6 октября 2014Искусство
200

Джанго порабощенный

Скандальный проект Exhibit B в Москве

текст: Александра Гурьянова

В рамках фестиваля TERRITORIЯ в Москву привезут скандальный проект Exhibit B, показ которого в лондонском культурном центре Барбикан был прерван заблокировавшими здание активистами в конце сентября. Проект южноафриканского художника Бретта Бейли состоит из серии перформансов с участием чернокожих волонтеров, имитирующих расистский аттракцион родом из XIX века. COLTA.RU выяснила, почему тема «человеческого зоопарка» актуальна в XXI веке и чем Exhibit B поражает аудиторию.

Практика выставлять африканских рабов или жителей колоний на потеху широкой публике была популярна в европейских метрополиях и США в XIX — начале XX века. «Экспонаты» показывали трюки, исполняли национальные танцы или просто сидели закованными в кандалы перед сотнями любопытствующих. Современная аудитория впервые «вспомнила» про практику «человеческого зоопарка» в 2011 году на выставке «Человеческие зоопарки: изобретение дикаря», открывшейся в Париже. Миролюбивый предшественник Exhibit B рассказывал об истории феномена в артефактах и иллюстрациях с типично музейной интонацией: «вот ведь как бывало».

Впрочем, западная пресса заострила внимание на этой выставке. Рецензии превращались в исторические экскурсы, где порой всплывали интересные подробности. Выяснилось, что столицей «человеческого зоопарка» считался Лондон — там такого рода шоу гастролировали чаще обычного. Кроме того, журналисты поражались тому, что исчезнувшее с появлением массового кино в 1930-е расистское увеселение внезапно возникло вновь в 1958-м, когда африканцев показывали бельгийской публике во время всемирной ярмарки EXPO в Брюсселе.

То, что этот случай в Бельгии — далеко не последний, показала история из Китая. В 2012-м в провинции Цзянси во время религиозного праздника нищих, просящих милостыню у храма, посадили в клетки, чтобы они не отпугивали туристов. Тогда статья об этом случае получила широкий резонанс. Самым удивительным было то, что многие британцы и читатели из других стран «первого мира» поддерживали китайский способ борьбы с попрошайками. Комментарии варьировались от «вот бы и у нас так» до откровенно расистских выступлений, о чем довольно едко высказался автор последовавшей за этим статьи в Vice.

Аналог «человеческого зоопарка» можно обнаружить и в Индии. Там на протяжении нескольких лет турфирмы водили экскурсии на острова, где обитает племя джарава. Ежедневно толпы туристов ослепляли их вспышками и бесцеремонно вторгались в быт племени. Только в 2014 году правозащитникам удалось добиться через суд запрета на «естественный» «человеческий зоопарк». Впрочем, в других местах ставшие популярными у жителей «первого мира» ознакомительно-развлекательные туры в трущобы мира «третьего» существуют и поныне.

Но по-настоящему мировая общественность заспорила о «человеческом зоопарке» весной 2014 года, когда два норвежских художника решили напомнить о столетнем юбилее масштабного аттракциона на ярмарке в Осло. В 1914 году в центре города, который тогда назывался Кристианией, действовала целая конголезская деревня (Kongolandsbyen), где выходцев из Африки наряжали в фольклорные одежды и селили в бутафорские хижины, — ту выставку посетило полтора миллиона человек. Ларс Куцнер и Мохаммед Али Фадлаби, сам родом из Африки, вместе с волонтерами воссоздали «Конго Вилладж» в центральном парке норвежской столицы.

По словам художников, их целью было напомнить норвежцам о позорной странице в истории страны и прервать «коллективную амнезию» нации. Акция вызвала скандал в стране и за ее пределами (достаточно посмотреть раздел «Пресса» на сайте художников. — Ред.), поскольку была воспринята как настоящий «человеческий зоопарк», как издевательство над выходцами из Африки, живущими в Норвегии. Как и в случае с Exhibit B, на художников парадоксальным образом взъелись борцы за права африканцев. В Twitter был популярен тэг #SomeoneTellNorway, под которым до сих пор можно найти гневные обвинения Куцнера и Фадлаби в расизме.

Проект Exhibit B похож на «Конго Вилладж», однако если норвежцы восстановили издевательски веселый аттракцион с ярмаркой, то Бретт Бейли воспроизвел «человеческий зоопарк» как интимную кунсткамеру. Живые люди сидят в кандалах, с заткнутыми ртами, связанными руками и не только позволяют себя рассматривать, но и пристально смотрят в ответ.

Перформанс застает зрителя врасплох, погружает в критически неловкую ситуацию и провоцирует на рефлексию о личном отношении к рабству. Идея Бейли проста — использовать чудовищную расистскую практику в XXI веке, чтобы заставить современного человека почувствовать стыд. Стыд за его предков — расистов и рабовладельцев. Стыд за масштабное угнетение человека человеком, которое, в сущности, никогда и не заканчивалось.

Презентация проекта Exhibit B пройдет в Московском музее современного искусства на Гоголевском бульваре с 10 по 14 октября. Бретт Бейли обещал локализовать проект для России. По словам организаторов, новые перформансы Бейли будут о мигрантах, гастарбайтерах и беженцах из СНГ.


Понравился материал? Помоги сайту!

Сегодня на сайте
Разговор c оставшимсяВ разлуке
Разговор c оставшимся 

Мария Карпенко поговорила с человеком, который принципиально остается в России: о том, что это ему дает и каких жертв требует взамен

28 ноября 20244945
Столицы новой диаспоры: ТбилисиВ разлуке
Столицы новой диаспоры: Тбилиси 

Проект «В разлуке» начинает серию портретов больших городов, которые стали хабами для новой эмиграции. Первый разговор — о русском Тбилиси с историком и продюсером Дмитрием Споровым

22 ноября 20246497
Space is the place, space is the placeВ разлуке
Space is the place, space is the place 

Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах

14 октября 202413083
Разговор с невозвращенцем В разлуке
Разговор с невозвращенцем  

Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается

20 августа 202419567
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”»В разлуке
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”» 

Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым

6 июля 202423641
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границыВ разлуке
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границы 

Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова

7 июня 202428943
Письмо человеку ИксВ разлуке
Письмо человеку Икс 

Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»

21 мая 202429598