22 июля 2021Искусство
169

Спрятаться в зеркальном лабиринте

Анна Борисова присматривается к новым культурологам с философского факультета МГУ

текст: Анна Борисова
Detailed_pictureМария Сивкова. «Русское поле»© Виктор Никишов

В МГУ теперь тоже учат современному искусству и арт-менеджменту. Под руководством историка искусства и преподавателя Александра Бурганова группа студентов философского факультета создала масштабную выставку «Альтерглобализм». Чем отличается этот проект от выставок других арт-институций и на кого ориентируются воспитанники одного из ведущих университетов страны, в своей колонке выясняет Анна Борисова.

Выставка «Альтерглобализм» в галерее «Беляево» — кураторский проект студентов-культурологов философского факультета МГУ (программа «Прагматика и менеджмент культуры»). Руководитель проекта — историк искусства и преподаватель Александр Бурганов. В прошлом году в рамках подобной учебной программы Бурганов со студентами организовали выставку «Сквоттинг research» в старинном здании Московского союза художников в Старосадском переулке, которая вызвала крайне негативную реакцию у многих членов союза. Впрочем, это и понятно — современное искусство, как сквоттер, на время «захватило» почтенную консервативную организацию (когда бы еще там можно было увидеть работы одной из участниц Pussy Riot — Ники Никульшиной, режиссера и художника Васи Березина или одного из самых ярких представителей российского стрит-арта Владимира Абиха?), притянув совершенно новую публику и организовав современное открытие с диджеями, работами, располагающимися не только в залах, но и во дворе, и т.д.

На этот раз место не менее знаковое, но уже непосредственно связанное с андеграундным искусством — галерея «Беляево». Здесь выставлялись советские художники-нонконформисты, и, как известно, с районом связана деятельность одной из центральных для современного российского искусства фигур — концептуалиста Дмитрия Пригова. Отдаленный от центра и популярных культурных мест притяжения район с панельками — идеальная с символической точки зрения локация, чтобы поговорить о чем-то альтернативном, выбивающемся из магистральной линии развития. Например, об альтерглобализме — поиске альтернативных путей глобализации, которые противостоят идеям неолиберального глобализма, характеризующегося диктатурой крупных компаний и транснациональных корпораций, негативным воздействием на природу, а также социальной несправедливостью.

Это выставка для всех и ни для кого.

Можно было бы сказать что все это как-то «в общем» и как будто бы «за все хорошее против всего плохого», пробег по мейнстримным темам, но в данном случае важно, что мы имеем дело с выставкой, которую создавала интернациональная группа студентов-кураторов, каждый из которых должен был найти в общей теме что-то, близкое именно ему (студенты-кураторы: Мария Андреева, Наталия Антропова, Родригес Аревало, Полина Каткова, Наталья Петрова, Анастасия Соловьева, Эльвира Такташева, Мария Фарел, Анастасия Черномырдина, Лия Чжао). Выставку предварял open call, и несомненным плюсом является тот факт, что состав участников также оказался интернациональным. То есть в итоге экспозиция представляет собой ряд посланий из разных уголков мира на актуальные болезненные темы, связанные с политическими, экономическими, социальными и культурными изменениями, а также их последствиями и возможными перспективами. В туманный период пандемии, когда сложно преодолевать любые границы и строить планы, когда неуверенность людей и нервное дребезжание реальности доминируют над всем прочим, вот такая интернациональная выставка-встреча в любом случае представляет интерес.

Кстати, любопытно, что в процессе обсуждения темы, отбора работ и подготовки экспозиции некоторые участники студенческой кураторской группы вынуждены были находиться в своих странах, присутствуя на занятиях онлайн. Таким образом, преодолевая разницу во времени и пространстве, а также сложную пандемийную обстановку, выставка не только сложилась и состоялась, но еще и оказалась довольно масштабной, а также длительной (22 мая — 8 августа), включающей лекции, встречи с художниками и дискуссии, что весьма необычно для студенческих проектов. Помимо кураторских экскурсий стоит упомянуть такие уже состоявшиеся мероприятия, как лекция политического обозревателя Дарьи Платоновой о новых правых, public talk с художником и арт-блогером Николаем Рындиным (YouTube-канал «Артобстрел), экологический квест по сбору мусора в окрестных парках и его повторному использованию для создания арт-объектов, а также презентация проекта «AVOS'» от объединения Art.Boloto.

Слева направо: инсталляция «Feeling Station #Hunting» Яниты Войт, картина «Эксперимент» Андрея Новикова, видео «Менсплейнинг» Дианы ГалимзяновойСлева направо: инсталляция «Feeling Station #Hunting» Яниты Войт, картина «Эксперимент» Андрея Новикова, видео «Менсплейнинг» Дианы Галимзяновой© Ирина Кара

«Альтерглобализм» занимает три зала, и их визуальным лейтмотивом становится тревожное красновато-оранжевое свечение, напоминающее одновременно и о чем-то апокалиптичном, и о приглушенном свете подземки/бункера (в прямом и переносном смысле underground), и о клубной культуре. Уже в первом зале мы сталкиваемся с основными темами, которые так или иначе будут появляться в следующих пространствах: феминизм (видео «These boots are made for walking» нидерландской художницы Эден Миценмахер, а также видео «Менсплейнинг» Дианы Галимзяновой), вторжение нечеловеческого и инородного (работа «Универсальные территории» Виктора Никишова с роботом из аниме «Evangelion», «вторгшимся» в Северное Чертаново), наблюдение и слежение (зеркальная инсталляция-павильон «Feeling station #Hunting» Яниты Войт с оружием внутри), бессмысленное потребление (живописная работа «Эксперимент» Андрея Новикова), война и территориальные конфликты (инсталляция-книга «Великая иллюзия справедливости, генератор крови на руинах памяти, разрушающая музыка коллективной горечи: Карабах» Бэлы Погосян), национальная и индивидуальная идентичность (ассамбляж «Складки времени» Василисы Лебедевой).

Бэла Погосян. «Великая иллюзия справедливости, генератор крови на руинах памяти, разрушающая музыка коллективной горечи – Карабах»Бэла Погосян. «Великая иллюзия справедливости, генератор крови на руинах памяти, разрушающая музыка коллективной горечи – Карабах»© Виктор Никишов

Стоящий в середине зала многогранный зеркальный павильон Яниты Войт, отражающий все остальные работы, а также проходящих мимо зрителей и позволяющий спрятаться внутри, взяв в руки оружие, визуально «стягивает» все вышеперечисленные темы в единую структуру. Попытка укрыться или спрятаться в нем абсолютно абсурдна и напоминает о психозах современности, перегруженности информацией (но не знаниями), усталости и агрессии.

Виктор Никишов. «Универсальные территории»Виктор Никишов. «Универсальные территории»© Ирина Кара

На мой взгляд, интересно то, что название выставки, ее афиша и даже этот самый первый зал заставляют почувствовать как академическую отстраненность, некую аналитическую холодность в подходе к созданию выставочного проекта, так и собственную индифферентность, усталость от разговоров на все эти темы. Однако в процессе просмотра выставки понимаешь, что эти самые усталость и отстраненность не являются обесценивающими, но, скорее, дополняют впечатление, возможно, включая в зрителях критическое отношение к своему собственному восприятию и поиск причин такого отношения.

«Альтерглобализм» как студенческий проект, работая над которым, молодые люди по сути дела учатся кураторству, учатся тому, «как правильно» и «как хорошо» (с учетом еще и того факта, что галерея «Беляево» — государственный выставочный зал, где наверняка имеют место некоторые ограничения в том, что касается контента), вдвойне интенсивно характеризует нынешнюю растерянность относительно политической, экономической, культурной и социальной ситуации в мире. Это выставка для всех и ни для кого. Она располагает к учтивому диалогу в формате обмена новостями или интересными фактами как разговору доброжелательных знакомцев-интеллектуалов, пересекшихся ненадолго где-то в общей компании, но, естественно, этот разговор лишен тех радикальности, насыщенности и глубины, которые могли бы присутствовать в иной, более доверительной и свободной, ситуации. Это минус, но в данном случае объяснимый и даже неизбежный.

Александр Соколов. «Блуждающие боги»Александр Соколов. «Блуждающие боги»© Виктор Никишов

Пространство второго зала условно делится на две стороны: по правой стене — зарубежные авторы, по левой — российские. Внимание сразу же привлекает инсталляция «Блуждающие боги» Александра Соколова, представляющая собой большую карту с фигурками богов из различных пантеонов и путями их «странствий» по различным территориям, а также с трансформациями, которым они во время этих странствий подвергались.

Саша Будаев. Без названияСаша Будаев. Без названия© Виктор Никишов

Неподалеку можно увидеть инсталляцию «Без названия» художника Саши Будаева из Филадельфии, которая напоминает нам о том, что в наше время преодоление каких-либо границ с самыми обычными природными объектами (в том числе с почвой, песком или чем-то подобным, взятым, например, на память, причем даже в малых количествах) может быть запрещено. Свобода перемещения информации и виртуального общения как будто бы дала нам иллюзию легкого восприятия границ, которые на деле могут оказаться труднопреодолимыми, возникая буквально перед нашим носом где и когда угодно, в том числе и в весьма абсурдном контексте.

Хулиан Самора. «Терраба, или Куда уходит Земля»Хулиан Самора. «Терраба, или Куда уходит Земля»© Виктор Никишов

Тема оценки и использования земли также поднимается в этом зале одновременно несколькими авторами: Хулиан Самора из Коста-Рики в серии фотографий и видео под названием «Терраба, или Куда уходит Земля» обращается к проблеме захвата территорий и выселения коренного населения землевладельцами и крупными компаниями в Латинской Америке, а российская художница Мария Сивкова в серии графики и инсталляции «Русское поле» поэтично представляет нам образ заброшенных необработанных земель, зарастающих борщевиком (огромные обесцененные пространства в противовес бешеным ценам на собственность в крупных городах). Так в кривых зеркалах современности территории визуально искажаются и «сжимаются» до конкретных прибыльных точек и окружающих их нерентабельных пустот.

Андрей Шкарин. «Узнавание»; справа: фрагмент графической серии Елизаветы Фроловой «В деревне»Андрей Шкарин. «Узнавание»; справа: фрагмент графической серии Елизаветы Фроловой «В деревне»© Виктор Никишов

Одна из наиболее запоминающихся и актуальных для российской реальности работ в этом зале — напечатанная на 3D-принтере скульптура «Узнавание» Андрея Шкарина, которая представляет собой будто бы накрытый белой тканью самовар. Подсвеченная изнутри полая оболочка — по сути дела, обманка — напоминает укутанного саваном сувенирного призрака. И тут, конечно, само собой всплывает «Пластмассовый мир победил, макет оказался сильней…» «Гражданской обороны», что уже тоже, в свою очередь, звучит как штамп, но при этом имеющий самое непосредственное отношение к реальному положению дел, как, собственно, и та самая вездесущая, замылившая глаза китчеватая сувенирность, а также русская мистически-сказочная хтоничность, которую в последнее время неустанно переосмысляют (можно вспомнить такие выставки этого года, как «Кита» Даши Кузнецовой, «Русская смерть» Василия Кононова-Гредина, а также «Дом у моря» Лады Учаевой). Этой же теме посвящены лоскутная работа «Где родился» Кристины Пашковой и графическая серия Елизаветы Фроловой «В деревне», в которой ностальгические воспоминания о старом деревенском доме приобретают характер абстрактных знаков, навевающих мысли о супрематизме и частично крестьянской серии Малевича. Ну и, само собой, на выставке, посвященной различным сторонам альтерглобализма, вряд ли можно было бы избежать разговора о страхе перед возможностями воплощения в жизнь различных антиутопий. В рамках этой темы обращает на себя внимание серия графики «О дивный новый мир» Ольги Каретниковой, где человекоподобные существа, отдаленно напоминающие эмбрионов, срастаются, зеркалят друг друга и образуют рваные, как бы «орнаментальные» композиции, дополняемые цитатами из одноименного романа Олдоса Хаксли.

В центре: инсталляция «Ландшафт» Варвары ГранковойВ центре: инсталляция «Ландшафт» Варвары Гранковой© Кураторская команда проекта «Альтерглобализм»

Третий, завершающий и самый большой, зал экспозиции встречает нас масштабной подвесной инсталляцией Варвары Гранковой под названием «Ландшафт», собранной из старой ненужной одежды. Ассоциации с палаточным лагерем, а также чем-то вроде созданной человеком паутины не случайны. Старая одежда выступает здесь одновременно и как символ бедности, и как символ бездумного потребления, а также напоминает о тяжелых условиях труда людей, работающих на фабриках по производству всей этой «ткани бытия» и «платьев/плоти для наших тел». Об «одежде», но уже для архитектуры говорит в своей работе «Emergence» Соня Эндрюс.

Соня Эндрюс. «Emergence»; на полу: AXIMM. «Путь заблудившихся Хомо»Соня Эндрюс. «Emergence»; на полу: AXIMM. «Путь заблудившихся Хомо»© Виктор Никишов

Используя листы пенополистирола, которые обычно обеспечивают теплоизоляцию зданий, оставаясь невидимыми для взгляда под слоями других строительных материалов, художница создает инсталляцию, напоминающую одновременно и стену, и декоративное панно. Эффект психоделической декоративности возникает из-за радикальных изменений (эрозия, желтизна, разрушение), которые претерпевает этот токсичный материал при длительном воздействии света. Изъязвленная «ранами» поверхность становится похожа на зловещую ядовитую материю, к которой боязно прикасаться. Созвучна этой инсталляции и находящаяся рядом работа «Путь заблудившегося Хомо» от AXIMM, представляющая собой имитацию шкуры мертвого животного из стабилизированного мха с сухими цветами и черепом барана, а также скульптурная группа «Венера и Купидон» из мусора, созданная художником Китакимой.

Алексей Дьяков. «CYBERмания»Алексей Дьяков. «CYBERмания»© Виктор Никишов

Часть третьего зала посвящена проблеме появления и становления человека в эпоху цифровизации. Тон задают работа «CYBERмания» Алексея Дьякова и инсталляция «Прямой массаж сердца» от арт-группы «Голые и смешные», причем интересно, что первая в последнее время мелькала на различных выставках столь часто, что впору уже называть ее хитовой. Примыкает к этому антропоцентрическому разделу экспозиции картина Юрия Мелексетяна «Урок мира» из серии «Я — Катя», посвященной взрослению и постижению мира в позднесоветский период. Антиутопическая сцена воспитания находящихся под стеклянным куполом детей-гомункулов оказалась как нельзя кстати в рамках этой части выставки.

Арт-группа «Голые и Смешные». «Прямой массаж сердца»Арт-группа «Голые и Смешные». «Прямой массаж сердца»© Виктор Никишов

В целом как учебный проект «Альтерглобализм» выделяется на фоне всего того, что каждый год стабильно выдают институции, обучающие современному искусству, и не только тем, что в данном случае студенты — исключительно кураторы, но и самим подходом — гораздо более структурированным, академичным и вместе с тем явно нацеленным на визуальную эффектность. Если попытаться предположить, на кого примерно ориентируются молодые создатели «Альтерглобализма», то это будет скорее отточенный, исследовательский (пусть на такое определение у многих уже и сформировалась аллергия) формат выставок музея «Гараж», нежели формат экспозиций галерей и тем более различных самоорганизаций. То же самое, кстати, можно было сказать и о прошлогодней выставке «Сквоттинг research» (хоть ее и сопровождал определенный скандал, вызван он был все-таки отнюдь не какой-либо острой радикальностью экспозиции или работ, но, скорее, банальными проблемами в восприятии современного искусства академической художественной средой). И для прошлогодней, и для нынешней выставки были созданы сайты, являющиеся чем-то вроде сопровождающих и дополняющих проекты исследовательских платформ, где публикуются различные материалы (например, крайне интересно ознакомиться со статьей «Альтернативная глобализация и Гаванская биеннале современного искусства» одного из кураторов «Альтерглобализма» Родригеса Аревало). Еще одно наблюдение: каждый год выставки студентов МГУ проходят в разных знаковых пространствах, и, соответственно, сам контекст места тоже влияет на проекты. Было бы здорово, если бы такой динамичный и разнообразный подход сохранился и в будущем.

Этот материал мы подготовили при поддержке проекта She is an expert — первой базы женщин-эксперток в России. Цель проекта — сделать видимыми в публичном пространстве мнения женщин, которые производят знание и готовы делиться опытом.

Ищите здесь эксперток для ваших событий.

Регистрируйтесь и становитесь экспертками.


Понравился материал? Помоги сайту!

Сегодня на сайте
Space is the place, space is the placeВ разлуке
Space is the place, space is the place 

Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах

14 октября 20249164
Разговор с невозвращенцем В разлуке
Разговор с невозвращенцем  

Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается

20 августа 202415791
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”»В разлуке
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”» 

Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым

6 июля 202420164
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границыВ разлуке
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границы 

Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова

7 июня 202425389
Письмо человеку ИксВ разлуке
Письмо человеку Икс 

Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»

21 мая 202426790