11 мая 2020Кино
153

«Смотрим в прошлое как в настоящее»

Онлайн-ретроспектива фильмов Бориса Юхананова

текст: Анна Павленко
2 из 13
закрыть
  • Bigmat_detailed_picture«Особняк». Кадр из фильма
    «Особняк» (1986), фильм о «Театре Театре» (1989)12 мая, 16:00

    «Особняк» — одна из глав видеоромана в тысячу кассет «Сумасшедший принц», монументального видеоарта. В 1986 году, когда снимался фильм, еще не было терминов вроде «site-specific театр» или «спектакль-бродилка», но именно этим, в общем, и был спектакль «Монрепо», задокументированный в фильме. Действие происходит в плохо освещенных комнатах заброшенного особняка, зрители перемещаются по ним, наталкиваясь на актеров, играющих отдельные сцены по текстам Набокова, Бродского, фрагментам мольеровского «Мизантропа». Естественная декорация здания с его промерзшими помещениями, полуразрушенными лестницами и стенами напоминала мрачную руину, проводник, который сначала вел зрителей вперед и освещал им путь, в какой-то момент исчезал, погружая публику в пугающий морок. Главы «Сумасшедшего принца» Юхананов снимал в особой технике, которой посвятил несколько статей и лекций. Например, «медленное видео», то есть длительная непрерывная съемка одним кадром, «фатальный монтаж» (осуществляемый прямо на камере).

    Небольшой фильм о «Театре Театре» — хорошее введение в метод Юхананова. Кроме фрагментов спектаклей и акций здесь есть рассказ о том, чем занимался режиссер в Ленинграде 80-х, как родились Свободная академия и Мастерская индивидуальной режиссуры (МИР) и что в них происходило. Но также здесь есть и редкая видеохроника — спектакль «Наблюдатель» на фестивале в Берлине; запись вспыхнувшей ритуальным огнем «Октавии», спектакля о природе тирании и о прощании с постмодерном; документальные съемки первых студентов МИР и фрагменты их спектакля «Лабиринт» по произведениям Борхеса.


    Понравился материал? Помоги сайту!

Сегодня на сайте
Разговор c оставшимсяВ разлуке
Разговор c оставшимся 

Мария Карпенко поговорила с человеком, который принципиально остается в России: о том, что это ему дает и каких жертв требует взамен

28 ноября 20242628
Столицы новой диаспоры: ТбилисиВ разлуке
Столицы новой диаспоры: Тбилиси 

Проект «В разлуке» начинает серию портретов больших городов, которые стали хабами для новой эмиграции. Первый разговор — о русском Тбилиси с историком и продюсером Дмитрием Споровым

22 ноября 20243511
Space is the place, space is the placeВ разлуке
Space is the place, space is the place 

Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах

14 октября 202411117
Разговор с невозвращенцем В разлуке
Разговор с невозвращенцем  

Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается

20 августа 202417695
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”»В разлуке
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”» 

Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым

6 июля 202421881
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границыВ разлуке
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границы 

Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова

7 июня 202427211
Письмо человеку ИксВ разлуке
Письмо человеку Икс 

Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»

21 мая 202427981