22 сентября 2020Кино
132

Кто это сделал?

Медиакритика на фестивале «Панорама» в «Москино»

текст: Дарина Поликарпова
2 из 5
закрыть
  • Bigmat_detailed_pictureКадр из фильма «Создавая Монтгомери Клифта»© «Москино»
    «Создавая Монтгомери Клифта» (2018) / «Мой мексиканский брецель» (2019)Режиссеры Роберт Андерсон Клифт, Хиллари Деммон / Режиссер Нурия Хименес

    Задумали так кураторы или нет, но просмотр большей части фильмов «Панорамы» этого года поместит зрителя в ту же «просмотровую будку» и заставит задаться сформулированным Маей вопросом: могу ли я просто поверить увиденному/услышанному или мне непременно стоит выяснить, как это было сделано?

    Два фильма программы дискутируют друг с другом о возможности доверять найденным пленкам. Роберт Андерсон Клифт (племянник актера) и Хиллари Деммон намерены «собрать» покойного Монтгомери Клифта, монтируя записи семейного архива с кадрами голливудских фильмов. Они дорожат чувственными фактами — видимым и слышимым, но совершенно отказывают в доверии текстам. Два биографа, в разное время бравшихся писать о Клифте, впечатали в память ценителей классического Голливуда образ депрессивного обитателя платяного шкафа, так и не сумевшего восстановиться после страшной аварии. К счастью, и сам Монтгомери, и его родной брат сделали самые разные записывающие устройства постоянными спутниками их жизни. В телефонных разговорах Клифт страстно спорит с режиссерами о трактовке своих ролей и откровенно беседует с матерью. На домашних пленках — смеется, а в кадрах, изъятых из хорошо известных всем фильмов, на средних и крупных планах создает новое для Голливуда представление о «мужском», которое не исчерпывается бедными на смысл эпитетами «уязвимый, чувствительный, нежный».

    Кадр из фильма «Мой мексиканский брецель»Кадр из фильма «Мой мексиканский брецель»© «Москино»

    Совсем иначе подходит к достоверности пленок Нурия Хименес, воссоздающая в «Моем мексиканском брецеле» историю супружеской пары. Леон — бывший военный летчик, частично утративший слух, — по свидетельствам жены, одержимо фиксировал на маленькую домашнюю камеру сцены счастливой жизни: поездки в горы, путешествия по волнам, конные прогулки. Она — Вивиан — лгущим визуальным образам предпочитала слово, оставив потомкам роман-дневник, взламывающий каждый бесшовный кадр неприглядными деталями, не попавшими в объектив. С позиции режиссера Хименес тоже играет со зрителем в «верю — не верю»: когда нас убеждают, что материал поставляют три разных источника, мы вынуждены постоянно испытывать беспокойство, сомневаясь отдельно и в видимом образе, и в читаемом тексте.


    Понравился материал? Помоги сайту!

Сегодня на сайте
Столицы новой диаспоры: ТбилисиВ разлуке
Столицы новой диаспоры: Тбилиси 

Проект «В разлуке» начинает серию портретов больших городов, которые стали хабами для новой эмиграции. Первый разговор — о русском Тбилиси с историком и продюсером Дмитрием Споровым

22 ноября 20241702
Space is the place, space is the placeВ разлуке
Space is the place, space is the place 

Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах

14 октября 20249643
Разговор с невозвращенцем В разлуке
Разговор с невозвращенцем  

Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается

20 августа 202416292
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”»В разлуке
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”» 

Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым

6 июля 202420527
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границыВ разлуке
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границы 

Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова

7 июня 202425778
Письмо человеку ИксВ разлуке
Письмо человеку Икс 

Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»

21 мая 202427124