23 декабря 2014Искусство
113

Коммуникация в одни ворота

Что не так с Московским урбанистическим форумом?

текст: Анна Шевченко
Detailed_picture© IV Московский урбанистический форум

В середине декабря прошел IV Московский урбанистический форум — главное событие в области российской урбанистики. Ежегодное мероприятие с участием правительства Москвы, международных и российских экспертов, безусловно, является резонансным проектом — как для профессионального сообщества, так и для широкой публики.

Из хорошего: на карте Московского форума появились регионы. Первый день был посвящен региональной повестке, приглашены мэры российских городов, проведены региональные исследования, заказанные ВШУ. Да и сам факт, что у московской власти возникает необходимость отчитываться за свою работу публично, отличает «собянинскую» эру от эры «лужковской», когда подобные мероприятия и вовсе отсутствовали за ненадобностью. Мы оставили в прошлом те «дремучие времена» и живем в «прогрессивную эпоху», где особую важность приобрела «борьба за горожанина» (в терминологии, заимствованной из словаря популярных урбанистов вроде Ричарда Флориды и Чарльза Лэндри). Мы прошли долгий и плодотворный путь по части обучения чиновников правильным словам, и отныне рассказы о достижениях московского правительства щедро сдобрены заграничными терминами. И все же невозможно удержаться от ряда вопросов.

Неясно, откуда взялся азиатский тренд и почему мы должны догонять загазованный и перегруженный автотранспортом Пекин.

Заготовленные речи представителей городских властей пестрят сравнениями с азиатскими странами: Сергей Собянин сообщает о том, что Москва почти догнала Пекин, Игорь Шувалов призывает равняться на Сингапур, а Гонконг, по мнению Александра Плутника, мы и вовсе превосходим: ведь российские нормы метража для жилья эконом-класса значительно щедрее гонконгских. Неясно, откуда взялся азиатский тренд и почему мы должны догонять загазованный и перегруженный автотранспортом Пекин. Гордость от того, что по темпам жилищного строительства мы можем сравниться лишь с китайскими городами, также сомнительна. В области формирования комфортной городской среды, по словам главы столичного стройкомплекса Марата Хуснуллина, приоритет отдается повышению мобильности населения, в частности, увеличению пешеходной и велосипедной доступности. При этом данные бюджета, проанализированные блогерами, говорят о том, что львиная доля расходов идет на строительство скоростных дорог, явно не добавляющих связности территории; второе место занимает развитие метрополитена, а на наземный городской пассажирский транспорт (НГПТ) остается совсем небольшая сумма. Некоторые пассажи — такие, как «Москва уже избавилась от многолетнего имиджа супердорогого города для бизнеса и туризма» — вообще сложно воспринимать всерьез.

Если говорить о формате мероприятия, то существуют разные модальности социального взаимодействия — репрезентация и коммуникация. С первой на форуме все отлично, а вот по части второй случился провал. Для выстраивания коммуникации необходимо хотя бы минимальное взаимодействие с профессионалами или публикой. Этот диалог в формате форума может осуществляться как при помощи вопросов из зала, предусмотренных в конце каждой сессии, так и в рамках выступлений приглашенных экспертов и последующей дискуссии. Вопросы из зала — наиболее проблемная часть, поскольку насыщенные чиновниками высшего звена пленарки, как правило, не оставляют для этого времени. Более того, задать вопрос — трудновыполнимая задача не только для рядового гражданина, но и, скажем, для представителя независимого «городского издания». В итоге все, что остается для более-менее свободного мыслеизъявления, — это лакуны внутри сессий, которые по случаю могут заполнить спикеры-радикалы, как это сделали в прошлом году на открытии второго дня форума филантроп, основатель «Архитектуры для человечества» Кэмерон Синклер и бывший мэр Боготы Энрике Пеньялоса. Несмотря на то что ничего особенно крамольного высказано не было, уже сама возможность прокомментировать текущие московские проекты и привести зарубежные аналоги добавила остроты: высказывания следовали непосредственно за докладом мэра Москвы и не отличались излишними реверансами в сторону московского правительства. Здесь, безусловно, сыграла роль не только отчетливая позиция спикеров, но и работа кураторов, предопределивших порядок выступлений. И это — важная часть выстраивания процесса диалога: таким образом формируется пространство для разговора и сбивается монологичность высказываний представителей власти и ее нацеленность на саморепрезентацию. В этом году разговора не получилось, зато реверансов было предостаточно: на пленарках выступающие рассыпались в благодарностях и похвалах в адрес мэра, а сколько-нибудь яркие моменты стали возможны на более камерных сессиях.

В этом году разговора не получилось, зато реверансов было предостаточно.

Но и здесь шансом высказаться без оглядки на власть воспользовались единицы. Независимостью суждений на этот раз отличились отдельно взятые российские профессионалы: выступлениями, критикующими сложившееся положение дел, запомнились бывший главный архитектор Самары Виталий Стадников, приглашенный на сессию «Развитие городской среды: смена количественных показателей на качественные», и архитектурный критик Григорий Ревзин, прочитавший доклад на тему «Качество среды: роль архитектуры и архитектора». Стадников обрушился на текущую политику жилищного строительства, в частности, программу доступного жилья, в рамках которой застройщики стремятся к минимизации усилий при наплевательском отношении к среде: «Самара — город, вводящий почти миллион квадратных метров ежегодно при убывающем населении, при ухудшении качества предложения, что приводит к возникновению районов, немедленно превращающихся в гетто». Ревзин, в свою очередь, подверг критике российскую конкурсную систему, оказавшуюся неспособной привести к физическому воплощению задуманных амбициозных проектов: «Я каюсь и считаю, что нам надо отменить архитектурные конкурсы вообще. Это все равно что заставлять людоедов учить Декларацию прав и свобод человека». Он предлагает «найти какого-нибудь сильного человека, олигарха и чиновника, и срочно сделать его предводителем зодчих <…> Так наша страна спасала футбол, фигурное катание, биатлон, парки, современное искусство и истребитель шестого поколения». Уже сам формат доклада, стилизованного под покаяние осознавшего свои ошибки профессионала 1930-х, стал наиболее сильным комментарием к происходящему и на удивление органично вписался в контекст, даже если отвлечься от его содержания с отсылками к Макиавелли и убеждения, что московской архитектуре поможет только полная непрозрачность принятия решений.

© IV Московский урбанистический форум

Разумеется, пара ярких выступлений не может спасти ситуацию в целом. Чтобы событие сохраняло значимость, а не только было объектом шуток внутри профессионального сообщества, необходима возможность живой реакции, вносящей иную точку зрения в безостановочный монолог власти. Трудно представить, что в таком огромном и сложном мегаполисе, как Москва, «все идет по плану». Отказ от диалога проиллюстрировала и неожиданно резкая реакция Сергея Капкова на невинный вопрос журналистки о еде в городе. В частности, глава Департамента культуры сообщил, что город — это не собес и ничего бесплатного здесь быть не может, а напоследок припугнул перспективой маринования собаки (позже он извинился за сказанное).

Все это сводит на нет усилия организаторов и не способствует повышению доверия к мероприятию. Не случайно наиболее демократичный фестивальный день форума, куда приглашаются активисты и широкая публика, сдвинут в самый конец, что как бы намекает посетителю: сначала репрезентация, потом — коммуникация, правда, уже в отсутствие чиновников высшей лиги.

***

Алексей Ковалев, шеф-редактор сайта yod.yopolis.ru

Московские чиновники открытость понимают довольно своеобразно. На форуме произносилось много слов про то, как городская власть поворачивается лицом к жителям, но если бы вы захотели проверить этот тезис на практике, без личного знакомства с руководителем какого-нибудь департамента или вице-мэром у вас бы вряд ли что-нибудь получилось. Еще полезно быть корреспондентом одного из изданий, на поддержку которых мэрия тратит 12 миллиардов рублей в год. Тогда, даже если вы приходите на пресс-конференцию последним, вам обязательно обеспечат место в первом ряду. Прочих оперативно оттеснят от ВИПа бдительные охранники или пресс-служба.


Понравился материал? Помоги сайту!

Сегодня на сайте
Столицы новой диаспоры: ТбилисиВ разлуке
Столицы новой диаспоры: Тбилиси 

Проект «В разлуке» начинает серию портретов больших городов, которые стали хабами для новой эмиграции. Первый разговор — о русском Тбилиси с историком и продюсером Дмитрием Споровым

22 ноября 20241533
Space is the place, space is the placeВ разлуке
Space is the place, space is the place 

Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах

14 октября 20249526
Разговор с невозвращенцем В разлуке
Разговор с невозвращенцем  

Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается

20 августа 202416222
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”»В разлуке
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”» 

Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым

6 июля 202420463
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границыВ разлуке
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границы 

Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова

7 июня 202425715
Письмо человеку ИксВ разлуке
Письмо человеку Икс 

Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»

21 мая 202427061