18 февраля 2016Кино
511

Цвета зла

Ретроспектива Масахиро Синоды в Санкт-Петербурге (и Москве)

текст: Василий Корецкий
6 из 9
закрыть
  • Bigmat_detailed_picture
    «Убийство», 1964(«Ansatsu» / «Assassination»)

    В «Убийстве» Синода меняет длинные ножи гангстеров на настоящие самурайские мечи и возвращается к модному Синемаскопу, почти не выходя при этом на свежий воздух из тусклых и тесных комнат феодальных резиденций середины XIX века. Сюжет — очень странная биография самурая Хатиро Киёкавы, одинокого волка, зажатого между сёгунатом и императором, разочарованного во всех и иррационально занимающего то одну, то другую сторону в гражданской войне западников с изоляционистами, — почти не складывается из череды длинных заседаний и заговоров, взрывающихся редкими сабельными боями; тут можно легко понять функционеров «Сётику», вечно жаловавшихся на трудночитаемость сценариев Тераямы. Формализм торжествует над нарративом, в ход идет все что угодно: камера, по старой традиции Одзу смиренно лежащая на татами, вдруг срывается с места, плавно проходит сквозь бумажные стены (оригинальный способ борьбы с клаустрофобией традиционного японского интерьера), одышливо бежит по узким улочкам или кошкой крадется по залитым лунным светом дворам. Фирменный прием Синоды — диссонанс, разъятие звука и изображения — тут доведен до совершенства: сабельная рубка проходит то под умиротворяющий стрекот кузнечиков (контуры бойцов плавятся в летнем мареве), то под абстрактный, сыгранный на перкуссии авант-саундтрек Тору Такэмицу. Фигуры складываются в орнамент и снова рассыпаются, паузы между ударами кажутся бесконечными, секс и смерть замирают в стоп-кадрах, солнце почти не всходит над черепичными крышами, густой запах саке поднимается над лежащим на улице трупом.


    Понравился материал? Помоги сайту!

Сегодня на сайте
Столицы новой диаспоры: ТбилисиВ разлуке
Столицы новой диаспоры: Тбилиси 

Проект «В разлуке» начинает серию портретов больших городов, которые стали хабами для новой эмиграции. Первый разговор — о русском Тбилиси с историком и продюсером Дмитрием Споровым

22 ноября 20242001
Space is the place, space is the placeВ разлуке
Space is the place, space is the place 

Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах

14 октября 20249816
Разговор с невозвращенцем В разлуке
Разговор с невозвращенцем  

Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается

20 августа 202416453
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”»В разлуке
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”» 

Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым

6 июля 202420659
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границыВ разлуке
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границы 

Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова

7 июня 202425933
Письмо человеку ИксВ разлуке
Письмо человеку Икс 

Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»

21 мая 202427268