16 августа 2013Искусство
100

Трэш девяностых возвращается

Сауна, тантрический массаж, свинг-клуб, Нижний Кисловский переулок, Творческий союз художников России, «астральный каратист» и венский сексолог

текст: Хервиг Хёллер
Detailed_picture© sauna-arbat.ru

На первый взгляд Нижний Кисловский переулок является одной из многочисленных улочек старой Москвы, которая отличается богатым прошлым и внушительным настоящим. В одном конце в шикарном особняке А.А. Морозова правительство РФ ныне встречает гостей, на противоположной стороне — судя по вывеске — заседает «международная ассоциация поддержки правопорядка и защиты граждан от преступных посягательств» с громким названием «Щит и меч».

Впечатляет и историко-культурное значение. В тридцатые-сороковые годы в доме номер 8 обитали немецкие политэмигранты Вольфы — писатель Фридрих Вольф и его сын Конрад, который позже стал президентом Академии искусств ГДР (почему-то мемориальная доска на доме замалчивает второго сына Фридриха, Михаила «Мишу» Вольфа: тот позже работал долгие годы начальником внешней разведки ГДР).

На днях в поле зрения попало соседнее здание: в доме 6, строение 1 находился в свое время маленький театр П.Ф. Секретарева (1860—1892), и именно здесь Константин Станиславский начинал свой творческий путь.

Однако шумиха вокруг «Секретаревки» не связана с историей русского театра: по всей вероятности, это результат повышенной политической активности на фоне московских выборов. К концу июля муниципальный депутат Елена Ткач нашла в интернете информацию о том, что в историческом здании работает не только сауна «Арбат», салон эротического массажа «Дао-Тантра», свинг-клуб «Тройка» и клуб группового секса «Гэнг-Бэнг».

© Herwig Höller

Там — что в политическом плане главное — находится и фонд «Русские витязи», и редакция малоизвестного военно-исторического журнала «Старый Цейхгауз». Заместителем главного редактора этого издания работает видный московский чиновник Александр Кибовский, который, как глава Мосгорнаследия, отвечает как раз и за архитектурное наследие столицы. Городское здание, по версии депутата, якобы даже находится в управлении департамента самого Кибовского. Ткач обратилась к врио мэра Сергею Собянину с просьбой отстранить чиновника «в связи с несоответствием занимаемой должности». Он не мог не знать о сексуальных услугах под боком у «своего» журнала, написала депутат. По версии Ткач, уже зимой ведомство Кибовского было проинформировано о сауне. По крайней мере, в феврале этого года сауна «Арбат» фигурировала в телевизионном сюжете на канале «Москва 24», где активистка «Архнадзора» пожаловалась на неадекватную эксплуатацию бывшего театра.

В этот раз в Мосгорнаследии прореагировали мгновенно. Представители ведомства дали понять, что «наезд» на начальника якобы связан с новым московским законом, который предусматривает солидное повышение штрафа за уничтожение архитектурного наследия. И объяснили в двух эмоциональных пресс-релизах, что сам Кибовский в «Цейхгаузе» не бывает и управление зданием еще в 2009 году было передано Мосгорнаследием Департаменту городского имущества г. Москвы, а за сауну и прочее отвечает Московское отделение Творческого союза художников России, которое уже много лет безвозмездно арендует и использует львиную долю «Секретаревки».

В самом Творческом союзе художников России (ТСХР) с кризисным пиаром дела обстоят куда хуже. Хотя не исключено, что предполагаемый гэнг-бэнг в подвале, как уверяет депутат Ткач, тянет даже на уголовное преследование, на официальном сайте пока нет никакой информации о скандале. ТСХР, который был сформирован в начале 1990-х на основе «Горкома графиков», является одним из самих больших художественных объединений России — в одном Московском отделении состоит около 4000 членов, в управлении у организации большое количество мастерских.

Президент союза Константин Худяков тем не менее вежливо отвечает на вопросы о Нижнем Кисловском. О сауне узнал из СМИ, художник — субарендатор подвала ему лично неизвестен и находится в данный момент в Испании; у него фамилия якобы армянского происхождения. Уточнения Худяков обещает в конце августа: «Сейчас в союзе каникулы, мне не у кого спросить фамилию».

© Herwig Höller

31 июля Худяков совместно с представителями московского департамента имущества посетил помещение. Он рассказывает о большом подвале порядка 120—150 кв.м., который отличается сложной планировкой и жуткой вентиляцией. «Это бывшая лечебница — до 1920-х или 1930-х годов там лечили водой», — говорит Худяков. Подтекст понятен — из-за этой предыстории подвальная сауна не является угрозой для архитектурного памятника.

Тем временем отношения между ведомством Кибовского и Творческим союзом явно обострились. После согласования с прокуратурой инспекторы Мосгорнаследия дважды появились в Нижнем Кисловском, но из-за неявки представителей ТСХР не попали в здание. 13 августа они наконец-то с помощью представителя союза вошли в само здание — но в подвал их не пускали. Поэтому официальной оценки подвальной модернизации с точки зрения культурного наследия еще нет. Лишь по художественной части есть экспертное мнение Константина Худякова: он говорит, что, судя по оформлению и картинкам в подвале, у этого художника «совершенно омерзительный вкус». Фотографии на сайте сауны «Арбат» это впечатление вполне подтверждают.

Несмотря на то что фамилия субарендатора-художника до сих пор неизвестна, можно с большой вероятностью уже сейчас сказать, кто в последнее время был хозяином злачного подвала. Скорее всего за сауной, тантрическим массажем и гэнг-бэнгом стояли структуры некоей Юлии Варры — об этом свидетельствуют следы на тех сайтах, которые прорекламировали услуги Нижнего Кисловского. Варра, точнее, Юлия Валерьевна Аверьянова выступает как хозяйка «тантра-клубов» в разных российских городах и за границей. Параллельно она дает желтой прессе комментарии в качества сексолога, будучи, как она пишет на своем сайте, ученицей некоего Карла Штифтера, организатора и создателя «Института сексологии и перинеометрии» в Вене. В психотерапевтических кругах Австрии Штифтера, чье учение на первый взгляд как-то похоже на смесь Вильгельма Райха и Отто Мюля, не особенно знают. И сам Штифтер утверждает, в свою очередь, что не помнит Аверьянову. Может быть, сообщает он, она 15 лет тому назад посещала его семинары. Аверьянова на запрос COLTA.RU не отвечает.

© Herwig Höller

Самое забавное в данном контексте — связи госпожи Аверьяновой с ТСХР. В 2000 году она выставилась вместе со своим тогдашним мужем Валерием Аверьяновым в ЦДХ — правда, теперь она себя называет его «духовной дочерью». Муж (или «духовный отец») сам колоритный персонаж: когда-то он думал, что можно спасти Советский Союз с помощью йоги, а теперь выступает как гуру Вар Авера и специалист по «астральному каратэ», иногда его называют «внуком Сталина», недавно он появился в Улан-Удэ. В 2000-м он выступил в ЦДХ как член Творческого союза художников России. Тогда в телевизионном сюжете речь и зашла о предыдущей выставке Аверьяновых на Малой Грузинской, 28, которая известна как место выставок «Горкома графиков», предшественника союза.

И еще другой исторический факт дает повод для размышления о возможной «крыше» той сауны в подвале, которая, вероятнее всего, существует уже несколько лет. Нижний Кисловский переулок, дом 6, строение 1 — не случайный адрес для союза. Именно в этом доме жил и работал Эдуард Дробицкий (1941—2007) — народный художник РФ, вице-президент Российской академии художеств, основатель и до своей смерти президент Творческого союза художников России.

Деятели из союза, кстати, не впервые сталкиваются с банными делами в подведомственных подвалах. В своей книге «Малая Грузинская, 28. 1976—1988» Анна Флорковская пишет о планируемой сауне в подвале этого дома, где с 1976 года выставлялся полуофициальный андеграунд Москвы. По словам Флорковской, бар в подвале работал аж до 1981 года — по неназванным причинам сауна тогда не стала реальностью. Десятилетия спустя эта мечта сбылась.


Понравился материал? Помоги сайту!

Сегодня на сайте
Столицы новой диаспоры: ТбилисиВ разлуке
Столицы новой диаспоры: Тбилиси 

Проект «В разлуке» начинает серию портретов больших городов, которые стали хабами для новой эмиграции. Первый разговор — о русском Тбилиси с историком и продюсером Дмитрием Споровым

22 ноября 20241857
Space is the place, space is the placeВ разлуке
Space is the place, space is the place 

Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах

14 октября 20249715
Разговор с невозвращенцем В разлуке
Разговор с невозвращенцем  

Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается

20 августа 202416367
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”»В разлуке
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”» 

Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым

6 июля 202420588
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границыВ разлуке
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границы 

Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова

7 июня 202425840
Письмо человеку ИксВ разлуке
Письмо человеку Икс 

Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»

21 мая 202427186