Сегодня, 20 сентября, показом «Великолепной семерки» открывается фестиваль американского кино, который пройдет в 13 городах от Москвы до Тюмени (впрочем, в провинции его программа будет сокращенной). Что важно посмотреть на «Амфесте» кроме ремейка знаменитого вестерна, сделанного Антуаном Фукуа? Читайте в нашем субъективном гиде.
У девятилетнего Реми рак. Однажды его отец (Трейси Леттс) приносит домой таксу, мама Реми (Жюли Дельпи) от этого совсем не в восторге, и в стерильном загородном доме происходит ссора (как мы понимаем с первых минут, в семье Реми это дело нередкое). Таксу называют Wiener-Dog, Сосиской, и она на пару недель действительно скрашивает жизнь Реми (за исключением того ужасного дня, когда они с мамой везут Сосиску на стерилизацию и Реми задумывается о боли и смерти). Так бы счастье Реми с таксой и длилось, если бы он не накормил ее батончиком мюсли, отчего у собаки случился затяжной понос, и родители отправили ее на усыпление.
Это только первая глава. В фильме Солондза собака не умирает сразу, а переходит из рук в руки, подобно желтому роллс-ройсу из фильма Энтони Асквита (или «Жигулям» из «Копейки»). Так образуется четыре разных сюжета, в той или иной степени саркастических. Когда Солондз только задумывал «Таксу», предполагалось, что кино станет сиквелом «Добро пожаловать в кукольный дом». Но в итоге получилась совсем другая история. Выросшая героиня «Кукольного дома» Дон Уинер по прозвищу Такса фигурирует только во второй части фильма, где она путешествует вместе с собакой и своим школьным приятелем — наркоманом Брендоном (Киран Калкин в роли того самого парня, который хотел изнасиловать Дон в «Кукольном доме»). Взрослую Дон играет Грета Гервиг в ботанских очках, и, надо признать, это ее лучший выход за последнее время.
Онкобольной ребенок, ксенофобы-атеисты, семейная пара с синдромом Дауна, торчок, пожилой сценарист в депрессии (Дэнни Де Вито), умирающая миллионерша, эгоистичная внучка (Зося Мамет), современный поп-артист, имитирующий Херста, — вселенная Солондза, как обычно, населена увечными, но от этого такими настоящими людьми. В них трудно не узнать себя — тем более что здесь нет ни одного по-настоящему трансгрессивного персонажа (вроде грустного педофила из «Счастья»). Как это часто бывает с возрастом у многих (то же самое случилось с Вуди Алленом и даже с Клинтом Иствудом), Солондз избавился от крайних проявлений мизантропии. Веселья стало еще больше, и это смех сквозь трогательную грусть о несовершенстве человеческой природы. И если черный юмор бывает нежным, то «Такса» — тот самый случай. По крайней мере, до этого в кино еще не было длинного, по-настоящему базеновского кадра плодов собачьей диареи под музыку Дебюсси.