Почему тема крушения Берлинской стены и распада социализма важна для нас сегодня? Потому что именно тогда мир обрел те контуры, внутри которых мы существуем сейчас, — со всеми не отрефлексированными еще противоречиями, все сильнее обостряющимися с каждым годом. Конец 80-х — начало 90-х были временем политической эйфории, веры в демократию и свободный рынок, которые обернулись если не отчаянием, то уж точно серьезным разочарованием. Этот решающий момент истории — то вытесненное основание современного мира, к которому стоит вернуться, чтобы лучше понять, что происходит с нами. Фильмы программы «Распад социализма» направлены на то, чтобы уйти от простых оппозиций и увидеть это важное историческое и идеологическое событие в объеме и состоянии незавершенности.
В центре этого цикла — своеобразная берлинская трилогия. «Берлин — Пренцлауэр-Берг» Петры Тшортнер — снятый в духе cinéma vérité портрет одного конкретного района Восточного Берлина на протяжении «короткого лета анархии» между Днем солидарности трудящихся и введением единой немецкой валюты. «Функционер» Андреаса Гольдштейна — лирическое эссе, в котором история ГДР, социалистической идеи, веры и цинизма рассматривается сквозь призму личных воспоминаний и личной истории: отец режиссера был министром культуры ГДР, в результате политического транзита быстро переметнувшимся в лагерь антисоветчиков. «Материал», важнейший фильм программы, создан одним из ключевых сегодня критических немецких документалистов, который в Венской академии искусств занял почетное место Харуна Фароки, — Томасом Хайзе. Это монументальный трехчасовой ассоциативный монтаж материалов, снятых Хайзе на ручную камеру во время событий 1989 года и после, «слабых образов», как он сам говорит, в которых проступает не фактография событий, а третий путь и изнанка слепой веры в капитал, проявившей себя очень быстро.
Остальные фильмы программы — тоже политические эссе, медитирующие на тему распада социализма. Некоторые из них чисто монтажные, как «Автобиография Николае Чаушеску» Андрея Ужики, собранная исключительно из официальной хроники с румынским вождем, или «Новости дня» Дины Караман, сделанные на основе советских киножурналов с начала 50-х до начала 90-х, другие ближе к форме документального эссе. Например, «Сцены для революции» Марка Карлина, неизвестного классика британского политического кино, друга Криса Маркера, снятые в Никарагуа во время выборов, на которых в результате длительного внешнего давления проиграло сандинистское движение. Или «балканская трилогия» самого Маркера, в которой мы видим механику, последствия и способы критического противостояния этническим конфликтам, захватившим мир после распада социализма. Еще один важный фильм цикла — «Опальные памятники»; он снят небезызвестным теоретиком Лорой Малви и художником Марком Льюисом в России в 1991 году и посвящен политике памяти, политическому иконоклазму и тем механизмам смены идеологической репрезентации, которые мало изменились за прошедшие 30 лет.