10 марта 2021Кино
209

Берлин-2021: пять фильмов вопреки

Анна Меликова о смелых и неожиданных картинах из параллельных секций фестиваля, снятых женщинами

текст: Анна Меликова
1 из 5
закрыть
  • Почти все эти фильмы сняты женщинами, принадлежащими к поколению 30-летних (кроме Данис Гуле, которая немного старше). Многие из них работают с инверсиями, обманывая зрительские ожидания, используют феминистские теории для построения сюжета и обладают queer gaze (в том смысле, в каком этот термин употребляет директор программы Panorama на Берлинале Михаэль Штютц).

    Bigmat_detailed_picture© Олександр Рощин
    «Стоп-земля»Режиссер Катерина Горностай (секция Generation)

    Киевская школа. Последний учебный год. Что будет дальше, большинство из учеников еще не знает: они еще не выбрали будущие профессии, да и с собственной сексуальностью не все из них пока разобрались. Уроки кажутся им интересными только тогда, когда на них можно сделать эффектные селфи. Главная героиня — задумчивая девочка Маша — внимательно всматривается в мир и фотографирует его на свой телефон. Ей нравится Саша, у которого проблемы с глазами (в прямом и переносном смыслах: он плохо видит без очков и не понимает, что Маша в него влюблена). Машины друзья — экоактивистка Яна и феминист Сеня — помогают Маше не замкнуться в своей влюбленности. Все время кажется, что вот-вот случится что-то страшное, непоправимое: кого-то изобьют в школе, изнасилуют в лесу, кто-то покончит с собой из-за непонимания этого мира, то есть произойдет то, что обычно случается в фильмах про школу (да и в самой реальности). Но в фильме Катерины Горностай ничего такого нет. Это альтернативная версия рассказа о школьных буднях, прямая противоположность «Школе» Германики или «Племени» Слабошпицкого.

    Для работы над фильмом Горностай, выпускница Школы документального кино и театра Марины Разбежкиной и Михаила Угарова, проинтервьюировала более 200 киевских подростков, чтобы наполнить свою идею документальной достоверностью. С отобранными на кастинге 25 девушками и парнями в течение девяти недель она работала с помощью импровизации в актерской лаборатории, чтобы не только раскрыть актерский потенциал киевских подростков, но и выстроить доверительные отношения. И, судя по фильму, ей это удалось.

    Как и в другом украинском фильме «Земля голубая, будто апельсин» Ирины Цилык, в фильме Катерины Горностай есть вставки с интервью, где герои и героини, сидя лицом к камере, отвечают на вопросы. Только если в фильме Цилык за спинами — черный фон и говорят они о войне и о том, как она их изменила, то в фильме Горностай фон светлый, и рассуждают подростки о любви и одиночестве. «Стоп-земля» — это портрет поколения, занятого саморефлексией и саморепрезентацией, и выполнен он в светлых тонах.

    В одной сцене папа Маши предлагает поехать на море, когда она окончит школу. «Мы на море уже лет пять не были», — говорит он. Несложно отсчитать примерно пять лет назад и понять, почему семья из Киева не была с тех пор на море. В другой сцене на уроке ОБЖ Сеня отказывается стрелять из учебного автомата, убегает во двор и тяжело дышит. Только в этот момент, когда его посттравматический синдром становится очевидным, мы понимаем, откуда Сеня родом. Но почти тут же об этом забываем: и про Крым, и про войну. Потому что все это как бы не играет особой роли. Фильм не о том. Он о прекрасном возрасте, когда личная влюбленность важнее того, что происходит в мире и стране. Когда кажется, что нужно и можно жить только в настоящем, как говорит сама Маша, здесь и сейчас. Когда еще не осознаешь, что любое настоящее неизбежно включает в себя прошлое и страх за будущее — в человеческом сознании и в сознании страны. Этот возраст — короткий миг, те пять секунд из игры «Стоп-земля», в которую периодически играют подростки в фильме.


    Понравился материал? Помоги сайту!

    Ссылки по теме
Сегодня на сайте
Разговор c оставшимсяВ разлуке
Разговор c оставшимся 

Мария Карпенко поговорила с человеком, который принципиально остается в России: о том, что это ему дает и каких жертв требует взамен

28 ноября 20244859
Столицы новой диаспоры: ТбилисиВ разлуке
Столицы новой диаспоры: Тбилиси 

Проект «В разлуке» начинает серию портретов больших городов, которые стали хабами для новой эмиграции. Первый разговор — о русском Тбилиси с историком и продюсером Дмитрием Споровым

22 ноября 20246422
Space is the place, space is the placeВ разлуке
Space is the place, space is the place 

Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах

14 октября 202413016
Разговор с невозвращенцем В разлуке
Разговор с невозвращенцем  

Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается

20 августа 202419506
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”»В разлуке
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”» 

Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым

6 июля 202423585
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границыВ разлуке
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границы 

Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова

7 июня 202428891
Письмо человеку ИксВ разлуке
Письмо человеку Икс 

Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»

21 мая 202429546