6 августа 2014Искусство
186

«Железо звенит, железо свистит. Дайте пожить и железу»

Российские художники в Великой войне

текст: Анна Ильченко
Detailed_pictureКазимир Малевич. Из серии «Сегодняшний лубок». 1914© Государственный Русский музей

Три филиала Гете-института — в Париже, Москве и Мюнхене — подготовили онлайн-досье «Художники и Первая мировая война». Это попытка ответить на вопрос, как начавшаяся 100 лет назад мировая война повлияла на европейское искусство и судьбы немецких, французских и русских художников. COLTA.RU поучаствовала в создании этого досье. В данной статье рассказывается о роли российских художников в той войне.

Сложно усомниться в том, что 1914 год лег тяжелым бременем на ослабленное российское государство, не успевшее реабилитироваться после изнурительного и позорного русско-японского столкновения и последовавшей за ним революционной волны 1905—1907 годов. Тогда перед правительством стоял ряд задач, требовавших незамедлительного решения: мобилизация армии вместе с разработкой стратегически и экономически эффективного modus operandi. Естественно, все это сложно бы было реализовать, не заручившись общественной поддержкой. В этих обстоятельствах искусство приобретало легко тиражируемые формы — плакат, журнальная графика, литография, лубки, открытки, — способные быстро и эффективно достичь своего адресата.

Почетная обязанность

Патриотический настрой, царивший в рядах художественной интеллигенции в самом начале Первой мировой войны, можно было бы разделить на несколько типов: гражданский в стилистике «любовь к отечеству», сатирический и мифологический. Первый тип характерен для жанра социального плаката, который информировал о мероприятиях, организованных в поддержку солдат на фронте, раненых и инвалидов. Благотворительность считалась почетным делом, созданием плакатов занялись такие художники, как Константин Коровин, братья Васнецовы, Абрам Архипов.

Здесь обнаруживаются оригинальные по своему содержанию решения. К примеру, Коровин в одном из своих плакатов делит лист на две параллельные полосы, помещая на одной стороне монументальную фигуру Дмитрия Донского, а на другой — крайне прозаический текст, в котором перечисляются предметы для пожертвования нуждающимся. Образ московского князя ассоциируется с началом процесса становления государственности — объединения русских земель вокруг Москвы. Величие исторического прошлого манифестирует здесь свое присутствие, окрашиваясь пафосом гражданского долга. Интересно, что многие отмечают в подобной трактовке современности эскапизм. Очарование возвышенным прошлым имеет свойство дистанцировать человека от ужаса реальности, в данном случае — ужасов войны, замещая их нейтральными изображениями.

Константин Коровин. «Жертвуйте раненым. Дмитрий Донской». 1914Константин Коровин. «Жертвуйте раненым. Дмитрий Донской». 1914© Государственный Русский музей

Примечательно, что тогдашний социальный плакат часто напрочь исключал как антиправительственную или вообще политически ангажированную риторику, так и вечные для российского общества проблемы — социальную несправедливость, бедность и прочее. Работы с таким критическим содержанием считаются редкостью, так как в большинстве случаев исполнители строго следовали воле заказчика, для которого военный и гражданский героизм оказался более подходящей формой представления реальности.

В военное время появляются также специализированные газеты и богато иллюстрированные журналы, где публиковались последние фронтовые сводки. Большую популярность набирает военно-событийный лубок, воспроизводящий батальные сцены и подвиги русской армии. Акционерное общество «Биохром», с которым сотрудничали многие художники из «Мира искусства», выпускает открытки с портретами русских военачальников.

Возвращение лубка и русский авангард

Представители авангардного крыла российского искусства тоже не остались в стороне. Казимир Малевич вместе с Давидом Бурлюком, Аристархом Лентуловым, Владимиром Маяковским, Василием Чекрыгиным и И. Горским (псевдоним Ильи Машкова) основывают группу «Сегодняшний лубок», которая возрождает традицию сатирического лубка. Емкость и доходчивость графических изображений достигается при помощи лаконичной композиции и контраста ярких цветовых пятен, сопровождаемых хлесткими стихами-речовками: «У Вильгельма Гогенцоллерна / Размалюем рожу колерно. / Наша пика — та же кисть, / Если смажем — ну-ка счисть!».

Казимир Малевич. Из серии «Сегодняшний лубок». 1914Казимир Малевич. Из серии «Сегодняшний лубок». 1914© Государственный Русский музей

Возрождение лубка в большей степени как «народного искусства» многие объясняют успехами русской армии в первые годы войны. Впрочем, русскому футуризму лубок был близок своей примитивной и универсальной языковой структурой. В этой связи не менее интересными оказываются попытки создания некого синтетического нарратива в 14 литографических работах Наталии Гончаровой из цикла «Мистические образы войны» (1914), которые стали завершающим этапом русского периода ее творчества. Продолжая экспериментальную линию футуристической «антикниги», Гончарова разрушает типичное композиционное равновесие текста и изображения на книжных листах.

Наталия Гончарова. «Дева на Звере». Из серии «Мистические образы войны». 1914Наталия Гончарова. «Дева на Звере». Из серии «Мистические образы войны». 1914

Тема России, находящейся на распутье между Востоком и Западом, здесь получает новое звучание в контексте развернувшейся апокалиптической катастрофы. Именно в таком качестве понимается здесь Первая мировая война — как борьба противоположных стихий, столкновение добра и зла. Созвездие изображений вырисовывает своеобразную систему символов, при этом сохраняется современный для той эпохи контекст. Об этом свидетельствует ряд мифических звериных образов, которые представляют союзников Антанты и противников России: британский лев, галльский петух, германский орел и т.д. Геральдические символы находят свое воплощение в неопримитивистских формах, уподобляясь сказочным персонажам лубка. Кроме того, Гончарова, как и ранее Коровин, обращается к истории Дмитрия Донского, используя в качестве героев для одного из эстампов образы легендарных участников Куликовской битвы («Пересвет и Ослябя») — поворотного события в российской истории, после которого появилась надежда на освобождение от татаро-монгольского ига. И вновь возникает тематическая линия единства, которая здесь еще и подчеркивается закольцованным фризом книжных листов. Обобщенная форма эстампов создает метафорический язык, где изображение — это практически знак, а современность воспринимается как сакральная иносказательность.

Другой графический цикл — «Война» (9 линогравюр, 6 литографий) Ольги Розановой со стихами Алексея Крученых тоже наследует стилистике футуристической книги. Здесь Розанова использовала технику цветной линогравюры, раскрашивая шаблон вручную, и коллажа, вкрапляя геометрические композиции и текст из газетных статей. Мифологизация понятия войны снова проблематизируется на уровне художественного жеста, где эмоциональный накал создается за счет баланса предметного и беспредметного. Война здесь показана как фактор, ломающий устоявшийся ход времени, кризисный момент на пути к обновлению. Розанова в одном из своих текстов написала: для того, чтобы создать что-то гениальное, необходимо обладать «величайшей остротой сознания реального и исключительной силой воли для того, чтоб, отрекаясь от прошлого, не смешать его ложного, одряхлевшего образа с возникающим новым». В этом кроется принципиальное отличие от тех же работ Васнецова и Коровина, где прошлое оказывалось лишь окутывающей пеленой, эскапистской сентиментальностью.

Ольга Розанова. Из цикла «Война». 1916Ольга Розанова. Из цикла «Война». 1916

Альбом-книга «Война» был опубликован в 1916 году и точно улавливал момент, когда угасающие энтузиазм и патриотический пафос постепенно сменялись критическим осмыслением конфликта. К тому же военное положение России стремительно ухудшалось. Возникновение антивоенной позиции оказалось мучительным процессом и влекло за собой тотальный страх перед неизведанным.


Понравился материал? Помоги сайту!

Сегодня на сайте
Разговор c оставшимсяВ разлуке
Разговор c оставшимся 

Мария Карпенко поговорила с человеком, который принципиально остается в России: о том, что это ему дает и каких жертв требует взамен

28 ноября 20244867
Столицы новой диаспоры: ТбилисиВ разлуке
Столицы новой диаспоры: Тбилиси 

Проект «В разлуке» начинает серию портретов больших городов, которые стали хабами для новой эмиграции. Первый разговор — о русском Тбилиси с историком и продюсером Дмитрием Споровым

22 ноября 20246430
Space is the place, space is the placeВ разлуке
Space is the place, space is the place 

Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах

14 октября 202413024
Разговор с невозвращенцем В разлуке
Разговор с невозвращенцем  

Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается

20 августа 202419513
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”»В разлуке
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”» 

Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым

6 июля 202423591
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границыВ разлуке
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границы 

Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова

7 июня 202428898
Письмо человеку ИксВ разлуке
Письмо человеку Икс 

Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»

21 мая 202429551