Не остался в стороне от осуждения большевизма и корифей раннего Голливуда Д.У. Гриффит. В своей исторической драме «Сиротки бури» (1921) — о Французской революции — он постоянно сравнивает вкрадчивого и вероломного Робеспьера с подлыми большевиками и в интертитрах поясняет, что американское правительство — на стороне добра и правды и оно совсем, совсем не таково, как проклятые большевики! Из младших коллег Гриффита большевистской темы в те же годы коснулись Ф.В. Мурнау в фильме «Обличья Сатаны» («Satanas», 1919 г., фильм не сохранился) и К.Т. Дрейер в картине «Страницы из книги Сатаны» («Blade af Satans bog»). Оба фильма сделаны под впечатлением от исторической панорамы Гриффита «Нетерпимость» и представляют собой серию новелл об исторических похождениях дьявола — ну а большевики здесь выведены в качестве дьяволов наших дней. Так, в заключительной новелле фильма Мурнау фигурирует зловещий персонаж-социалист по фамилии Гродский — его, как и всех остальных исторических чертей в этой картине, сыграл Конрад Файдт, знаковый актер экспрессионизма. В рецензиях того времени его роль описывается как «сентиментальный дьявол, страдающий от собственной злой природы». Та же логика прослеживается и у Дрейера: в последней новелле «Страниц из книги Сатаны» после многих исторических мытарств Бог посылает Сатану искупать свои грехи в современную (1918 год) Финляндию. На этот раз дьявол предстает в облике свирепого монаха-большевика Ивана, который насаждает советскую власть, командует расстрелами партизан и вынуждает главную героиню, фермершу Сири, совершить жертвенное самоубийство. Фильм Дрейера заканчивается словами: «Героический поступок Сири сократил срок наказания Сатаны на тысячу лет, но Бог осудил его на многие мириады веков, и потому Сатана будет искать новые жертвы и новые судьбы».
Разговор c оставшимся
Мария Карпенко поговорила с человеком, который принципиально остается в России: о том, что это ему дает и каких жертв требует взамен
28 ноября 20245281Столицы новой диаспоры: Тбилиси
Проект «В разлуке» начинает серию портретов больших городов, которые стали хабами для новой эмиграции. Первый разговор — о русском Тбилиси с историком и продюсером Дмитрием Споровым
22 ноября 20246888Space is the place, space is the place
Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах
14 октября 202413364Разговор с невозвращенцем
Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается
20 августа 202419821Откуда мы говорим, или О речевой геопозиции
Социолог Анна Лемиаль поговорила с поэтом Павлом Арсеньевым о поломках в коммуникации между «уехавшими» и «оставшимися», о кризисе речи и о том, зачем людям нужно слово «релокация»
9 августа 202420538Место жительства: везде
Быть в России? Жить в эмиграции? Журналист Владимир Шведов нашел для себя третий путь
15 июля 202423136Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”»
Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым
6 июля 202423891Дневник отчаявшегося: взгляд из России времен войны
Философ, не покидавшая Россию с начала войны, поделилась с редакцией своим дневником за эти годы. На условиях анонимности
18 июня 202429092Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границы
Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова
7 июня 202429187Письмо человеку Икс
Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»
21 мая 202429853Подземелье
Между страхом и ужасом