Столицы новой диаспоры: Тбилиси
Проект «В разлуке» начинает серию портретов больших городов, которые стали хабами для новой эмиграции. Первый разговор — о русском Тбилиси с историком и продюсером Дмитрием Споровым
22 ноября 20241768Киностудия «Ширка-фильм» представляет сериал «Фигуранты по делу», раскрывающий историю одесского концептуализма. Первые три серии — интервью с Леонидом Войцеховым, Сергеем Ануфриевым и Владимиром Федоровым.
Изобрел концептуализм в Одессе Владимир Федоров по кличке Федот со своим одноклассником Алексеем Коциевским в конце 1970-х годов. В 1982 году Федот познакомил Леонида Войцехова с Сергеем Ануфриевым, и тогда возникла художественная группа, к которой подключились Игорь Чацкин и Юрий Лейдерман, «Перцы», «Мартынчики», Лариса Резун и другие. Негласным лидером группы был Леонид Войцехов. Художники создали своего рода мифопоэтический концептуализм, который оперировал абсурдистскими поэтическими формами и парадоксальными образами, отсылающими к творчеству обэриутов и одесскому фольклору. К концу 1980-х основной состав переехал в Москву, в сквот в Фурманном переулке и позднее в сквот «ЧП» (Чистые пруды), где художники работали уже по отдельности. Одесситы спасли московский концептуализм от сращивания с соц-артом, привнеся юмор, живописность, психоделию. Вместе с Павлом Пепперштейном в 1987 году Ануфриев и Лейдерман создали группу «Инспекция “Медицинская герменевтика”», в 1991 году старшим инспектором вместо Лейдермана стал Владимир Федоров. С середины 1990-х многие участники одесской группы ушли в подполье — даже относительно андеграунда. Киностудия «Ширка-фильм» ведет расследование по делу одесского архива и знакомит зрителя с некоторыми из участников концептуалистской группы.
Первая серия «Фигурантов по делу» — «Леонид Войцехов». Художник рассказывает о своих проектах 1970-х годов, о формировании группы концептуалистов, о выставке «Родня», о жизни в сквоте в Фурманном переулке, в сквоте «ЧП», о подводной синагоге, еврейском музее СНГ, новом хасидизме, культе Махно, Ниагарском фонтане и других своих проектах.
Вторая серия — «Сергей Ануфриев». Он рассказывает о современном искусстве в Одессе, о художниках 1960—1970-х годов: Александре Ануфриеве, Евгении Рахманине, Викторе Маринюке, Людмиле Ястреб, Валентине Хруще, о концептуалистской группе 1980-х.
Третья серия — «Владимир Федоров». Художник рассказывает о своей жизни в Одессе, о первых проектах с Алексеем Коциевским, с Сергеем Ануфриевым, об участниках концептуалистской группы 1980-х годов, о преследовании со стороны КГБ, о переезде в Харьков и потом в Москву, о жизни в Фурманном переулке и работе в составе группы «Инспекция “Медицинская герменевтика”».
Продолжение следует…
***
В рамках параллельной программы биеннале Manifesta 10 в Лиговской библиотеке (Санкт-Петербург, Лиговский проспект, 99) с 29 июня по 26 июля будет проходить выставка «Разведка художественных залежей», где будут представлены рисунки Войцехова, Ануфриева, Федорова, Лейдермана и художников круга группы «Инспекция “Медицинская герменевтика”». В рамках выставки будет демонстрироваться выпущенный киностудией «Ширка-фильм» в 2011 году документальный фильм «Розовый криминал» о жизни и творчестве культовой одесской личности — знаменитого вора, музыканта и художника Сени Узенькие Глазки.
Запрещенный рождественский хит и другие праздничные песни в специальном тесте и плейлисте COLTA.RU
11 марта 2022
14:52COLTA.RU заблокирована в России
3 марта 2022
17:48«Дождь» временно прекращает вещание
17:18Союз журналистов Карелии пожаловался на Роскомнадзор в Генпрокуратуру
16:32Сергей Абашин вышел из Ассоциации этнологов и антропологов России
15:36Генпрокуратура назвала экстремизмом участие в антивоенных митингах
Все новостиПроект «В разлуке» начинает серию портретов больших городов, которые стали хабами для новой эмиграции. Первый разговор — о русском Тбилиси с историком и продюсером Дмитрием Споровым
22 ноября 20241768Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах
14 октября 20249669Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается
20 августа 202416320Социолог Анна Лемиаль поговорила с поэтом Павлом Арсеньевым о поломках в коммуникации между «уехавшими» и «оставшимися», о кризисе речи и о том, зачем людям нужно слово «релокация»
9 августа 202417000Быть в России? Жить в эмиграции? Журналист Владимир Шведов нашел для себя третий путь
15 июля 202419726Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым
6 июля 202420552Философ, не покидавшая Россию с начала войны, поделилась с редакцией своим дневником за эти годы. На условиях анонимности
18 июня 202425610Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова
7 июня 202425801Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»
21 мая 202427148