20 ноября 2014Искусство
91

Кажется ли вам иногда, что вы платите за секс?

Или наоборот. Глеб Напреенко о «Поясе Афродиты»

текст: Глеб Напреенко

Написание этого текста далось мне нелегко: тема находится на слишком смутных, сложных пограничьях и заграничьях привычных для меня сфер эстетического и арт-системы. Но смычка между этой темой, то есть секс-работой, и искусством — то, что я призван и обречен освещать. И, кажется, в этой смычке есть что-то очень личное.

Секс-работа, секс-работница, секс-работник — во всех этих понятиях уже на уровне их конструкции как слов сталкиваются сексуальность и труд, вопрос о которых лежит в основании современной критической теории в том виде, в каком ее заложили Фрейд и Маркс. Субъект Нового времени соткан из этих двух субстанций. Однако в России секс-работницы и секс-работники практически не представлены как субъекты ни по одной из этих координат. Если в формате желтой прессы истории о сексе за деньги попадают в масс-медиа для придания им пикантности, то вопрос о секс-работе как труде никогда достаточно громко не дискутировался.

Именно дискурсивной невидимости секс-работы в России было посвящено и против нее направлено мероприятие «Пояс Афродиты», организованное кураторами Викой Бегальской и Юлией Тихоновой в галерее «Люда». Первой его половиной был спектакль, поставленный Бегальской и Александром Вилкиным с участием секс-работниц, где те рассказывали о своем трудовом опыте. Второй половиной стало обсуждение, в котором приняли участие теоретики феминизма и культуры и сами секс-работники, в том числе президент и представители ассоциации секс-работников «Серебряная роза». Спектакль был призван дать голос обычно лишенным голоса субъектам; круглый стол — стать узлом коммуникации между ними и различными специалистами, редко общающимися друг с другом, тем более на тему секс-работы. Нужно ли оценивать эффективность выбранных средств для достижения поставленных целей — тем более когда требование оценивать эффективность сегодня становится вездесущим? Про спектакль и круглый стол упомянули многие медиа, связанные с современным искусством, — но, впрочем, именно они, а не адресованные более широкой аудитории издания. Недостатки и преимущества такой модели медиации оценивать скучно; но в ее структуре есть нечто, свойственное вообще тому гетто культурной сферы, в производстве которого мы заточены. Мероприятие на больную и замалчиваемую тему, но нешумное и адресованное «своей», безопасной аудитории, — здесь узнаются некие неписаные правила игры, по которым существует изрядная часть финансируемых грантами культурных инициатив (например, проекты группы «Что делать?»). Между тем часто вне культурной сферы подать голос и нарушить молчание просто некому и средств на это нет — зато деньги есть у «Роснефти», спонсирующей такие идеологические блокбастеры, как «Романовы» и «Рюриковичи».

Впрочем, в случае «Пояса Афродиты» в происходящем был мощный и внешний по отношению к полю культуры актор — сама «Серебряная роза». Напряжение между территорией культуры и «Серебряной розой», трения между «теоретиками» и «практиками», как друг друга иронично окрестили участники круглого стола, между двумя несводимыми друг к другу сферами стали главным нервом вечера. Так и в спектакле ключевым было присутствие на сцене самих секс-работниц, непосредственных носительниц того опыта, которому было посвящено действо, — пусть даже их опыт был конвертирован в формат «нормального» современного театра. Само превращение в устах секс-работницы вербатима, передающего речь другого, в передачу собственной речи вызывало эффект замешательства, сбоя отношений между эстетикой и реальностью. «Практики» говорили о насущных проблемах движения, о нехватке медицинской и правовой помощи секс-работникам, о чудовищных законопроектах, предлагаемых в Думе, например, о законопроекте достославного депутата Милонова, предусматривающем уголовную ответственность за проституцию. «Теоретики» высказывали тонкие суждения о различных возможных моделях социального позиционирования секс-работы и их тупиках и предельных горизонтах. Например, говорили о правовой модели легитимации секс-работы или либертенской модели, ставили вопросы о том, что же вообще значит освободить труд секс-работниц. Мария Дудко обратила внимание на разные структуры классовых отношений, в которые могут быть вписаны секс-работники, например, на различия работы с сутенером, присваивающим прибавочную стоимость, производимую его подопечными, и индивидуальной секс-работы. К концу вечера сфера культурного производства, на чьей территории происходила встреча, восстановила-таки свою уютную герметичность: постепенно все секс-работники ушли, и оставшиеся представители культуры, включая меня, остались с удовольствием обсуждать теоретические тонкости секс-труда.

Итак, что же я должен теперь сделать? Осуществить медиаработу, к которой был призван: я посетил «Пояс Афродиты» в качестве обозревателя, и передо мной сейчас один медиаканал — раздел «Искусство» сайта COLTA.RU. Что же я должен передать по этому каналу с весьма узкой целевой аудиторией, чтобы попытаться стать соучастником благого дела по выводу секс-труда из зоны невидимости? Вряд ли здесь поможет пересказ верных замечаний теоретиков или фактов о практической деятельности активистов. Единственное, что может быть ценно донести, — это вопрос личной соотнесенности каждого субъекта современности с секс-работой; тот факт, что, кто бы ты ни был, ты принадлежишь к тому же полю социальных и культурных координат, что и секс-работа; что проституция не является чем-то потусторонним по отношению к тем линиям напряжения, из переплетения которых ты как субъект складываешься.

И — вот удача для статьи в раздел «Искусство»! — именно такой рефлексией, опрокидыванием вопросов от объекта рассмотрения обратно к субъекту занимается современное искусство. Это тот узловой пункт, в котором эстетическое пересекается с политическим в эпоху модерности. Скандальность «Олимпии» Мане и «Авиньонских девиц» Пикассо, двух главных полотен модернизма, посвященных секс-работе, именно в том, что они ставят знак равенства между взглядом зрителя, смотрящего на картину, и взглядом посетителя борделя или клиента элитной проститутки. Они заставляют потребителя искусства спрашивать себя: кто он, чего он ищет своим взглядом в искусстве и в объекте сексуального желания? Итак, чтобы стало возможно по-настоящему говорить о секс-работе, нужно, чтобы каждый попытался присмотреться к себе с вопросами, на многие из которых невозможно ответить, так как они адресованы бессознательному. Невозможно так же, как проблемно вообще держать речь от первого лица: в спектакле «Пояс Афродиты» многие монологи были опосредованы куклами, высовывающимися из-за занавеса, скрывающего актеров. Но уже попытка взятия речи — что-то меняющий акт. Вопросы, например, такие:

Занимались ли вы секс-работой? Думали ли вы ей заняться?
Пользовались ли вы услугами секс-работников? Хотели ли ими воспользоваться?
Может ли секс в браке заменить секс с секс-работником?
Может ли секс с секс-работником заменить секс в браке?

Или лучше иначе:

Есть ли сходство между отношениями в браке и отношениями с секс-работником?
Платите ли вы своему супругу или супруге? Платит ли он или она вам?
Есть ли сходство между устройством вашего труда и вашей сексуальной жизни?
Влияет ли изменение вашей сексуальной жизни на ваше отношение к работе?
Меняется ли образ вашей сексуальной жизни от изменений в устройстве вашего труда?
Кажется ли вам, что ваша работа использует вашу сексуальность?
Чувствуете ли вы когда-нибудь, что вам платят за секс?
Кажется ли вам иногда, что вы платите за секс?

Можно представить эти навязчивые вопросы, развешанные по трем стенам зала над урнами для голосования «да/нет», как у Ханса Хааке в MoMA Poll или Юрия Альберта в Moscow Poll. Напротив, на четвертой стене, пришпилим репродукцию «Олимпии» — и вот пусть плохонькая, но работа современного искусства. Смотрите, как вывернулся автор статьи, лишь бы вернуться в свою родную стихию!


Понравился материал? Помоги сайту!

Сегодня на сайте
Столицы новой диаспоры: ТбилисиВ разлуке
Столицы новой диаспоры: Тбилиси 

Проект «В разлуке» начинает серию портретов больших городов, которые стали хабами для новой эмиграции. Первый разговор — о русском Тбилиси с историком и продюсером Дмитрием Споровым

22 ноября 20241747
Space is the place, space is the placeВ разлуке
Space is the place, space is the place 

Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах

14 октября 20249659
Разговор с невозвращенцем В разлуке
Разговор с невозвращенцем  

Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается

20 августа 202416310
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”»В разлуке
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”» 

Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым

6 июля 202420543
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границыВ разлуке
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границы 

Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова

7 июня 202425791
Письмо человеку ИксВ разлуке
Письмо человеку Икс 

Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»

21 мая 202427141