22 сентября 2020Кино
132

Кто это сделал?

Медиакритика на фестивале «Панорама» в «Москино»

текст: Дарина Поликарпова
4 из 5
закрыть
  • Bigmat_detailed_pictureКадр из фильма «Центральный регион»© «Москино»
    «Центральный регион» (1971) / «Городской пейзаж» (2019)Режиссер Майкл Сноу

    Ретроспективную часть «Панорамы» в этом году составляют фильмы Майкла Сноу — одного из главных представителей послевоенного американского киноавангарда. Его работы относят к структурному кино, которому никогда не везло со зрителями: мало того что аудитория киноэкспериментов в принципе малочисленна, так еще и методы, отличающие конкретно это движение, оказались особенно недружелюбными к расположившимся в зале. От того, кто соглашается на просмотр структурного фильма, требуют отказаться от многих базовых ожиданий, давно оформившихся в зрительскую привычку: ни переживаний, ни метафор, ни внешних смыслов из просмотра выманить не удастся. Для «структурных» режиссеров самое интересное — процесс съемки, само производство фильма, а не события предкамерной реальности.

    Кадр из фильма «Городской пейзаж»Кадр из фильма «Городской пейзаж»© «Москино»

    В «Центральном регионе» и «Городском пейзаже» Сноу взялся всесторонне изучить движение камеры — не в качестве приема для эффектной обработки значений, а как самоценную составляющую кинетической киноэссенции. Его фильмы-упражнения делают видимыми и ощутимыми время, пространство и ритм — обнажают особость кинематографического восприятия. Ведь, как мы знаем со времен Дзиги Вертова, киноглазу доступно то, что не замечает глаз человеческий. В основании каждой работы Сноу всегда лежит предельно простой прием, рассчитанный на то, чтобы ничем не затушеванная специфика киноперцепции по-своему преобразовывала заснятые объекты: переворачивала соотношение земли и неба, делала вертикальной линию горизонта, заставляла вальсировать каменные глыбы. В такой ситуации зрителю остается пересилить свою склонность к интерпретации и заставить себя просто смотреть, не сокрушаясь при этом о напрасно потраченном времени. И это не так просто, как кажется: ведь нет убеждения более стойкого, чем то, что кино существует только для нас.


    Понравился материал? Помоги сайту!

Сегодня на сайте
Столицы новой диаспоры: ТбилисиВ разлуке
Столицы новой диаспоры: Тбилиси 

Проект «В разлуке» начинает серию портретов больших городов, которые стали хабами для новой эмиграции. Первый разговор — о русском Тбилиси с историком и продюсером Дмитрием Споровым

22 ноября 20241701
Space is the place, space is the placeВ разлуке
Space is the place, space is the place 

Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах

14 октября 20249641
Разговор с невозвращенцем В разлуке
Разговор с невозвращенцем  

Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается

20 августа 202416289
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”»В разлуке
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”» 

Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым

6 июля 202420527
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границыВ разлуке
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границы 

Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова

7 июня 202425776
Письмо человеку ИксВ разлуке
Письмо человеку Икс 

Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»

21 мая 202427120