15 октября 2021Кино
2616

«Возникает этический вопрос: должны ли фильмы быть красивыми?»

Скотт Барли, автор фильма «Сон объял ее дом», — о своей туманной поэтике и экопессимизме

текст: Катя Загвоздкина
Detailed_picture© Slow Film Festival 2019

«Сон объял ее дом» — медленное ландшафтное кино, собранное из тьмы и тумана, снятое на шестой айфон и похожее на хоррор-слоубернер, из которого убрали всех героев, оставив только нарастающие саспенс и тревогу (подробнее о фильме читайте тут). Катя Загвоздкина посмотрела фильм на Международном фестивале дебютного кино в Новой Голландии и поговорила с его режиссером.

— Ваши короткометражки показывали в музеях современного искусства, «Сон объял ее дом» тоже похож на видеоарт. Где для вас проходит граница между кино и видеоартом?

— В кинотеатре люди получают совместный опыт — вы с незнакомыми людьми сидите в одном помещении и видите одно и то же. И, честно говоря, мне больше нравится, когда фильмы показывают в кинотеатрах, а не в музеях современного искусства. Там их еще и смотрят не от начала до конца — люди приходят и уходят, когда захотят.

Но, прежде чем начать снимать кино, я изучал искусство, это значительная часть моей художественной биографии, и, я думаю, бэкграунд сильно повлиял на то, как я снимаю. Мне очень нравятся художники Ансельм Кифер и Франк Ауэрбах. Они работают с различными материалами — не только с краской, но и с пеплом, деревом, свинцом, маслом, ты видишь, что у их работ есть рельеф, они больше похожи на скульпторов, чем на художников. В своих фильмах я тоже пытаюсь воссоздать текстуры, тактильность — то есть действую скорее как художник, а не кинематографист.

Изначально я задумал «Сон объял ее дом» как инсталляцию в музее. Я, кстати, тогда находился в тяжелой депрессии, и работа над фильмом спасла меня. В каком-то смысле это была терапия, и я благодарен фильму за целительную возможность оказаться ближе к природе, подальше от безумного темпа городов, обратиться к более простым, но значимым вещам.

Предполагалось, что на показе фильма зрители будут спать. Реальность и сон переплетаются, и после сеанса зрители не могут различить, что они видели на экране, а что им приснилось, каждый из них получает свой уникальный опыт.

В общем, из депрессии я вышел, но выставку не сделал: у меня не было возможности, я был начинающим художником, о моих работах знало куда меньше людей, чем сейчас. А потом со мной связалась моя подруга, которая работала на VOD-сервисе, и спросила про мою работу. Тогда я и задумался о том, что «Сон объял ее дом» должен быть больше похож на фильм, а не на видеоинсталляцию: я не мог представить, что кто-то будет сидеть за компьютером четыре часа и смотреть бессюжетное кино. Я начал размышлять о последовательности сцен и связи между ними — хотя в фильме нет героев, но есть нарратив, и я постарался сделать его более концентрированным.

Кадр из фильма «Сон объял ее дом»Кадр из фильма «Сон объял ее дом»© NHIDFF 2021

— И как бы вы вкратце пересказали этот нарратив?

— Я считаю, что произведение должно быть открытым для трактовок. Каждый, кто посмотрит мой фильм, увидит в нем что-то свое, что имеет значение именно для него. Я и сам, когда снимаю кино, ни о чем конкретном не думаю. Поток сознания, образы и идеи проходят через меня — а я просто посланник, который доставляет сообщение.

— Вы упомянули тактильность и фактуры, присутствующие в фильме, влияние живописи и скульптуры. Не могли бы вы поподробнее рассказать о вашей технике работы с видеоизображением?

— Изображения в фильме состоят из многих слоев. Это не только видео, но и фотографии, рисунки. Часто они сняты в разных местах в разное время, скажем, с разницей в полгода, а потом я совмещал их.

Я хотел сделать так, чтобы кино не всегда было вписано в прямоугольный кадр, в рамку, которой ограничено изображение в кино или на телевидении. Я использовал темноту, из которой выступают различные объекты: это придает им пластику. Они возвращают свою форму, это не просто прямоугольник.

Мне нравится замечать красоту — конечно, тут возникает этический вопрос: должны ли фильмы быть красивыми? Но мне нравится, когда у видеоизображения есть особое художественное свойство, артистизм — как будто мы смотрим на живописное полотно, на картины Уильяма Тернера или Джона Констебла, на работы романтиков. Например, я люблю фильмы Сокурова, они очень красивые.

Кадр из фильма «Сон объял ее дом»Кадр из фильма «Сон объял ее дом»© NHIDFF 2021

— Видно, что вы были в депрессии, работая над фильмом, — в нем тьма поглощает все живое.

— Я хотел поднять политические и экологические вопросы, поговорить про изменения климата, антропогенные факторы. С начала индустриальной революции, а может быть, и раньше, когда сельское хозяйство развилось в огромных масштабах, люди забыли, что они — часть природы. Мы укрощаем природу, побеждаем ее — но это ужасная ошибка, по сути, суицидальное поведение.

Но в то же время я не собирался снимать пропагандистский политический фильм, в котором эти вопросы заданы очень прямолинейно. Для меня была важна поэтика — в кадре много темноты, тумана. В них есть загадка — складывается чувство, что происходит больше, чем ты видишь.

В фильме нет людей, только животные. И, я надеюсь, зрители прочувствовали это отсутствие, задались вопросом: где на самом деле мое место?

Мой новый полнометражный фильм называется «Море за ее головой» («The Sea Behind Her Head»), и он уже более открыто говорит об экологических проблемах — поднимающемся уровне океана, например. Он будет о растворении человека в природе, о потере им физического тела — то есть в каком-то смысле он связан со «Сном».

— Если человек в вашем кино исчезает, кто же тогда эта «она» из названия фильма?

— Она — это природа. Для меня Вселенная, мир — это женское начало, оно гораздо сильнее мужского, оно элегантное, красивое, жесткое — самые разные вещи соединяются в нем. Если что-то и создало весь мир, то это женщина, женская сущность.

— С 2015 года вы снимаете исключительно на айфон; почему?

— Главная причина в том, что он всегда со мной. Это дает тебе свободу: больше не нужна целая съемочная группа, ты все можешь сделать сам.

Со съемок все и началось: я ходил и снимал разные вещи, которые мне нравились, — дымку на озере, сгущающийся в оврагах туман, ночное небо, закат, оленей в лесу и лошадей, гуляющих по склону холма. Тогда у меня не было какого-либо замысла или намерения собрать из этих клипов фильм, это было что-то вроде дневника, но вместо обычных записей в нем были видео. А позже я начал замечать, что эти отрывки связываются друг с другом, между ними выстраиваются связи, — так и начал появляться фильм.

Кстати, раньше айфоны — я снимал «Сон» на шестой айфон — при плохом освещении создавали на видео шум, у изображения появлялась текстура, что мне очень нравилось: как будто невидимое становится видимым! Но потом разработчики исправили это, и новые телефоны автоматически убирают весь шум, все, снятое в темноте, выглядит как какая-то дурная акварель.


Понравился материал? Помоги сайту!

Сегодня на сайте
Разговор c оставшимсяВ разлуке
Разговор c оставшимся 

Мария Карпенко поговорила с человеком, который принципиально остается в России: о том, что это ему дает и каких жертв требует взамен

28 ноября 20244891
Столицы новой диаспоры: ТбилисиВ разлуке
Столицы новой диаспоры: Тбилиси 

Проект «В разлуке» начинает серию портретов больших городов, которые стали хабами для новой эмиграции. Первый разговор — о русском Тбилиси с историком и продюсером Дмитрием Споровым

22 ноября 20246448
Space is the place, space is the placeВ разлуке
Space is the place, space is the place 

Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах

14 октября 202413040
Разговор с невозвращенцем В разлуке
Разговор с невозвращенцем  

Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается

20 августа 202419528
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”»В разлуке
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”» 

Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым

6 июля 202423608
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границыВ разлуке
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границы 

Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова

7 июня 202428910
Письмо человеку ИксВ разлуке
Письмо человеку Икс 

Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»

21 мая 202429563