19 сентября 2014Кино
155

Что смотреть на «Послании к человеку»?

7 тайных шедевров в программе питерского кинофестиваля

текст: Василий Корецкий, Денис Рузаев
6 из 8
закрыть
  • Bigmat_detailed_picture
    «Останки» Пьера Леона, «Фильм — это…» Густава Дойча, «Искупление» Мигеля Гомеша

    Три этих фильма, собранные из разнородных обрезков (это тоже Found Footage) игрового кино, образовательных роликов, любительской съемки и т.п., вместе составляют исчерпывающий портрет кинематографа как гибридной визуальной практики. В какой-то степени они образуют лаканианскую триаду Воображаемое-Символическое-Реальное, в какой-то — отражают традиционные функции кинокамеры: фиксировать объективную реальность, субъективный мир и, что довольно неожиданно, — самое себя.

    «Фильм — это…» Дойча — кинокаталог, напоминающий о естественнонаучно-прикладном происхождении кинематографа, в частности, об опытах художника Эдварда Майбриджа и фильмах Люмьеров. Дойч собирает библиотеку найденных образов: полеты, звук, голос, гроза, погоня, смерть, разложение, война, глаз, зрение, феерия, огонь рассортированы по емкостям «Движение и Время», «Свет и Тьма», «Инструмент и Материал», «Зеркало», наконец. Иногда разрозненные экспонаты этой кунсткамеры пытаются вступить друг с другом в нарративное взаимодействие, а камера пробует обратить свой взгляд на себя.

    Но полноценный рассказ — и полноценная интроспекция — складывается уже в другом фильме, «Останках» Пьера Леона, где образы, лишенные слова, скользят друг вдоль друга подобно частям речи и синтаксическим структурам при глоссолалии. Смысл этого нарратива все время ускользает от зрителя — вместо высказывания на экране выстраивается жутковатая, сюрреалистическая структура языка (точнее, киноязыка). Кажется, что мы присутствуем на спиритическом сеансе и вызванный нами дух — дух самого кино: сомнамбулы, видящего во сне самого себя.

    Эта тягучая, дремотная гармония нарушается экспериментом Мигеля Гомеша: его «Искупление» собрано из любительской хроники — цельной, неразрезанной, нетронутой осмысляющим монтажом. Столкновение с чужой реальностью, не поддающейся интерпретации, могло бы быть тревожным опытом. Но Гомеш впускает в картинку речь. Закадровый голос читает письма воображаемого протагониста, и вторжение языка немедленно вновь структурирует и остраняет изображение (тут фильм невольно полемизирует с Годаром, постоянно демонстрирующим гибкость и чуткость зрительского восприятия, способного распознать осмысленный сигнал даже в лавине того визуального шума, которым забивает свои фильмы режиссер).


    Понравился материал? Помоги сайту!

Сегодня на сайте
СТОЛИЦЫ НОВОЙ ДИАСПОРЫ: ТБИЛИСИ В разлуке
СТОЛИЦЫ НОВОЙ ДИАСПОРЫ: ТБИЛИСИ  

Проект «В разлуке» начинает серию портретов больших городов, которые стали хабами для новой эмиграции. Первый разговор — о русском Тбилиси с историком и продюсером Дмитрием Споровым

22 ноября 2024205
Space is the place, space is the placeВ разлуке
Space is the place, space is the place 

Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах

14 октября 20249432
Разговор с невозвращенцем В разлуке
Разговор с невозвращенцем  

Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается

20 августа 202416079
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”»В разлуке
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”» 

Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым

6 июля 202420387
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границыВ разлуке
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границы 

Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова

7 июня 202425632
Письмо человеку ИксВ разлуке
Письмо человеку Икс 

Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»

21 мая 202426970