15 октября 2014Кино
122

«Полная неправда»

Президент Музея кино Наум Клейман отвечает на интервью Ларисы Солоницыной газете «Известия»

текст: Максим Семенов
Detailed_picture© Юлия Рыженко / Colta.ru

— 15 октября в газете «Известия» появилось интервью с новым директором Музея кино Ларисой Оттовной Солоницыной, в котором она подвергает критике «протестные настроения» коллектива музея и выдвигает в ответ ряд претензий к сотрудникам и к вам лично. Как вы прокомментируете это интервью?

— Начну с того, что Лариса Оттовна нарушила нашу договоренность — до четверга, 16 октября, не выносить в печать наши взаимные претензии, пока мы не разберемся в ряде реальных или мнимых фактов, вызывающих разногласия. Именно поэтому я просил вас не размещать на сайте COLTA.RU интервью, которое состоялось у нас с вами в субботу, 11 октября. Теперь мы вынуждены начинать с реакции на ее заявления, где много неправды или той полуправды, которая опаснее лжи, как известно.

— В чем эта полуправда?

— Полуправда в утверждении, что одна часть коллектива поддерживает новую дирекцию, а другая ищет поводы для «нового недовольства». В первой — три человека: начальник Общего отдела (по сути — завхоз), бухгалтер и уборщик помещений. Во второй — весь остальной коллектив: главный хранитель фондов, все научные сотрудники, архивариусы, лаборанты.

Полуправда, что в музее нарушался трудовой распорядок, хотя в действительности «Правила внутреннего трудового распорядка» формально не были утверждены. Невозможность единого режима для всех сотрудников объясняется тем, что почти каждый научный сотрудник фондовых подразделений выполняет в нашем музее несколько функций — комплектатора, составителя каталога, хранителя, лаборанта, и тут невозможно регламентировать время пребывания в фондохранилище: приходится выезжать в киноорганизации или к частным лицам. Но если оценивать суть и объем производимой работы — и в пополнении разнородных музейных коллекций, и в их атрибуции и описании, то выяснится, что наш музей может выдержать любой экзамен по производительности. Не говорю уж об Отделе кинопрограмм — там работают ежедневно, включая выходные, до позднего вечера, но не только на «Мосфильме», где находятся фонды и дирекция, а в кинозалах, где идут наши ретроспективы и циклы и где Лариса Оттовна вообще за три месяца ни разу не появилась. Ее претензии типа «хочешь задать человеку вопрос, но его нет на месте, и неизвестно, когда он появится» относятся лишь к одному сотруднику-студенту, который попросил отпуск за свой счет у президента (ибо директора в тот день в музее не было), но не оформил это заявлением, о чем я не знал. Зато сама Лариса Оттовна довольно часто отсутствует в музее, сотрудники со своими вопросами и бумаги с текущими делами ждут ее резолюций. Возможно, она в самом деле работает по 12 часов в день — например, в Министерстве культуры (говорю без иронии — походы туда требуют много времени и терпения) или в редакции «СК-Новости».

— А есть ли полная неправда?

— Неправда, что до прихода Ларисы Оттовны штат музея только увеличивался: мы сами, во исполнение требований министерства об «оптимизации», обсудили и наметили пути сокращения штатов, рассказали об этом новому директору, и она именно это своим приказом и совершила — и вдобавок упразднила обязательную в музеях должность заместителя директора по научно-просветительской деятельности. Между тем нам остро не хватает сотрудников для выполнения уставных обязательств. И мы ставили перед министерством вопрос о хотя бы еще одной единице — по просьбе хранителя фотофонда Марианны Алексеевны Кушнировой, которая одна вынуждена описывать, оцифровывать, хранить огромные по объему коллекции, одновременно она же непрерывно подбирает фотографии для предоставления другим организациям — телевидению, прессе, на выставки, в том числе самой Ларисе Солоницыной, делавшей выставку об отце (кстати, участие Музея кино в формировании экспозиции даже не упоминалось).

Полная неправда — все, что сказано о Научно-мемориальном кабинете С.М. Эйзенштейна, в частности, то, будто я туда Ларису Оттовну никогда не приглашал. На первой же встрече с коллективом я предложил новому директору познакомиться с каждым фондовым подразделением, в том числе с реликварием на Смоленской, о котором, кстати, она как киновед и как редактор «СК-Новости» могла бы полюбопытствовать и до прихода к руководству музеем. Крупнейшие режиссеры, историки кино, культурологи, журналисты со всего мира считают своим долгом побывать в «Доме Мастера». Он пока все еще ютится в малогабаритной двухкомнатной квартире вдовы режиссера, которая завещала все свое наследство государству для будущего музея. В 1966 году Моссовет передал эту квартиру в пользование для научно-мемориальных целей Союзу кинематографистов СССР — в счет его лимитов на жилплощадь. При этом собственность на квартиру, выведенную из жилого фонда, оставалась муниципальной. В апреле 1992 года три наследника СК СССР — Конфедерация Союзов кинематографистов, СК России и СК Москвы (вместе с Госкино и с Министерством культуры) передали право пользования площадью Музею кино по учредительному договору. К несчастью, в период конфликтов между этими учредителями музея практически пропал архив СК СССР, где хранились и документы из Моссовета по квартире на Смоленской. У Киевского райисполкома, а ныне у Арбатской управы никогда не возникал вопрос о статусе квартиры, мы по сей день исправно оплачиваем коммунальные расходы. И вдруг в последнее время министерские ревизоры потребовали поставить квартиру на баланс Музея кино (и даже попробовали предъявить те же требования к тому этажу Третьего корпуса «Мосфильма», где К.Г. Шахназаров приютил фонды и сотрудников Музея кино!). И в понедельник, 13 октября, Лариса Оттовна среди прочего предложила мне подумать о таком варианте: объединить Научно-мемориальный кабинет Эйзенштейна и Библиотеку киноискусства имени Эйзенштейна на уровне Департамента культуры Москвы, а освободившуюся квартиру на Смоленской закрепить на балансе Музея кино, чтобы в ней принимать, например, иностранных гостей (чем не мини-отель?)! Она даже идею объединения якобы обсуждала с директором Библиотеки им. Эйзенштейна (Е.С. Хохлова категорически отрицает сам факт такого разговора).

Полная неправда — утверждение «Фестивали — дело для Музея кино новое». Москвичи, регулярно бывавшие в наших залах Киноцентра (среди них, кстати, почему-то не было киноведа Солоницыной), знают, сколько фестивалей в год мы проводили. И сейчас проводим: в январе — финский, в марте—апреле — итальянский, осенью — японский, были испанские и латиноамериканские фиесты, огромные фестивали шведского, французского, немецкого, индийского, болгарского кино и круглый год — фестивали кино России и бывших союзных республик. Наши музейные программы проводились во многих регионах России — в Санкт-Петербурге и Нижнем Новгороде, Перми и Норильске, Новосибирске, Владикавказе и Сургуте; а также мы впервые показывали в Москве фильмы региональных школ кино. Лариса Оттовна признает, что и программы двух заявленных на 2015 год фестивалей составлены мною, — но забывает сказать, что они были запланированы нами с Максимом Павловым на будущий год — задолго до ее появления в Музее кино.

— А что касается увольнения Максима Павлова?

— Все, что касается увольнения Максима Павлова, — тема особого разговора, который мы относим на будущее.

А вот еще одна неправда: что в Музее кино по пять часов рабочего времени обсуждают, как бы «свергнуть» Солоницыну. Откуда, от кого у нее такие сведения? Сама Лариса Оттовна на контакты с коллективом не идет и ни в каких обсуждениях не принимает участия — в том числе и тех, когда обсуждаются связанные с нашей деятельностью киноведческие проблемы. Похоже, они ее интересуют в последнюю очередь. Вообще киноведческая и музейная компетентность Ларисы Солоницыной не подвергалась конкурсному испытанию — даже приставка «и.о.» была снята почти сразу после ее назначения на должность. Между тем не «дисциплинарные строгости», а именно профессиональная недостаточность нового директора при полной самоуверенности и безапелляционности ее решений вызывает протест коллектива.

Оставляем пока за пределами разговора еще ряд проблем, которые разделили нас с новым руководством и которые не затронуты в «Известиях». Но период наших неоднократных попыток добиться взаимопонимания, увы, закончился.

Вся творческая часть Музея кино единодушно заявляет, что отказывается работать с Ларисой Оттовной Солоницыной как с директором и требует проведения конкурса кандидатов на эту должность при объективном и профессиональном жюри.


Понравился материал? Помоги сайту!

Сегодня на сайте
Столицы новой диаспоры: ТбилисиВ разлуке
Столицы новой диаспоры: Тбилиси 

Проект «В разлуке» начинает серию портретов больших городов, которые стали хабами для новой эмиграции. Первый разговор — о русском Тбилиси с историком и продюсером Дмитрием Споровым

22 ноября 20241750
Space is the place, space is the placeВ разлуке
Space is the place, space is the place 

Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах

14 октября 20249661
Разговор с невозвращенцем В разлуке
Разговор с невозвращенцем  

Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается

20 августа 202416312
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”»В разлуке
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”» 

Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым

6 июля 202420547
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границыВ разлуке
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границы 

Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова

7 июня 202425794
Письмо человеку ИксВ разлуке
Письмо человеку Икс 

Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»

21 мая 202427143