29 июля 2021Искусство
206

Первое детство Нины Чекрыгиной

Выставка-лаборатория «Дети авангарда» открывает неизвестные страницы из коллекции Анатолия Бакушинского

текст: Инна Павлова
Detailed_pictureВыставка «Дети авангарда» во Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства© Егор Орлов / Facebook

В мае этого года COLTA.RU опубликовала статью Анны Горской «Трудовое воскрешение Василия Чекрыгина». В ней рассказывалось об ошеломительном событии в истории русского авангарда: 5 мая этого года подмосковный священник о. Андрей Дударев обнаружил могилу рано погибшего художника-визионера и мыслителя Василия Чекрыгина, основателя группы «Маковец».

В начале июня могила была восстановлена и торжественно открыта, но статья продолжает вызывать отклики, обрастая историческими переплетениями. Сегодня мы публикуем один из таких откликов — текст искусствоведа Инны Павловой, ведущего специалиста Центра детского рисунка ФГБНУ «ИХОиК РАО». При поддержке центра во Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства недавно открылась выставка-лаборатория «Дети авангарда», посмотреть которую можно до 15 августа. Выставка сама по себе — интересный проект, сопоставляющий примеры современного и исторического детского творчества, и в статье речь пойдет об одном из ее исторических ответвлений.

Я хочу рассказать об удивительном, в некотором роде даже мистическом, совпадении двух событий, которые произошли в начале лета 2021 года.

1 июня во Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства открылась выставка «Дети авангарда», посвященная 100-летию со дня создания ГАХН — Государственной академии художественных наук (1921–1931).

© Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства

Международный день защиты детей для открытия выставки был выбран, конечно, не случайно, поскольку на выставке представлены не труды известных ученых, а детские рисунки.

При чем здесь тогда ГАХН?

Дело в том, что в исторический раздел выставки вошло более ста детских рисунков, созданных в 1920-е — 1930-е годы и собранных в коллекцию сотрудниками физико-психологического отделения ГАХН. Это было первое по времени возникновения отделение ГАХН, которое в 1921 году, до своего отъезда в Берлин, возглавлял В.В. Кандинский. Целью деятельности физико-психологического отделения были изучение психологии творчества, анализ и выявление общих закономерностей творческого процесса.

С 1922 по 1925 год отделение возглавлял А.В. Бакушинский (1883–1939). Анатолий Васильевич был не только искусствоведом, хранителем Цветковской картинной галереи, позже — сотрудником Государственной Третьяковской галереи, но и большим энтузиастом в области исследования детского творчества. В составе физико-психологического отделения ГАХН Бакушинский создал Комиссию по изучению примитивного искусства в проявлениях родового и индивидуального творчества, где под его руководством работали художники, педагоги и психологи.

За несколько лет существования комиссии, позже переименованной в Кабинет по изучению примитивного искусства и детского творчества, сотрудники ГАХН проделали огромную работу. По свидетельству искусствоведа и педагога Н.П. Сакулиной, уже в 1927 году «комиссия располагала коллекцией в 20 000 экз., а также коллекцией вещей детского художественно-производственного творчества (народная игрушка, пряник и пр.)» [1]. После ликвидации Государственной академии художественных наук коллекцию передали в Центральный дом художественного воспитания детей Наркомпроса РСФСР (ЦДХВД). В 1940-е годы ЦДХВД был преобразован в Научно-исследовательский институт художественного воспитания Академии педагогических наук. Сегодня это Институт художественного образования и культурологии Российской академии образования, который и является организатором (совместно с ВМДПНИ) выставки «Дети авангарда».

Папка № 275 с наклейкой и надписью «Кабинет по изучению примитивного искусства под руководством профессора Бакушинского. Государственная академия художественных наук. 1919–1929 годы»Папка № 275 с наклейкой и надписью «Кабинет по изучению примитивного искусства под руководством профессора Бакушинского. Государственная академия художественных наук. 1919–1929 годы»© ФГБНУ «ИХОиК РАО»

Рисунки, представленные на выставке, демонстрируют основные направления, которыми занимались сотрудники физико-психологического отделения ГАХН и педагоги, участвовавшие в эксперименте (в частности, использовавшие в своей работе тесты Кабинета по изучению примитивного искусства и детского творчества). Это рисунки детей разных национальностей; рисунки одаренных детей; рисунки детей так называемого периода первого детства (от рождения до 6–7 лет), по терминологии А.В. Бакушинского [2]. К последним относятся и рисунки Нины Чекрыгиной, выполненные ею в возрасте 2–3 лет. Рисунки экспонируются впервые, о них никогда не писали. Удивительное совпадение — впервые рисунки Нины Чекрыгиной продемонстрировали публике в дни, когда в подмосковном Пушкине было торжественно открыто место памяти ее отца, художника Василия Чекрыгина.

Василий Николаевич Чекрыгин погиб 3 июня 1922 года под колесами пригородного поезда на станции Мамонтовка. Художнику было всего 25 лет. Его вдова, Вера Викторовна Чекрыгина [3], осталась с годовалой дочерью Ниной на руках.

Могила Василия Николаевича ЧекрыгинаМогила Василия Николаевича Чекрыгина© Инна Павлова

Боголюбское кладбище, на котором был похоронен В.Н. Чекрыгин, было уничтожено уже через 10 лет в процессе создания Учинского (Акуловского) водохранилища. Сейчас оно выглядит как поляна в небольшом лесу на территории закрытого дачного поселка.

Узнав о смерти Чекрыгина, Бакушинский, познакомившийся с ним совсем недавно, писал: «…судьба событий мира таинственна» [4]. Действительно, только этой фразой и можно объяснить чудо — определение места захоронения и нахождение останков Василия Чекрыгина. Точнее, это чудо было сделано руками одного человека — пушкинского священника о. Андрея Дударева [5].

Обретение могилы художника через 99 лет после его смерти — удивительное, потрясающее событие. Так же удивлял людей Чекрыгин и при жизни — своими взглядами, своими произведениями. Бакушинский писал: «…я был под сильным впечатлением творчества В.Н. Чекрыгина и немногих личных бесед с ним, обрадованный глубоко великим открытием подлинного большого художника. Тем более ошеломляющее впечатление оказала на меня неожиданная весть о его трагической кончине. И эта небольшая статья, предположенная раньше как слово о живом, превратилась в слово надгробное» [6].

В 1923 году Бакушинский организовал посмертную выставку Василия Чекрыгина в Цветковской галерее. Для вдовы художника поддержка Бакушинского была крайне важна. Писатель, исследователь и коллекционер русского авангарда Н.И. Харджиев писал: «Устроитель выставки А. Бакушинский был первым искусствоведом, давшим блистательную характеристику творчества Чекрыгина. Статьи А. Бакушинского о Чекрыгине не утратили своего значения и в настоящее время. Свою первую статью о Чекрыгине А. Бакушинский начал писать при жизни художника, но напечатана она была после его смерти. В следующем году А. Бакушинский написал вступительную статью для каталога выставки и третью, самую крупную свою статью о Чекрыгине, опубликованную в журнале “Русское искусство” (№ 2–3). В сущности, все весьма немногочисленные упоминания о Чекрыгине в периодике 20-х годов почти цитатно повторяют высказывания А. Бакушинского» [7].

Дочери Чекрыгина в это время было два года. В их доме остались пригласительные билеты на выставку, на обороте которых маленькая Нина делала свои первые рисунки [8].

Слева: Пригласительный билет на открытие выставки произведений В.Н. Чекрыгина 27 мая 1923 года. Оборот рисунка Нины Чекрыгиной<br>Справа: Рисунок Нины Чекрыгиной. 11 марта (?) 1924 года. Международная коллекция детского рисунка ФГБНУ «ИХОиК РАО». П. 275 № 599Слева: Пригласительный билет на открытие выставки произведений В.Н. Чекрыгина 27 мая 1923 года. Оборот рисунка Нины Чекрыгиной
Справа: Рисунок Нины Чекрыгиной. 11 марта (?) 1924 года. Международная коллекция детского рисунка ФГБНУ «ИХОиК РАО». П. 275 № 599
© ФГБНУ «ИХОиК РАО»

Разумеется, пятно красной акварели на оборотной стороне печатного бланка назвать рисунком можно лишь условно. Но Вера Викторовна Чекрыгина была очень внимательна к этим первым шагам дочери. Она не только указывает возраст ребенка, но и записывает, что, по ее мнению, пыталась нарисовать маленькая Нина; ставит не только дату, но иногда и конкретное время суток. Так лист с несколькими линиями, проведенными детской рукой, становится свидетельством горя, тревоги за будущее ребенка и, конечно, большой любви.

Дядя и попугай. Рисунок Нины Чекрыгиной. 18 мая 1923 года, 6 часов вечера. Международная коллекция детского рисунка ФГБНУ «ИХОиК РАО». П. 275 № 635Дядя и попугай. Рисунок Нины Чекрыгиной. 18 мая 1923 года, 6 часов вечера. Международная коллекция детского рисунка ФГБНУ «ИХОиК РАО». П. 275 № 635© ФГБНУ «ИХОиК РАО»

Признаться, поначалу я с некоторым пренебрежением отнеслась к этому рисунку на обрезке листа и даже не поняла, почему В.В. Чекрыгина отнеслась к нему так бережно, подписав возраст точно до дня. Потом вчиталась в странную надпись: «Итан (Ипан?) летит». «Аэроплан летит» — думаю, именно это в 2 года, 1 месяц и 7 дней сказала и изобразила Ниночка Чекрыгина.

Итан (Ипан?) летит. Рисунок Нины Чекрыгиной. 7 июля 1923 года. 2 года 1 месяц 7 дней. Международная коллекция детского рисунка ФГБНУ «ИХОиК РАО». П. 275 № 585Итан (Ипан?) летит. Рисунок Нины Чекрыгиной. 7 июля 1923 года. 2 года 1 месяц 7 дней. Международная коллекция детского рисунка ФГБНУ «ИХОиК РАО». П. 275 № 585© ФГБНУ «ИХОиК РАО»

«Грибы и письмо дяде Толе» — так подписан рисунок 1924 года. Нине уже почти три года.

Грибы и письмо дяде Толе. Рисунок Нины Чекрыгиной. 11 мая 1924 года. 2 года 11 месяцев. Международная коллекция детского рисунка ФГБНУ «ИХОиК РАО». П. 275 № 634Грибы и письмо дяде Толе. Рисунок Нины Чекрыгиной. 11 мая 1924 года. 2 года 11 месяцев. Международная коллекция детского рисунка ФГБНУ «ИХОиК РАО». П. 275 № 634© ФГБНУ «ИХОиК РАО»

Осмелюсь предположить, что «дядя Толя» — это Анатолий Васильевич Бакушинский, благодаря которому и эти «грибы», и «попугай», и еще более 80 рисунков Нины Чекрыгиной оказались в коллекции Кабинета по изучению примитивного искусства и детского творчества. До нашего времени дошло 56 рисунков. Время их создания — 1923–1924 годы.

Наклейка и надпись на вдвое сложенном листе, в котором хранились рисунки Нины ЧекрыгинойНаклейка и надпись на вдвое сложенном листе, в котором хранились рисунки Нины Чекрыгиной© ФГБНУ «ИХОиК РАО»

Самый ранний из сохранившихся рисунков выполнен Ниной в 2 года, самый поздний — в 2 года 11 месяцев.

Вера Викторовна Чекрыгина с годовалой дочерью Ниной. 1922 годВера Викторовна Чекрыгина с годовалой дочерью Ниной. 1922 год© Андрей Дударев / Facebook

Кстати, родилась Нина Чекрыгина 1 июня 1921 года. Получается, открытием выставки «Дети авангарда» 1 июня мы отметили 100-летие со дня ее рождения.

Вот такое совпадение.

В витрине — рисунки и фото Нины Васильевны Чекрыгиной (1921–1981)В витрине — рисунки и фото Нины Васильевны Чекрыгиной (1921–1981)© Инна Павлова

[1] Н.Н. Фомина. Художественное воспитание детей в культуре России первой половины XX века. — М.: Альтекс, 2002. С. 113.

[2] О различных фазах психофизического развития ребенка А.В. Бакушинский написал книгу «Художественное творчество и воспитание», впервые изданную в 1925 году.

[3] Вера Викторовна Чекрыгина (1894–1953) — в девичестве Беренштам-Котова.

[4] А.В. Бакушинский. В пути к великому искусству // Журнал «Жизнь», 1922, № 3. Цит. по: Наталия Колесникова. Наследие Чекрыгина. Моя история. — Издательство Human Rights Publishers, 2016. С. 3. Материалы книги размещены в открытом доступе здесь и здесь.

[5] Анна Горская. Трудовое воскрешение Василия Чекрыгина // COLTA.RU, 27 мая 2021 года.

[6] А.В. Бакушинский. В пути к великому искусству.

[7] Л.Ф. Жегин. Воспоминания о В.Н. Чекрыгине. Редакция, предисловие и комментарии Н.И. Харджиева // Панорама искусств, 1987, № 10 (М.: Советский художник).

[8] В ФГБНУ «ИХОиК РАО» хранятся пять рисунков Нины Чекрыгиной, выполненных на обороте пригласительных билетов на открытие выставки произведений В.Н. Чекрыгина 1923 года.


Понравился материал? Помоги сайту!

Сегодня на сайте
Разговор c оставшимсяВ разлуке
Разговор c оставшимся 

Мария Карпенко поговорила с человеком, который принципиально остается в России: о том, что это ему дает и каких жертв требует взамен

28 ноября 20244871
Столицы новой диаспоры: ТбилисиВ разлуке
Столицы новой диаспоры: Тбилиси 

Проект «В разлуке» начинает серию портретов больших городов, которые стали хабами для новой эмиграции. Первый разговор — о русском Тбилиси с историком и продюсером Дмитрием Споровым

22 ноября 20246434
Space is the place, space is the placeВ разлуке
Space is the place, space is the place 

Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах

14 октября 202413025
Разговор с невозвращенцем В разлуке
Разговор с невозвращенцем  

Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается

20 августа 202419515
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”»В разлуке
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”» 

Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым

6 июля 202423592
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границыВ разлуке
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границы 

Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова

7 июня 202428899
Письмо человеку ИксВ разлуке
Письмо человеку Икс 

Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»

21 мая 202429553