19 мая 2016Кино
116

Американский пейзаж

Каннский дневник, часть третья: скучный Джармуш, трехчасовая Арнольд, печальный Маккензи

текст: Зинаида Пронченко
Detailed_pictureКадр из фильма «Paterson» Джима Джармуша

Фестиваль близится к концу, и в призовой гонке наметились фавориты. По слухам, на ветку претендуют «Тони Эрдман» Марен Аде и «American Honey» Андреа Арнольд. И в том и в другом случае победа будет «беспрецедентной», как любят выражаться телевизионные комментаторы. Лишь раз за всю историю фестиваля главной награды удостоилась женщина-режиссер: Джейн Кэмпион за «Пианино» в 1993-м, да и то она разделила приз с Чэнем Кайгэ. После скандалов прошлых лет отборщики приняли во внимание претензии феминисток, и в конкурсе сегодня соревнуются три дамы — правда, Николь Гарсиа с безликим «Mal de pierres» скорее проходит по так называемой французской квоте. Расписание показов, кстати, формируется тоже по национальному признаку: начало недели выделили американской делегации. Сразу четыре картины: вышеупомянутая «American Honey» (формально британский продакшн, но снятый в Америке и с американскими актерами), «Loving» Джеффа Николса, «Paterson» Джима Джармуша и «Hell or High Water» Дэвида Маккензи (еще один англичанин в Америке).

Фильм Андреа Арнольд и вправду самый сильный. Визуальный гиперреализм в лучших традициях живописи Ричарда Эстеса, только с кислотным фильтром. Тут было бы уместно, наверное, вспомнить «Spring Breakers» Хармони Корина, но Арнольд снимает всерьез. Трэш для нее — объект исследования (герои фильмов Арнольд традиционно принадлежат к социальным низам), а не прием. Для Англии это — «папино» кино, но в Штатах оно жизнеспособно. Традиционная британская социалка удачно ложится на лейтмотив всего современного американского кинематографа: разочарование в индивидуализме и вольном капитализме, которые обернулись для страны западней. Тема взросления в отсутствие взрослых для Арнольд не нова: еще в «Аквариуме» она пыталась объяснить, что так называемый подростковый бунт — не столько протест против авторитарного контроля, сколько неуклюжая попытка детей растормошить и наделить властью дисфункциональных родителей. Трехчасовой (в стиле трэп) травелог банды несовершеннолетних коммивояжеров неожиданно оказывается монументальной фреской Панамериканы, вызывающей ассоциации с, простите, Терренсом Маликом.

Кадр из фильма «American honey» Андреа АрнольдКадр из фильма «American honey» Андреа Арнольд

Увы, прямой наследник Малика — Джефф Николс — в этот раз прогадал с сюжетом, да и со всем остальным. Что заставило его, любителя паранойи и паранормалии, обратиться к проблемам расовой сегрегации в Америке 1950-х годов, решительно непонятно. Возможно, Николсу надоело носить короткие штанишки вундеркинда: отсюда и взрослый, основательный жанр семейной саги, и общезначимая проблематика, и навязчивый гуманизм — но после «12 лет рабства» и «Джанго» его «Loving» выглядит как брошюра, отпечатанная на ротапринте. Остается надеяться, что с Николсом не случится того же недуга, что с Одиаром или Иньярриту, променявшими шум и ярость на унылый профетизм.

Кадр из фильма «Loving» Джефа НиколсаКадр из фильма «Loving» Джефа Николса

«Paterson» Джармуша, в общем, тоже разочарование. Уже давно было ясно, что, раз оседлав лошадку ностальгического кино доброй улыбки, Джармуш никогда с нее не слезет — и вдруг «Выживут только любовники». Критики приободрились, чтобы в этом году снова отчаянно бороться с зевотой на «Патерсоне», рассказывающем историю водителя автобуса с фамилией Патерсон, который живет в провинциальном городе под названием Патерсон. Этой игрой из имен собственных и исчерпывается вся тонкость картины. На главную роль Джармуш выбрал вечного хипстера, звезду «Girls» Адама Драйвера, актера, привычного к вербатиму, а не к экранному аутизму; в «Патерсоне» ему буквально нечем заняться, и это чувствуется с первых минут. Экс-подружка Луи Гарреля Гольшифте Фарахани предсказуемо исполняет этнографическую юмореску на фоне типичного для Джармуша набора харизматичных статистов-маргиналов, населяющих потерянный рай прометеевских времен, в котором огонь — это главное и единственное достижение человечества. В Патерсоне нет места смартфонам, электронным сигаретам и даже таким старообрядческим гаджетам, как ксерокс. Максимум допустимой цивилизации — спички марки Blue Ohio, которыми, может быть, однажды, как пишет в своих стихах непризнанный поэт Патерсон, «вы прикурите первую сигарету своей будущей возлюбленной».

Кадр из фильма «Hell or high water» Дэвида МаккензиКадр из фильма «Hell or high water» Дэвида Маккензи

«Hell or High Water» Маккензи, кажется, пропитан той же ностальгией, что и «Патерсон», — но Маккензи не умиляется «прекрасному далеко», не пытается его приблизить или вернуть, а хоронит в безымянной могиле, чтобы не было даже соблазна всплакнуть о минувшем. Это вроде бы классическая техасская криминальная драма со стрельбой, с философствующими рейнджерами и даже черным юмором, но Маккензи не такой абсурдист, как Коэны, поэтому в «Hell or High Water» нет череды случайностей, затягивающих персонажей в трагикомическую воронку, из которой им не вырваться. Вместо сарказма у Маккензи — экзистенциальная горечь: банки здесь грабят не из жажды наживы, а чтобы погасить кредит, герои и антигерои — в одной лодке, они сражаются не друг с другом, а с порядком вещей, который олицетворяет государство, бросившее и команчей, и ковбоев, и рейнджеров на произвол судьбы.

Впрочем, главное — впереди: Ксавье Долан, Рефн и Верховен.


Понравился материал? Помоги сайту!

Сегодня на сайте
Разговор c оставшимсяВ разлуке
Разговор c оставшимся 

Мария Карпенко поговорила с человеком, который принципиально остается в России: о том, что это ему дает и каких жертв требует взамен

28 ноября 20244955
Столицы новой диаспоры: ТбилисиВ разлуке
Столицы новой диаспоры: Тбилиси 

Проект «В разлуке» начинает серию портретов больших городов, которые стали хабами для новой эмиграции. Первый разговор — о русском Тбилиси с историком и продюсером Дмитрием Споровым

22 ноября 20246509
Space is the place, space is the placeВ разлуке
Space is the place, space is the place 

Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах

14 октября 202413093
Разговор с невозвращенцем В разлуке
Разговор с невозвращенцем  

Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается

20 августа 202419575
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”»В разлуке
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”» 

Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым

6 июля 202423647
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границыВ разлуке
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границы 

Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова

7 июня 202428950
Письмо человеку ИксВ разлуке
Письмо человеку Икс 

Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»

21 мая 202429606