22 сентября 2016Кино
128

Синефилы на марше

Кинофестиваль журнала Cineticle — что это такое?

текст: Мария Бикбулатова, Наталья Серебрякова
1 из 2
закрыть
  • 23—25 сентября в московском «35 мм» (а после, 7—9 октября, в новосибирской «Победе» и 12 октября в питерской «Родине») пройдет маленький кинофестиваль Cineticle Art Cinema, организованный редакцией знаменитого синефильского вебзина Cineticle. Кроме безусловного артхаусного шедевра — фильма Хон Сан Су «Прямо сейчас, а не после» (мы уже писали про него) в программе показов — две неочевидные картины, отражающие специфические вкусы российско-украинского синефильского комьюнити, рупором которого является Cineticle. Это «Переписка» Риты Азеведу Гомеш (одну из эпизодических ролей в ней играет российский критик и куратор Борис Нелепо) и «История Иуды» Рабаха Амер-Займеша.

    Bigmat_detailed_picture
    «Переписка»Режиссер Рита Азеведу Гомеш

    Рита Азеведу Гомеш — автор, умеющий работать со сферами необъятного, не обрезая их рамкой кинематографа, но, наоборот, расширяя ее, чтобы вместить то, что, казалось бы, должно неминуемо ускользать либо заставлять фильм трещать по швам, разрушая его. Ее работа «Хрупкое, как мир» (2002) имеет дело с любовью подростков, не становясь при этом сентиментальной или надрывной. Картина «Месть женщины» (2012) — экранизация повести Барбе д'Оревильи о жажде мести, которая сильнее, чем воля к жизни или даже к жизни вечной. При всей своей театральности (фильм почти полностью снят в декорациях, а иногда зритель вместе с персонажами оказывается за кулисами) и верности тексту «Месть» была абсолютно самостоятельным произведением, а не просто кинематографической иллюстрацией или записанной постановкой.

    В новом фильме «Переписка» Гомеш работает с чем-то совсем иным и вместе с тем столь же сложновыразимым: на сей раз она экранизирует многолетнюю дружескую переписку двух культовых португальских поэтов второй половины XX века, Софии де Мелло Брейнер Андресен и Жоржи де Сены. Последний уехал из Португалии по политическим причинам сначала в Бразилию, а затем в Штаты, ни в одной из стран так по-настоящему и не обретя дома. Его подруге приходилось переносить тяготы жизни при диктатуре Салазара в родной стране.

    Из этого материала Азеведу Гомеш создает не документальный фильм, но кинопоэму, используя документальные материалы только как один из компонентов: она переплетает старые записи, фотографии, места, стихи и собственно письма — их читают вслух на нескольких языках актеры, режиссеры, кинокритики и просто друзья режиссера. В результате работа получается подвижной и вовсе не производит тяжеловесного впечатления — при таком обилии материалов, при том что главенствующая роль, конечно же, отдана слову.

    Возможно, успех Риты Азеведу Гомеш в работе с необъятным и сложновыразимым объясняется тем, что она подходит к ней без бравады и самоуверенности, но с внимательной кропотливостью и деликатностью, одновременно управляя и оставляя место известной свободе материала. Здесь на первый план выходит то театральный аспект — со свойственным ему чтением поэтического текста и выстраиванием сценического пространства, то инициативу перехватывает документ с его волнующей достоверностью, то камере позволено долго и, казалось бы, бесцельно любоваться чем-то, а иногда в это насыщенное пространство впускается игривая случайность.

    Таким образом, режиссеру удается сделать осязаемой близость, принужденную существовать между нагромождениями чудовищных социальных и политических реалий, материальных трудностей и жизненных обстоятельств. Ей удается сделать видимыми те пространства свободы, которые раскрываются в словах поэтов, и процесс рождения уникальной эпистолярной поэзии — из несовпадения взглядов и жизненных позиций корреспондентов.


    Понравился материал? Помоги сайту!

Сегодня на сайте
Разговор c оставшимсяВ разлуке
Разговор c оставшимся 

Мария Карпенко поговорила с человеком, который принципиально остается в России: о том, что это ему дает и каких жертв требует взамен

28 ноября 20244564
Столицы новой диаспоры: ТбилисиВ разлуке
Столицы новой диаспоры: Тбилиси 

Проект «В разлуке» начинает серию портретов больших городов, которые стали хабами для новой эмиграции. Первый разговор — о русском Тбилиси с историком и продюсером Дмитрием Споровым

22 ноября 20246147
Space is the place, space is the placeВ разлуке
Space is the place, space is the place 

Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах

14 октября 202412775
Разговор с невозвращенцем В разлуке
Разговор с невозвращенцем  

Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается

20 августа 202419269
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”»В разлуке
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”» 

Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым

6 июля 202423366
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границыВ разлуке
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границы 

Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова

7 июня 202428670
Письмо человеку ИксВ разлуке
Письмо человеку Икс 

Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»

21 мая 202429343