30 сентября 2019Кино
97

Что ловить «В тихом омуте»?

Кураторы ретроспективы последних фильмов национальных кинематографий СССР объясняют свой интерес к теме — и свой субъективный выбор

текст: Денис Горелов, Гордей Петрик
1 из 8
закрыть
  • Авторская программа Дениса Горелова и Гордея Петрика «Синематека: В тихом омуте» пройдет с 1 октября по 6 ноября в московских кинотеатрах «Звезда», «Факел» и «Юность».

    ∗ ∗ ∗

    Все национальные кинематографии ограничены рамками национального кинорынка. Этнос численностью менее 10 миллионов не в состоянии окупить ни национальную киношколу, ни стабильное количество ежегодных премьер и потому вынужден рассчитывать на глобальные интеграционные проекты — будь то СССР или единая Европа. Из пятнадцати республик Союза собственную кинематографию могли позволить себе всего две: Украина (48 миллионов граждан) и Россия (140 миллионов). Три с небольшим миллиона грузин, три миллиона молдаван, восемь миллионов белорусов и миллион эстонцев, как и прочие, обязаны своей национальной киноотраслью Союзу Советских Социалистических Республик и его донору Российской Федерации, сколь бы пылкие и гневные чувства ни питали к ним деятели региональных кинокультур. Постсоветские кинематографии либо влачат жалкое существование и вымрут одновременно с иссяканием выпускников центральной школы ВГИКа, либо остаточно финансируются из-за рубежа, либо прекратили свое производство окончательно и бесповоротно. Эта ретроспектива — их последний парад, сборник фильмов, снятых по не стесненной централизованной цензурой воле авторов. Большинство из тех, кто выжил, сегодня работает в России.

    Bigmat_detailed_picture
    «Обвиняется свадьба»Украина, 1986 г. Режиссер Александр Итыгилов

    Бракосочетание в кино всегда использовалось как кривое зеркало, отражение общенациональных душевных смут и бытового быдлячества. «Свадьба» Олтмена и «Свадьба» Вайды, «Свадьба» Лунгина и «Контракт» Занусси, «Свадебная вечеринка» Де Пальмы и «Горько!» Крыжовникова сигнализировали о падении нравов, вульгарности ритуалов, довольстве свиномордий и классовых диспропорциях в случае мезальянса. Церемонная протестантская свадьба скрывала взаимную ненависть лицемерных гостей, разгульная славянская усугубляла ее обильными возлияниями. Россия всегда была склонна сводить жутковатый автопортрет общества к победе живых, хоть и диких, межчеловеческих связей (Лунгин и Крыжовников) и укреплению единственного оставшегося в раздраенной и дезориентированной стране фундамента — семьи. Польша завершала торжество горящим домом (Занусси), Запад — руинами послепраздничного утра.

    Украина, ни с кем не сравнимая в нагнетании бытового ужаса, привела свадебный банкет к убийству с отягчающими. Сценарий в последний год короткой жизни написал суперстар малороссийского хоррора Константин Ершов («Вий», «Грачи») по мотивам убийства в 1983-м на свадьбе абитуриента киевского «Динамо» Григория Пасечного. Возможной постановка стала уже при Горбачеве и с непременным педалированием алкогольного угара как первопричины зла. Известная публицистичность названия и авторских вопросов сполна компенсировалась блестяще выписанными характерами и приглашением на мини-роли лучших артистических кадров России и Украины. Тамадил в микрофон Адабашьян, суетился с меню Лев Борисов, в шелковой перевязи тащил свинью Никоненко, расчетливо поправляла прядь Ольга Матешко, с фирменной сожалеющей иронией оглядывал зал Гринько. Молодежь представляли пока поверхностно известные Алексей Серебряков, Алексей Горбунов, Тарас Денисенко и умершая через считанные годы Надя Смирнова. Постановщик Итыгилов собрал в кафетерии «Гай» команду all stars: вопросы в микрофон задавал ни разу не появившийся в кадре Лев Дуров, Адабашьяну что-то шептал на ухо Александр Абдулов (три секунды на экране). Звезды и полузвезды в эпизодах создавали атмосферу свойского полузнакомого мира, как часто бывает на свадьбах, где все со всеми где-то да виделись.

    Виртуозная фреска знакомых характеров вывела фильм из числа рядовых антиалкогольных агиток, обильно появившихся в репертуаре 1986—1987 годов. Сценарист умер до премьеры, режиссер — через четыре года после, общая страна — еще через год, исполнители разошлись по трем национальным кинематографиям (главную роль исполнил литовец Таурас Чижас), и некоторые позже сыграли свою партию в дальнейших распаде и взаимоожесточении.

    А во всем, как обычно, свадьба виновата, да.


    Понравился материал? Помоги сайту!

Сегодня на сайте
Space is the place, space is the placeВ разлуке
Space is the place, space is the place 

Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах

14 октября 20249405
Разговор с невозвращенцем В разлуке
Разговор с невозвращенцем  

Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается

20 августа 202416050
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”»В разлуке
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”» 

Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым

6 июля 202420363
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границыВ разлуке
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границы 

Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова

7 июня 202425599
Письмо человеку ИксВ разлуке
Письмо человеку Икс 

Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»

21 мая 202426943