30 сентября 2019Кино
97

Что ловить «В тихом омуте»?

Кураторы ретроспективы последних фильмов национальных кинематографий СССР объясняют свой интерес к теме — и свой субъективный выбор

текст: Денис Горелов, Гордей Петрик
4 из 8
закрыть
  • Bigmat_detailed_picture
    «Женщина дня»Казахстан, 1989 г. Режиссеры Александр Баранов, Бахыт Килибаев

    Женщиной дня, «донной дель джорно», звали в одноименной картине 1956 года Вирну Лизи, безработную модельку, взболтавшую вокруг себя медийный движ заявлением о мнимом изнасиловании. Дуэту Баранов — Килибаев название глянулось обычной для юных лет концентрацией на сиюминутности. «Женщина дня» — звучит.

    В конце 80-х киномоду в СССР задавала казахская молодежь, вызывая у недалеких киноведческих теть экзальтированный вопрос, откуда взялся этот живительный ручей молодых нацкадров. Ручей вытек из 1984 года, когда уставший от пионерского кино Сергей Соловьев набрал в Алма-Ате режиссерскую мастерскую при прямом содействии тогдашнего первого секретаря ЦК Д.А. Кунаева. К пику перестройки его птенцы вошли в творческую форму и активно разрабатывали золотоносные делянки учителя. Имя Алика принес в «Ассу» сценарист Сергей Ливнев, женатый в тот момент на единственной в СССР его носительнице Алике Смеховой. Ее и взяли на главную роль Баранов с Килибаевым вместе с сюжетной моделью малахольной красотки («веселого нрава, не отягощенной умственной деятельностью»), живущей за счет импозантного папика (Алексей Розенберг, он же художник фильма) и заинтересовавшейся молодым хулиганом с лицом Бананана (Вадим Ефимов). Новая «Клео от 5 до 7» мурлыкала в душе «Ах, черная роза, эмблема печали», цедила в телефон «Ливнева? Сергея? Вы ошиблись», содержанием не особо блистала, но была выразительна в стоп-кадрах. Сразу заявив культ подробностей быстротекущей жизни, авторы свили на сюжете красивые узелки: разбитый стакан сока, копну корейской морковки, легендарную майку ASSA и пианино «Красный Октябрь». А также — ширму с супрематистским рисунком и общий дух ренатизма-литвинизма. Ударную, в стиле «Ассы», фразу «Большевики за джинсы не продаются». Песенку «Я зову вчерашний день».

    Всякие подражания «новой волне» выходили у нас натужно, потому что в основе ее было праздничное солнечное раздолбайство, несвойственное бедной стране и разово допустимое только у какого-нибудь певчего дрозда (на самой, кстати, обеспеченной окраине СССР). А к 80-м пришло. Необязательные связи, необязательная занятость, шашни с криминалом, постулируемое переживание ценности текущего дня.

    Ярлык «новой волны» любят у нас присобачивать к любому молодежному выхлопу — но в случае с соловьевскими казахами в этом был смысл.


    Понравился материал? Помоги сайту!

Сегодня на сайте
Space is the place, space is the placeВ разлуке
Space is the place, space is the place 

Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах

14 октября 20249404
Разговор с невозвращенцем В разлуке
Разговор с невозвращенцем  

Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается

20 августа 202416049
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”»В разлуке
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”» 

Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым

6 июля 202420362
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границыВ разлуке
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границы 

Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова

7 июня 202425598
Письмо человеку ИксВ разлуке
Письмо человеку Икс 

Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»

21 мая 202426941