С момента премьеры на Каннском фестивале «сарафан» этого фильма креп и к концу года увенчался целым букетом главных наград Европейской киноакадемии. Настолько точно, тонко и остроумно написанная, срежиссированная, сыгранная история, что вскоре вообще забываешь, что это как-то «сделано», что смотришь фильм, тем более такой недетской — три часа! — длины. При этом картина работает на разных уровнях: и как комедия, и как тонкая психологическая драма, и как история про отношения поколений, и как диагностический снимок общественного сознания объединенной Европы.
Если честно, я даже не берусь разбирать эту картину по режиссерским винтикам, чтобы понять, как это удалось Марен. Но, мне кажется, в ней кристаллизовалось то, что присуще всем остальным фильмам из этого списка (и «Прибытие» здесь — лишь исключение, подтверждающее правило). Все их авторы проходят вместе с тобой, зрителем, определенный жизненный путь; и не так уж важно, насколько велика эта дистанция. Им удается говорить о себе, о своем опыте и при этом убрать свое собственное «я» за рамку кадра так, что на его место мы подставляем уже «я» свое, зрительское. Все эти авторы заимствуют не у других кинематографистов, не из других фильмов — они воруют у жизни. Потому что воровать стоит у талантливых, а жизнь талантливее всех нас, вместе взятых.
P.S. Все это можно отнести и к фильму «Лунный свет» («Moonlight»), который довольно неожиданно для меня и для многих победил на последнем «Оскаре».