11 февраля 2015Искусство
250

Переставляемые головы

Почему и зачем сменился директор Третьяковской галереи?

текст: Сергей Гуськов
Detailed_pictureЗельфира Трегулова© Петр Кассин / Коммерсантъ

10 февраля было объявлено об увольнении Ирины Лебедевой с поста директора Третьяковской галереи, которой она руководила с 2009 года, и назначении нового — Зельфиры Трегуловой, которая до того возглавляла Государственный музейно-выставочный центр «РОСИЗО». При этом Лебедевой было предложено остаться в Третьяковке в качестве научного сотрудника.

Такой сюрприз от Министерства культуры — для кого-то приятный, для кого-то не очень — сразу же стал активно обсуждаться. С одной стороны, очередная крупная перестановка — логичное продолжение давней политики: последние годы в сфере государственных музеев и выставочных центров происходит если не коренная, то как минимум очень серьезная перестройка. Процессы, запланированные и отчасти запущенные еще во времена прежних руководителей Минкульта, при Владимире Мединском стали форсировать. Не секрет, что государство хочет уйти из этой сферы финансово, но при этом остаться там в качестве жандарма, который решает, что можно, а что нельзя. То есть: деньги ищите сами, мы вам будем давать все меньше, но вот вашу выставочную политику и прочие важные вопросы согласуйте с нами в том или ином виде. Все административные решения вращаются вокруг этой генеральной идеи — и крупных начальников, и руководителей поменьше назначают на должности или снимают исключительно по этой причине, используя все остальные претензии в качестве вспомогательных рычагов. Такие разные по риторике ведомства Мединского и Капкова в этом смысле действуют одинаково.

В ситуации изоляции России во главе музея должен стоять человек с международной репутацией, а таких, при этом согласных сотрудничать с нынешней властью, практически нет.

С другой стороны, непрозрачность и внезапность принятия решений, широко практикуемые в российских органах власти с самого верха до самого низа, дают богатую пищу для спекуляций любителям изучить внутреннюю структуру госаппарата. По сути, единственным объяснением, предъявленным министерством в связи со сменой директора музея, стала обтекаемая формулировка «по инициативе работодателя», которая позже обрела иную форму — «из-за целого ряда претензий к ее работе». Они отчасти называются, но не главой ведомства, а через директора Департамента культурного наследия Министерства культуры Михаила Брызгалова, чьи слова цитирует пресс-служба Минкульта: «Затянуто строительство 2-го корпуса, скандалы вокруг музея, так и не создана комфортная среда для посетителей, школьников, студентов, методистов. Главный художественный музей страны, русского искусства так и не стал методическим центром. В планах — снижение (!) посещаемости на 15 процентов». Советник по культуре при президенте РФ Владимир Толстой заявил, что «давно возникали претензии» к Лебедевой «как к менеджеру».

Ирина ЛебедеваИрина Лебедева© Сергей Пятаков / РИА Новости

Появилась версия, что непосредственной причиной стал проект нового музейного корпуса на пересечении Кадашевской набережной и Лаврушинского переулка (об одной стороне этого проекта — фасадах — COLTA.RU писала ранее), который «всплыл» в числе строек с завышенной стоимостью и среди прочих подвергся резкой критике со стороны Татьяны Голиковой, главы Счетной палаты. История со слишком дорогими проектами дошла до президента, а оттуда спустилась к премьер-министру для принятия административных решений — полетели головы. По другой версии, руководство Третьяковской галереи конфликтовало с московским Департаментом культуры и лично его главой Сергеем Капковым, который, практически как и Трегулова, любим одновременно в московской культурной среде, зарубежной прессой и в кабинетах далеко не культурного начальства. Кроме того, вспомнили историю с анонимным письмом работников Третьяковской галереи тогдашнему министру Авдееву и трения во взаимоотношениях с РПЦ.

Что касается непосредственно двух персоналий — прежнего и новоназначенного директоров, мнения разделились. Хранитель живописи ХХ века в Третьяковской галерее Татьяна Левина, работающая в музее с 1980 года (а для сотрудников галереи эта перестановка стала неожиданностью), считает, что «увольнение Ирины Лебедевой — это очень, очень плохо. Это увольнение — тоже звено гребаной цепи». Галерист Марат Гельман, наоборот, полагает, что «это очень хорошо». Он напоминает, что Трегулова принимала участие в подготовке экспортных выставок-«хитов», таких, как «Великая утопия» (1992—1993), «Амазонки авангарда» (1999—2001) и т.д. Также, по мнению Гельмана, «министерство понимает, что в ситуации изоляции России во главе музея должен стоять человек с международной репутацией, а таких, при этом согласных сотрудничать с нынешней властью, практически нет. А Зельфира всегда работала в государственных структурах — Музеи Кремля, “РОСИЗО”».

Это увольнение — тоже звено гребаной цепи.

Если эта гипотеза верна, то история с фасадами ГТГ, из-за которых предположительно уволили Лебедеву, имеет символическое продолжение — как и инициативы Капкова (ну или как «Манифеста»), деятельность Трегуловой должна стать фасадом для Запада и встревоженной интеллигенции. А что происходит под этим покровом — другое дело. Как замечает художественный критик, сотрудник научного отдела музея «Гараж» Валерий Леденёв, «при антикризисном плане сократить финансирование культуры на 10% и увеличении вливаний в оборонную промышленность претензии (к Лебедевой. — Ред.) о “затягивании” строительства нового корпуса и отсутствии “комфортной среды для посетителей, школьников, студентов, методистов” выглядят весьма абсурдно». Наверное, в правительстве действительно полагают, что если назначить директором крупной госинституции вызывающего симпатию человека, такого, как Зельфира Трегулова, то проще проводить в жизнь «непопулярные» решения.

И действительно, большинство ожидает от нового директора вовсе не сокращений и следования официальной культурной политике, а «всего хорошего» — например, реконструкции помещений на Крымском Валу и интересных выставок. Впрочем, ждать резких изменений в этой сфере не стоит, скорее возможны небольшие сдвиги. «Не секрет, что Третьяковка с большей охотой гордится уже достигнутым, взвешенным и посчитанным, нежели ориентирована на решительные музейные ходы и новшества, — замечает Леденёв. — Постоянная экспозиция много лет не менялась, акценты в ней расставлены с однозначной иерархией, работы из запасников экспонируются редко и не представлены даже на сайте. В закромах музея ведь скрыты подчас удивительные вещи — например, из искусства авангарда. Как и в хранилищах других музеев, содержимое которых мы не видим практически никогда. Эти вещи можно было бы показывать вместе, делать совместные межмузейные выставки, восполнять пробелы и слепые пятна и т.п. Все это могло бы проходить под эгидой Третьяковки — хотя и попахивает критической дискуссией. “Уместной”, как нам часто дают понять, в том числе и нынешним решением, не везде и не всегда».


Понравился материал? Помоги сайту!

Сегодня на сайте
Разговор c оставшимсяВ разлуке
Разговор c оставшимся 

Мария Карпенко поговорила с человеком, который принципиально остается в России: о том, что это ему дает и каких жертв требует взамен

28 ноября 20244866
Столицы новой диаспоры: ТбилисиВ разлуке
Столицы новой диаспоры: Тбилиси 

Проект «В разлуке» начинает серию портретов больших городов, которые стали хабами для новой эмиграции. Первый разговор — о русском Тбилиси с историком и продюсером Дмитрием Споровым

22 ноября 20246429
Space is the place, space is the placeВ разлуке
Space is the place, space is the place 

Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах

14 октября 202413021
Разговор с невозвращенцем В разлуке
Разговор с невозвращенцем  

Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается

20 августа 202419512
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”»В разлуке
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”» 

Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым

6 июля 202423590
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границыВ разлуке
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границы 

Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова

7 июня 202428897
Письмо человеку ИксВ разлуке
Письмо человеку Икс 

Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»

21 мая 202429550