10 ноября 2021Кино
1681

Что смотреть на фестивале «Бок о бок»

Док о художнике Дэвиде Войнаровиче, «Назови меня своим именем» в Советской армии, история квир-комиксов и другие интересные находки

текст: Ксения Реутова
2 из 5
закрыть
  • Bigmat_detailed_picture© «Бок о бок»
    «Войнарович»Режиссер Крис Макким

    Дэвид Войнарович — тот самый художник, акцию которого в 2012 году повторил Петр Павленский, зашивший себе рот и вставший с одиночным пикетом в поддержку участниц группы Pussy Riot. Акция Войнаровича, проведенная в 1989-м, называлась «Silence = Death» («Молчание = смерть»). Гнев художника был направлен на американское правительство, которое замалчивало бушевавшую в США эпидемию ВИЧ/СПИДа и бездействовало, когда в стране умирали тысячи людей.

    Войнарович — идеальный персонаж для документального фильма. Его творчеству не нужны сложные трактовки. Любимые герои его работ — маргиналы и аутсайдеры, изгои прошлого и настоящего. За каждым из них угадывается фигура автора. У Войнаровича тоже была несладкая жизнь. В детстве он подвергался насилию со стороны отца, в подростковом возрасте продавал свое тело на улицах Нью-Йорка, потом рисовал картины, делал коллажи и фотографии, снимал фильмы, получил известность в узких кругах богемного района Ист-Виллидж, стал активистом, участвовал в политической борьбе и в 37 лет скончался от СПИДа.

    © «Бок о бок»

    Режиссер Крис Макким бережно собирает портрет художника из его произведений, из воспоминаний его друзей и коллег, из архивных видеороликов, а также из аудиозаписей: Войнарович обожал этот формат, он записывал телефонные разговоры, надиктовывал отрывки из своих эссе и дневников и просто делился повседневными впечатлениями. Наличие реплик от первого лица превращает фильм из обычного биографического коллажа в почти что исповедь. Ну или завещание, переданное потомкам через десятилетия. В современной России многие вещи, происходившие с Войнаровичем в 70-е и 80-е годы прошлого века, выглядят пугающе актуальными: чего стоят хотя бы нападки на его выставку «Языки пламени», которую правые консерваторы пытались закрыть за оскорбление чувств верующих.

    © «Бок о бок»

    Понравился материал? Помоги сайту!

Сегодня на сайте
Столицы новой диаспоры: ТбилисиВ разлуке
Столицы новой диаспоры: Тбилиси 

Проект «В разлуке» начинает серию портретов больших городов, которые стали хабами для новой эмиграции. Первый разговор — о русском Тбилиси с историком и продюсером Дмитрием Споровым

22 ноября 20241682
Space is the place, space is the placeВ разлуке
Space is the place, space is the place 

Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах

14 октября 20249636
Разговор с невозвращенцем В разлуке
Разговор с невозвращенцем  

Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается

20 августа 202416283
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”»В разлуке
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”» 

Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым

6 июля 202420519
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границыВ разлуке
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границы 

Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова

7 июня 202425773
Письмо человеку ИксВ разлуке
Письмо человеку Икс 

Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»

21 мая 202427113