7 августа 2014Кино
167

Секс, стекло и саспенс

Британские киноведы — о мнимых и действительных подтекстах в фильмах Хичкока

текст: Максим Семенов
2 из 3
закрыть
  • Bigmat_detailed_pictureКадр из фильма «Человек с острова Мэн»
    Чарльз Барр
    — о формуле хичкокианского сюжета и Джеке Потрошителе

    — Перед нашим разговором я пересматривал какие-то немые фильмы Хичкока и невольно вспоминал слова писателя Честертона, который замечал, что не обязательно вываливать на зрителя содержимое мусорной корзинки гения, потому что не все в ней одинаково хорошо. Думаю, вы согласитесь с тем, что, говоря о Хичкоке, мы представляем себе определенный стиль. И когда мы смотрим его ранние, немые, фильмы, то можем сказать, что «Жилец» — безусловно, фильм Хичкока, но, допустим, «Сад наслаждений» или «Жена фермера» — это фильмы молодого, талантливого режиссера, который посмотрел в свое время Гриффита или Мурнау.

    — Я бы не сказал, что Хичкок заимствовал у кого-то конкретно, скорее, он впитывал все из разных источников, чтобы сделать что-то совершенно свое. И, как правило, сложно вычленить, где он заимствовал у Гриффита, где у Мурнау или у кого-то еще. Сложно сказать, у кого что было взято. Вы смотрели «Человека с острова Мэн»?

    — Да.

    — Я не случайно спросил про «Человека с острова Мэн», потому что там есть конкретная сцена, которая заимствована из фильма Мурнау «Последний человек». Это та сцена, когда действие показано через оконное стекло, и поскольку она кульминационная, этот прием делает ее особенно драматичной. С другой стороны, стекло как бы отстраняет зрителя от того, что происходит на экране. И есть еще одна сцена, в начале, где отец разговаривает с дочерью, главной героиней, о том, что она должна выйти замуж за рыбака Питера, — эта сцена тоже показана через стекло. То есть использован определенный осознанный прием.

    То, что Хичкок заимствовал у Гриффита, — это очень простые планы, когда, например, две камеры фиксируются в одном положении и затем сцена монтируется так, чтобы чередовались изображения с этих двух камер. То есть нет особо сложных перемещений камер, и этот прием был изобретен Гриффитом до «Рождения нации» и был довольно революционным.

    — Но я говорю не только о чисто технических приемах, которые он заимствовал у американцев. Возьмем, например, «Сад наслаждений». Если вдуматься, это довольно простая, немного мелодраматичная история, склонная к морализаторству и напоминающая камерные драмы Гриффита. Мы видим двух героинь. Разумеется, Хичкок добавляет им своего колорита, но, мне кажется, любой из учеников Гриффита — не великих, а средней руки — мог бы снять похожую драму. Если убрать в сторону те приметы стиля Хичкока, которые можно там вычленить.

    — Здесь, скорее, дело в том, что Хичкок делал коммерческое кино, а у коммерческого кино совершенно определенный сценарий — либо любовная история, либо приключение. Мальчик встречает девочку — то, чем знамениты все голливудские фильмы. То есть сценарий формирования пары. Причем это у него есть и в «39 ступенях», и в «Леди исчезает», и в его других, в том числе немых, фильмах — когда на протяжении фильма формируется пара, когда незнакомые люди встречают друг друга и образуется любовная история. Причем, как правило, сюжет занимает три-четыре дня, то есть этих дней достаточно для того, чтобы сформировалась любовная пара. И Хичкок очень верно угадал эту формулу. Это именно то, что нравится зрителю, именно то, что пользуется коммерческим успехом. И потому он это всячески применял, иногда даже в преувеличенном виде делал такие клише. Поэтому можно было подумать, что он взял это у Гриффита или у кого-то еще. На самом деле он, скорее, взял это из театра.

    — Почему я говорю о связи Хичкока и других режиссеров немого кино, творивших в это время? Мне кажется, рассматривая ранний период его творчества, очень интересно вычленить, что, собственно, представляет манеру Хичкока как режиссера, и в то же время увидеть, какое место он занимал в контексте режиссеров немой эпохи. Возвращаясь к «Саду наслаждений»: почему мне вспомнился Гриффит? Гриффит, как мне кажется, был очень склонен к морализаторству. Вот мы смотрим «Сад наслаждений». Тут есть две пары — Хью и Джил, Пэтси и Леветт. И если мы посмотрим на Джил и Леветта, они явно стремятся к наслаждению. В случае Джил ее роман с князем Иваном, а в случае Леветта его роман с туземкой — эти стремления к плотским наслаждениям приводят их к моральному преступлению: Леветт убивает свою гражданскую жену на плантации, а Джил отказывает Пэтси, которая была с ней добра, то есть она тоже умирает в наших глазах, глазах зрителя. И что это — простая морализаторская мысль о том, что нужно жить правильно, или что-то, характерное для последующего Хичкока, когда сексуальное желание у него всегда чем-то осложнено?

    — Одна из восхитительных черт Хичкока как режиссера немого кино в том, что у него очень сильно развито чутье визуального ряда и он очень четко работает с раскадровкой. То есть для него всегда важны точка зрения и план в кадре. И то, чего ни у Гриффита, ни у кого другого не было, — это когда мы смотрим вокруг глазами героя, таким образом, считывая его эмоции. Этого не было ни у советских режиссеров, ни у немецких экспрессионистов, вдохновлявших его, и это те приемы, которые очень хорошо заметны в «Головокружении» — даже спустя столько лет.

    Кадр из фильма «Головокружение»Кадр из фильма «Головокружение»

    У Хичкока стремление к визуальности доходило до вуайеризма. Важность взгляда прямо подчеркивается в его кино. Например, знаменитая сцена в самом начале «Сада наслаждений», когда мужчина смотрит на ноги женщин сквозь стекло очков, или когда снят кадр сквозь бутылку шампанского. Можно сказать, что это такого рода хичкоковское извращение: не прямой взгляд, а как будто через какую-то призму. Это касается не только технической стороны, но и самого сюжета.

    Что касается «Сада наслаждений», тут все немного более сложно. Определенно есть хорошая пара и есть плохая, но почему Пэтси выходит замуж за человека, который не отличается хорошим поведением, — непонятно. То ли потому, что она такая наивная дурочка, то ли потому, что ей одиноко, то ли потому, что он ее притягивает в сексуальном плане. Это не совсем просто, поэтому сказать, что это типичная морализаторская история, нельзя. С «Человеком с острова Мэн» все еще более сложно.

    — С тем, что все тут непросто, я полностью согласен. Как мы помним, Пэтси смеется над Джил, когда та начинает молиться. Меня в свое время поразил рассказ самого Хичкока о том, что на момент съемок фильма он был девственником и даже не представлял какие-то особенности женской физиологии. И одновременно с тем (еще Трюффо обращает на это внимание) Пэтси и Джил очень напоминают лесбийскую пару. И меня поразил рассказ Хичкока о том, что в Мюнхене, где проходила часть съемок, они ходили, кажется, в гей-бар, а потом он и исполнительница главной роли наблюдали за любовной игрой двух девушек-лесбиянок. Меня поражает, как в человеке, получившем католическую выучку и абсолютно невинном, сохраняющем трепетные отношения со своей женой, могло в то же время сохраняться и это любопытство. Несмотря на всю его невинность, его ранние фильмы, если смотреть их внимательно, дышат сексом и тем, что тогда назвали бы извращением.

    — Главное здесь, наверное, умение сдерживать себя, потому что Хичкок, с одной стороны, вел очень размеренную и правильную жизнь, но, с другой стороны, чем больше он сдерживался в своей жизни, тем больше он отыгрывался в воображаемом мире, то есть в мире кино. В этом отношении понятно, почему на него большое влияние оказывал Фрейд — именно его концепт бумеранга: то есть чем больше ты сдерживаешь в себе, тем больше выплескиваешь в мире каких-то фантазий. Снимая «Сад наслаждений», Хичкок, даже будучи невинным и не имея серьезных отношений, не мог не думать, не мечтать, не воображать себе всякие любовные истории, и это все нашло отражение в фильме. Не случайно его сначала позвали на фильм, который изначально был историей нетрадиционных сексуальных отношений. Понятно, что он тут отыгрался как мог.

    Кадр из фильма «Сад наслаждений»Кадр из фильма «Сад наслаждений»

    — Согласны ли вы с утверждением, что «Жилец» — в общем-то первый фильм Хичкока? То есть, если посмотреть тот же «Сад наслаждений», в начале мы видим женщин в блондинистых париках, мы видим ноги, мы видим вуайеризм, но сама история не так уж характерна для Хичкока, в то время как в «Жильце» сходится почти все. Там есть страх перед сексом, который так или иначе испытывает главный герой. Там есть саспенс. Мы долго не видим главного героя, и Хичкок как следует готовит нас к тому, чтобы он появился на пороге и чтобы мы подумали: «Ага, он и есть маньяк!» Там есть подозрение, которое падает на невинного человека. Там есть сомнение в преступлении вообще, как было, например, в «Окне во двор». Наконец, там есть деспотичная мать, потому что именно мать, а не полицейский, аккумулирует все эти подозрения против жильца: она первая смотрит на него с подозрением.

    — Но это всего лишь второй фильм. С другой стороны, это как бы тот фильм, который действительно содержит все, что потом было в более позднем Хичкоке, то, что предопределило его более поздние работы как режиссера, потому что после «Жильца» он долгое время ничего подобного не снимал. Единственные два фильма, где вообще были убийства, — это «Шантаж» и «Убийство». И после этих двух фильмов он больше не снимал ничего похожего на «Жильца». Ближайший фильм, более-менее схожий в плане сюжета, — это «Человек, который слишком много знал», но это, скорее, поздний фильм Хичкока. Поэтому можно сказать, что «Жилец» был такой предтечей его наиболее известных поздних работ и в какой-то степени стал феноменом, потому что ранних фильмов было десять, и среди этих десяти не было ничего похожего на «Жильца».

    — А как же «Шантаж»? Там тоже есть саспенс, есть девушка, которая оказывается в беде, хотя она не совершает преступления, там есть расплата за прелюбодеяние, и там есть моральная дилемма.

    — Да, «Жилец» и «Шантаж» — это два ранних фильма, которые повлияли на все остальное творчество. И, конечно, «Убийство».

    Кадр из фильма «Жилец»Кадр из фильма «Жилец»

    — В то же время мне показалось, что «Жилец» вписывается в какую-то существующую кинематографическую традицию. В 1924 году выходит фильм немецкого режиссера Пауля Лени «Кабинет восковых фигур», в котором впервые, хотя я могу ошибаться, появляется фигура Джека Потрошителя, использованная Хичкоком. В том же году, что и «Жилец», выходит фильм Тодда Браунинга «Лондон после полуночи», где мы сталкиваемся с вампирами, с маньяками и с неожиданной, но рационалистической разгадкой в конце. Мне кажется, что это та среда, в которой Хичкок мог сложиться как режиссер. Ошибаюсь я или нет — потому что даже в «Жильце» очень сильно видно влияние немецких экспрессионистов?

    — Да, очевидно, он испытывал какое-то влияние. Хотя я не видел этот фильм Браунинга.

    — Сам фильм не сохранился — существует фотофильм. Действие тоже происходило в викторианском Лондоне, и там тоже были убийства. И, как характерно для Браунинга, главными преступниками должны были быть вампиры, которые очень напоминали доктора Калигари. Потом выяснилось, что это была банда аферистов-гипнотизеров.

    — Интересно, видел ли это Хичкок?

    — Вот это я и хотел узнать у вас.

    — Боюсь, у меня нет ответа. Когда Хичкок впервые приехал в Америку, его попросили назвать десять фильмов, которые оказали на него наибольшее влияние. Но этого фильма среди них определенно не было — и фильмов Браунинга вообще. Там были два фильма Джона С. Робертсона — «Доктор Джекил и мистер Хайд» и «Enchanted Cottage».

    Вообще Хичкок смотрел очень много, хотя в поздние годы он и говорил, что никуда не ходит и ничего не может сказать о современных режиссерах. На самом деле это не так. Он ходил в кино часто, смотрел много, и в архивах «Юниверсал» есть записки, где он просит студию показать ему современные фильмы, говоря о том, что он — один из самых частых посетителей просмотрового зала. В 60-е годы он точно ходил очень часто, потому что ему казалось, что он устарел, снимает старомодное кино и не такой современный, как Антониони. Ему хотелось как-то нагнать этот разрыв. То же самое наверняка было в двадцатые.

    — И если говорить еще о «Жильце», у этого фильма поразительное начало, которое выделяется, на мой взгляд, из всех немых фильмов Хичкока, но так характерно для его последующего творчества: он откровенно рифмует убийство девушки с рекламой шоу, то есть он в какой-то степени бросает обвинение зрителю, он бесстыдно предлагает ему наслаждаться сценой убийства. Вам не кажется удивительным, что первым успешным американским фильмом Хичкока, как считается, была «Тень сомнения», откровенно рифмующаяся с «Жильцом»? Это тоже фильм про серийного убийцу и главную героиню, которая не понимает, является ли дорогой ей человек убийцей или нет.

    — А вы читали книгу Теодора Прайса «Хичкок и гомосексуальность»?

    — Нет.

    — Подзаголовок этой книги: «50-летняя одержимость Джеком Потрошителем...» («His 50-year Obsession with Jack the Ripper and the Superbitch Prostitute…»). Есть, конечно, объективная связь между «Жильцом» и «Тенью сомнения», хотя мне второй фильм не очень нравится. Серийный убийца входит в семью и становится ее членом, но в отношении Хичкока можно сказать, что у него была просто страсть к преступлениям, криминальному миру, он отслеживал, что происходит в криминальной хронике, интересовался серийными убийствами и так называемыми убийствами в ванной, которые проходили по одному и тому же сценарию. И в каком-то смысле его фильмы были ответами на вопросы по поводу преступлений и убийств: кто является Джеком Потрошителем, как он попадает в семью, как происходило убийство. Он таким способом выражал эту свою страсть.

    — Когда мы говорим о Хичкоке и гомосексуальности, то мы говорим, скорее, о мизогинии, которая иногда очень сильно проявляется в некоторых его фильмах?

    — Ну, вообще эта книга «Хичкок и гомосексуальность» довольно смешанная. Но точно можно сказать, что у Хичкока с женщинами были очень непростые отношения.

    — О да, это видно по каждому его фильму. Давайте резюмируем: вы не могли бы тезисно сформулировать тенденции, проявившиеся во всем последующем творчестве Хичкока, какие-то характерные хичкокианские моменты, которые уже видны в его немых фильмах, но еще не бросаются в глаза?

    Это композиционные приемы, определенная цепь развития сюжета, его почерк в работе над сценарием. То, что красной нитью проходит сквозь творчество Хичкока, — это его интерес к взаимоотношениям между мужчинами и женщинами, всегда сложным, с конфликтом противоположностей. Фильм становится попыткой проследить развитие таких взаимоотношений, примирение партнеров друг с другом. Я все время вспоминаю анекдот про сценариста, которому приснился идеальный сюжет, но он проснулся и понял, что все забыл. После второй ночи он опять все забыл. И на третью ночь он положил рядом с постелью ручку, а проснувшись, прочел: «Мужчина встречает женщину». И вот это на самом деле то, о чем все фильмы Хичкока: разные вариации на тему «мужчина встречает женщину», «женщина встречает мужчину», иногда «мужчина встречает мужчину». Не случайно он интересовался в том числе гомосексуальными отношениями, например, поведением на экране Айвара Новелла или Монтгомери Клифта, которые были гомосексуалистами. И, как я уже говорил, тема извращенного секса тоже нашла отражение в «Саде наслаждений».

    — А что можно сказать о влиянии Хичкока на других режиссеров?

    — Ну, он очевидно повлиял на Брайана де Пальму. Из британцев я не знаю никого, на кого Хичкок оказал бы прямое влияние. Вообще мне кажется, что влияние Хичкока на режиссеров именно как художника кино сильно переоценено. Скорее, то, что действительно привлекало людей, — это сама идея Хичкока как режиссера, который, с одной стороны, был обласкан публикой, с другой стороны, был признан критиками. Хичкок — это уже такая ностальгия по эпохе, когда режиссер мог снимать один-два фильма в год и при этом как-то умело балансировать между коммерческими интересами студии и своими собственными художественными замыслами, при этом еще получать поддержку от студии и существовать на эти деньги. Это то, чего совершенно невозможно достичь сейчас, потому что изменилась история, изменился подход к съемкам фильма, изменились запросы у кинокомпаний. Например, почему нельзя сказать, что Скорсезе и Тарантино как-то подпали под влияние Хичкока? Они, скорее, ностальгируют по тому типу режиссера, который существовал в то время, и понимают, что они так работать не могут.


    Понравился материал? Помоги сайту!

Сегодня на сайте
Разговор c оставшимсяВ разлуке
Разговор c оставшимся 

Мария Карпенко поговорила с человеком, который принципиально остается в России: о том, что это ему дает и каких жертв требует взамен

28 ноября 20244805
Столицы новой диаспоры: ТбилисиВ разлуке
Столицы новой диаспоры: Тбилиси 

Проект «В разлуке» начинает серию портретов больших городов, которые стали хабами для новой эмиграции. Первый разговор — о русском Тбилиси с историком и продюсером Дмитрием Споровым

22 ноября 20246368
Space is the place, space is the placeВ разлуке
Space is the place, space is the place 

Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах

14 октября 202412969
Разговор с невозвращенцем В разлуке
Разговор с невозвращенцем  

Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается

20 августа 202419459
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”»В разлуке
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”» 

Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым

6 июля 202423542
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границыВ разлуке
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границы 

Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова

7 июня 202428851
Письмо человеку ИксВ разлуке
Письмо человеку Икс 

Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»

21 мая 202429511