18 мая 2015Искусство
129

Опасное представительство

Что такое группа «Синий всадник»?

текст: Алексей Конаков
Detailed_picture«Победа распятия»© Грани.Ру

Простой, немного странный, немного невпопад вопрос: а почему, собственно, в мире уделяют так много времени актуальному искусству? Почему всех так интересуют «Манифесты» и «Документы», арт-форумы и круглые столы, смена экспозиций и работа аукционов? Почему, несмотря на сложность рецепции, на неизбежные затраты, связанные с потреблением contemporary art, ему внимают, его обсуждают, о нем говорят? Конечно, было бы откровенной пошлостью думать, что дело здесь в «пикантности» или «скандальности» некоторых произведений, в гомерической стоимости отдельных лотов, в изощренности и хитроумии иных галерейных интриг. Пожалуй, гораздо более важен тот факт, что область современного искусства является зримым воплощением некоего утопического предела, к которому стремится глобальный капитализм. Будучи экономическим базисом современного искусства, мировой капитал прозревает в последнем собственный идеальный образ — триумф неотчужденного (творческого) труда, широкое поле, где расцветают сто цветов, место свободного развития и плюрализма, пространство дружественной конкуренции и смелых инноваций.

Подобная идеология, либеральная по своей сути, неявно предполагает, что в современном искусстве должны получать представительство любые возможные социальные классы, группы и страты. Действительно, мы легко найдем здесь фигуры, репрезентирующие топ-менеджмент (Энди Уорхол) и финансовый трейдинг (Джефф Кунс), университетских интеллектуалов (Ханс Хааке) и классических диссидентов (Ай Вэйвэй), городскую богему (Кит Харинг) и мелкую буржуазию (Трейси Эмин). И, однако же, существует целый ряд социальных групп, которые в принципе не могут быть представлены сегодня на этом поле — прежде всего потому, что яростно отрицают саму целесообразность существования этого поля. Но ирония ситуации в том, что — несмотря на стандартные обвинения (в шарлатанстве, некомпетентности, подрыве устоев, уничтожении эстетических норм и т.д.) или простое игнорирование со стороны таких групп — современное искусство, движимое логиками художественного поиска, либерального плюрализма и капиталистической экспансии, все равно будет пытаться включить даже их в свою бесконечную игру, представить их в своем сложном и продуктивном порядке.

Казалось бы, позднепутинская Россия с ее «консервативным поворотом» 2013—2014 годов, с пестуемой любовью к «традиционным ценностям», с арестами свободных художников и цензурированием независимых галерей являет собой место чистого отрицания всех тенденций современного искусства. И в то же самое время — именно современное искусство лучше других фиксирует траекторию сегодняшнего идеологического виража, всерьез пытается описать и осмыслить происходящее. Среди художников, анализирующих стремительное изменение социального контекста, нужно назвать и акционистскую группу «Синий всадник» (Олег Басов, Евгений Авилов, Ирина Думицкая), созданную в 2013 году в Санкт-Петербурге.

Стратегия «Синего всадника» всегда миметически подражает стратегии власти.

Участники группы методично нащупывают болевые точки российской современности (растущее влияние РПЦ, события на Украине, девальвация рубля и прочее), их акции имеют достаточно большой резонанс — казалось бы, что еще нужно? Грустный парадокс состоит в том, что траектория критического анализа, предпринятого «Синим всадником», почти полностью соответствует победоносным стратегиям, разрабатываемым сегодня в Кремле. Последние, как известно, все чаще сводятся к поиску внутренних и внешних врагов, мешающих России «подниматься с колен». Но чем, например, является знаменитая акция крещенского изгнания Владимира Ленина (путем окропления Мавзолея святой водой), как не вариантом очередного «обнаружения врага»? Разве этот картавый интеллигент, «немецкий шпион» и «погубитель России», обитающий в подполье среди православных святынь, не подходит идеально на роль «виновника» всех наших несчастий? И разве не нужно в буквальном смысле слова «очистить» от него Красную площадь?

Вообще тематика очищения, умывания, искупительной жертвы пронизывает практически все акции «Синего всадника»: в придачу к окропленному святой водой Мавзолею вспомним здесь умывание бутафорской кровью у здания ФСБ, оттирание мочалкой с груди надписи «Единая Россия» в Эрмитаже, торжественное заклание (посредством поедания) сторублевой купюры перед Центробанком и, наконец, предложение прохожим «бесплатно оскопляться» возле Казанского собора. Разумеется, в субъективной перспективе участников «Синего всадника» эти акции пропитаны иронией, основная цель которой — «разрушать пафос чего-либо»; однако объективно действия акционистов попадают в колею поощряемой сверху «патриотической» мысли, постоянно ищущей пятую колонну, сакральную жертву, козла отпущения. И здесь мы вплотную приближаемся к проблематике, подробно разработанной одним из умнейших современных консерваторов.

«Умылся кровью у ФСБ»«Умылся кровью у ФСБ»© арт-движение «Синий Всадник»

Речь, разумеется, о Рене Жираре, исследовавшем скандальность миметического желания, гонительские стереотипы, виктимные признаки и многовековую процедуру люстрации, отменяемую лишь пришествием Христа. По Жирару, жертва требуется всегда, когда уровень насилия в обществе зашкаливает, и это позволяет нам по-новому понять некоторые акции «Синего всадника». Что, если поедание (принесение в жертву) сторублевки — вовсе не скорбь по съежившейся вдруг покупательной способности, вовсе не упрек недоработавшему руководству Центробанка, но окольное указание на запредельный уровень взаимной ненависти в стране? При этом акции Олега Басова и Ко нельзя назвать безрассудными — в них, напротив, есть циничное спокойствие утвержденного свыше ритуала. Жертва выбирается среди ближних, она всегда слаба и не способна оказать серьезное сопротивление. Нет ничего легче, чем пинать Ленина после развала СССР в 1991-м, «Единую Россию» после парламентских выборов 2012-го, рубль после девальвации в декабре 2014-го. Стратегия «Синего всадника» всегда миметически подражает стратегии власти, также разыскивающей внутреннего врага среди отличающихся виктимными признаками категорий населения, предполагающей их триумфальное изгнание, метафизическое (а подчас и физическое) уничтожение ради сохранения порядка в стране. Будучи умными и адекватными людьми, Басов, Авилов и Думицкая отстраненно и насмешливо обыгрывают запущенный Кремлем тренд, в котором православие сводится к языческому поиску искупительной жертвы во имя России (не случайно первым названием группы было «Яростные святоши»); но, честные перед собой, верящие в собственное «скоморошество», участники «Синего всадника» в то же время невольно оказываются манифестантами консервативных стратегий — говорящими свое слово миру искусства посредством упомянутых акций и вопреки их исходным, вполне демократичным, интенциям.

Казачество на самом деле является не чем иным, как художественным феноменом, и потому — вполне закономерным образом — хочет быть представленным в поле современного искусства.

Так что же репрезентируют акционисты «Синего всадника»? Предрассудки и глухую ярость обманутого, одураченного, мистифицированного народа, разрешающуюся в поиске козлов отпущения? Или, быть может, невысказанную, но хорошо ощутимую волю, исходящую с самого верха путинской вертикали, сумрачные пожелания элиты в ее стремлении как можно дольше сохранять невозможный статус-кво рентной экономики? Конечно же, ни то, ни другое; в отличие от предложенных абстракций «Синий всадник» выражает сегодня чаяния и взгляды вполне конкретной (и хорошо известной) социальной группы. Здесь нам нужно вспомнить странную историю о делегации казаков, пришедших вручить Басову и Авилову награды за попытку «изгнания» Ленина. Конечно, проще всего счесть казаков очень наивными людьми, не умеющими различать постмодернистское «двойное кодирование», принимающими за чистую монету отстраненный и амбивалентный жест. Однако не являются ли в этой ситуации куда более наивными сами акционисты, высокомерно смеющиеся над происшедшим («От казаков, скорее, странно, это похоже на игры толкиенистов или косплей-пати. Медаль за взятие Мавзолея — это что-то из разряда фэнтези»)? Разве не бросается в глаза совпадение интенций независимых художников и казацких атаманов, их подозрительное согласие в выборе объектов атаки? Ленин («Изгоняющие дьявола»), Центробанк («Поедание рубля»), Эрмитаж («Немытая России»), «Черный квадрат» («Победа распятия»), украинский флаг («Умойся кровью»), ЛГБТ-сообщество («Оторванный от реальности») — разве это не классические «козлы отпущения», «внутренние враги» и для российского казачества, усердно третирующего либеральный блок правительства, направляющего развязные письма Михаилу Пиотровскому, осуждающего однополую любовь, борющегося с коммунистическим наследием, страшащегося призраков украинского Майдана и ненавидящего знаменитую картину Казимира Малевича, установленную на место иконы?

Акция «Немытая Россия» в ЭрмитажеАкция «Немытая Россия» в Эрмитаже© Грани.Ру

Разумеется, ни в коем случае нельзя делать вывод, что «Синий всадник» впадает здесь в архаику и мракобесие. Но ведь и сегодняшнее казачество — феномен, изобретенный совсем недавно, не имеющий никакого отношения к эпохе Российской империи и к прошлому вообще («люди изо всех сил пытаются придумать себя, закрепиться в пространстве и убедить всех в том, что в стране, существующей чуть больше 20 лет, и правда могут быть традиции»); перед нами, скорее, еще один вариант постмодернистской игры в фундаментализм, достаточно остроумный, хорошо ориентирующийся меж культурных и политических реалий глобализации, основательно подкованный в теории и в практике современного искусства. Полезно обратить внимание на то, как успешно казачество сумело перенять целый ряд акционистских приемов, и прежде всего — методы интервенции, агрессивного (подчас сопряженного с нарушением закона) вторжения в те или иные пространства: о казачьих митингах, обращениях, патрулях и пикетах знает теперь вся страна. Ольга Житлина, делавшая проект Art Kitchen SPb для 10-й «Манифесты», иронично замечает, что казаки c некоторых пор стали активными участниками петербургской арт-сцены; однако эту фразу следует сегодня воспринимать абсолютно серьезно. Казачество на самом деле является не чем иным, как художественным феноменом, и потому — вполне закономерным образом — хочет быть представленным в поле современного искусства. Но как туда попасть, если ты это поле отрицаешь, если постоянно грозишь ему нагайкой и прокуратурой? Как начать чаемое существование в рамках символической системы, которой ты постоянно желаешь провалиться в тартарары? И разве не легче верблюду пройти через игольное ушко, чем детищу правой идеологии утвердиться в преимущественно левой среде культурного производства?

«Синий всадник» представляет собой «нулевую степень» акционизма, чистую форму, которая может наполняться любой идеологией.

Выход из подобной шизофренической ситуации сформулирован Карлом Марксом в «18 брюмера Луи Бонапарта»: «Они не могут представлять себя, их должны представлять другие». Этим «другим» и оказывается для российского казачества «Синий всадник». Субъективно осуждая консервативную политику последних лет, объективно акционисты тематизируют именно казацкое мировоззрение, невольно становясь проводниками казачества в мир актуального искусства. «Казакам понравился наш перформанс. Впервые на моей памяти черносотенцы приняли произведение русского акционизма. Это большой прорыв. Теперь акционизм у многих ассоциируется не только с “пуссями райот”, но и положительно с нашим актом. Во многом произошла апология акционизма. Большая победа на самом деле», — говорит Олег Басов, однако дело обстоит прямо противоположным образом. Не современное искусство пришло к казакам, но казаки пришли в современное искусство — благодаря удачно найденному субституту; по большому счету, группа «Синий всадник» есть не что иное, как «превращенная» форма присутствия казачества на российской арт-сцене. «Сеча казачья тоже из расп**дяев. Русский акционизм такой же. В этом его достоинство и могущество. И он должен воспользоваться этим по-настоящему», — пишут участники «Синего всадника»; вот только кто и кем здесь пользуется? И не потому ли казаки приходят к СИЗО награждать Басова и Авилова, что понимают: эти художники являются их представителями в заповедном мире современного искусства, а «Яростные святоши» и «Синий всадник» — просто забавные гетеронимы казачества, обернувшегося наконец-то акционизмом.

«Пожирание рубля» у Центробанка«Пожирание рубля» у Центробанка© Грани.Ру

P.S.: Речь здесь не идет ни о каких обвинениях. Басов, Авилов и Думицкая кажутся довольно милыми людьми, хорошо осознающими всю трагичность курса, которым следует сегодня Россия. Но в данный момент, стремясь быть радикальными, пытаясь заигрывать сразу со всеми, не имея внятной теоретической позиции и четкого ангажемента, «Синий всадник» представляет собой «нулевую степень» акционизма, чистую форму, которая может наполняться любой идеологией. И наблюдаемый нами идеологический дрейф ведет явно в правую сторону. Если анархист Свин (Андрей Панов) ел на петербургских остановках собственные экскременты, то Басов пожирает лишь сторублевую купюру. Если левак Александр Бренер нападал на полотно Малевича с баллончиком краски, обличая коммодификацию авангарда, то Басов кропит «Черный квадрат» лишь святой водой, говоря, что «это большой подарок всем православным от русских акционистов». Если феминистки Pussy Riot в лучших революционных традициях предлагали на роль «козла отпущения» действующего правителя («Путина прогони!»), то активисты «Синего всадника» — лишь правителя давно почившего. Участники группы жаждут очистительной бури и мечтают атаковать художественные институции («Прежде всего, нужно говорить о возможности отвесить пощечину по ланитам продажных городских институций на этом поле. А именно, по щекам бесполезных эстетских театров, мертвых пустых музеев, живучих лофт-этажей, университетов и фарисейских храмов»), однако и эта атака лучше всего ведется группами воинствующих традиционалистов вроде тех же казаков — вспомним пикетирование «Винзавода», измазанные краской стены МДТ, требования запретить выставку братьев Чепмен и многое другое. На странице «Синего всадника» «ВКонтакте» пафосно обращаются к интеллигенции и заканчивают манифесты словом «аминь», осуждают великорусский шовинизм и сочувственно поминают «Божью волю», анонсируют выставку «панмонгольского искусства» и объявляют, что «Азия не пройдет», говорят об опасности «православного джихада» и приветствуют акцию возле МХТ: «Боевое крещение нового активиста “Синего Всадника” — Тапира (бывшая Катя). “В жопу искусство”, разбитые маски и свиная башка на входе в зажравшийся МХАТ. Очень актуальный троллинг на фоне победного шествия бананового короля Кехмана по стране». В результате такого неотрефлексированного радикализма «Синий всадник» вдруг обнаруживает себя скачущим впереди жуткого хтонического монстра, который до поры до времени готов считать художников представителями и попутчиками своих интересов, но со временем обязательно попытается их сожрать. Отвратительный разгром полицейскими важной московской выставки «Мы победили», организованной активистами «Синего всадника» в галерее «С.Арт», демонстрирует нам эту странную логику во всей ее чудовищной ясности.


Понравился материал? Помоги сайту!

Сегодня на сайте
Столицы новой диаспоры: ТбилисиВ разлуке
Столицы новой диаспоры: Тбилиси 

Проект «В разлуке» начинает серию портретов больших городов, которые стали хабами для новой эмиграции. Первый разговор — о русском Тбилиси с историком и продюсером Дмитрием Споровым

22 ноября 20241531
Space is the place, space is the placeВ разлуке
Space is the place, space is the place 

Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах

14 октября 20249526
Разговор с невозвращенцем В разлуке
Разговор с невозвращенцем  

Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается

20 августа 202416222
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”»В разлуке
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”» 

Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым

6 июля 202420463
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границыВ разлуке
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границы 

Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова

7 июня 202425715
Письмо человеку ИксВ разлуке
Письмо человеку Икс 

Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»

21 мая 202427061