым, через которого отчасти он и попал в эту среду. В школьные годы дружил с Аликом Меламидом, и считается, что впоследствии стал свидетелем возникновения такого явления, как соц-арт. История сегодня забывается довольно быстро, в памяти хранятся в лучшем случае лишь события последних лет пяти, не больше. Я сама нередко сталкиваюсь с этим на собственном опыте. Иосиф, кстати, любит в шутку спрашивать меня: «Как думаешь, сделал ли я что-нибудь для отечественного искусства?» Еще бы!
С другой стороны, на примере работ, представленных на выставке, очерчен круг художников, с которыми он работал, дружил; этот круг не растворился во времени, несмотря на ссоры и перипетии, раздиравшие наше художественное сообщество. Эти работы, повешенные на стены музея, сами по себе — часть истории искусства очень конкретного отрезка времени и событий, непосредственным свидетелем и участником которых был Бакштейн. Истории фрагментарной, обрывочной, напоминающей палимпсест. Вещи существуют в реальности, и нам важно напомнить об этом, быть может, заново ввести их в оборот, что я и пытаюсь сделать, коль скоро стала куратором проекта.
— У Иосифа Бакштейна сохранился огромный документальный архив. Вещи из него будут представлены на выставке?
— Какие-то документы мы покажем. Например, афиши Клуба авангардистов (КЛАВА). Но весь архив целиком изучить пока не удалось, а ведь он действительно большой и складывался на протяжении долгих лет. Иосиф трепетно к нему относится, но боюсь, что к нему, как и к самой коллекции, за редким исключением долгое время никто не прикасался. Подозреваю, что речь тут идет о серьезной ценности. Пока мы достали лишь верхнюю ее часть, но остается простор для дальнейшей работы. И, если представится такая возможность, продолжим раскопки и исследования.
Запрещенный рождественский хит и другие праздничные песни в специальном тесте и плейлисте COLTA.RU
11 марта 2022
14:52COLTA.RU заблокирована в России
3 марта 2022
17:48«Дождь» временно прекращает вещание
17:18Союз журналистов Карелии пожаловался на Роскомнадзор в Генпрокуратуру
16:32Сергей Абашин вышел из Ассоциации этнологов и антропологов России
15:36Генпрокуратура назвала экстремизмом участие в антивоенных митингах
Все новостиМария Карпенко поговорила с человеком, который принципиально остается в России: о том, что это ему дает и каких жертв требует взамен
28 ноября 20245211Проект «В разлуке» начинает серию портретов больших городов, которые стали хабами для новой эмиграции. Первый разговор — о русском Тбилиси с историком и продюсером Дмитрием Споровым
22 ноября 20246752Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах
14 октября 202413303Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается
20 августа 202419760Социолог Анна Лемиаль поговорила с поэтом Павлом Арсеньевым о поломках в коммуникации между «уехавшими» и «оставшимися», о кризисе речи и о том, зачем людям нужно слово «релокация»
9 августа 202420477Быть в России? Жить в эмиграции? Журналист Владимир Шведов нашел для себя третий путь
15 июля 202423079Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым
6 июля 202423827Философ, не покидавшая Россию с начала войны, поделилась с редакцией своим дневником за эти годы. На условиях анонимности
18 июня 202429033Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова
7 июня 202429127Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»
21 мая 202429776