21 апреля 2015Кино
97

Труд, Фрейд, док

Новое кино Австрии (и России) в ЦДК — что смотреть в первую очередь

текст: Василий Корецкий, Максим Семенов
2 из 6
закрыть
  • Bigmat_detailed_picture
    «Великий музей» («Das große Museum») Режиссер Йоханнес Хольцхаузен

    Императрица Мария Терезия на своих портретах подносит руку к сердцу, словно говоря: «Все мое сердце — Австрии». На флаге у изящной модели корабля — дорогой механической игрушки XVI века — начертано: «Я император, я правлю этим кораблем, ни один рулевой не смеет мне помешать». Церемониальный меч, который сотрудникам музея передают дети имперского чиновника, снабжен монограммой Франца Иосифа и выкован в память о его смерти. Как только камера останавливается, в кадр начинают попадать короны, имперские Евангелия и многочисленные императоры от Карла Великого до Максимилиана I. На этом фоне сотрудники Венского музея истории искусств обедают, знакомятся с коллегами, уходят на пенсию, проводят экспертизы и реставрации, посещают аукционы и обсуждают влияние габсбургского наследия на современную Австрию.

    «Великий музей» Йоханнеса Хольцхаузена принято сравнивать с «Национальной галереей» Фредерика Уайзмена. Более того, в редкой аннотации к «Великому музею» не указано, что он вышел раньше, чем фильм Уайзмена, словно оба участвуют в некоем негласном соревновании. Однако их сходство номинально, единственное, что их объединяет, — это тема музея, которую каждый из режиссеров решает по-своему.

    Уайзмен создал гимн Лондонской Национальной галерее, где картины на стенах, пространство залов, очереди в кассу и рабочие совещания по вопросам финансирования были частью нерасторжимого единства, Хольцхаузен ограничивается работой сотрудников музея. Если для Уайзмена принципиально важно было показать работу гидов или лица людей, рассматривающих полотна Гольбейна, то Хольцхаузен увлечен невидимой простому посетителю работой армии реставраторов, историков и различных экспертов. «Великий музей» сознательно лишен бесконечных панорам выставочных залов. Даже такие звезды Венского музея, как «Сальера» Челлини, «Вавилонская башня» Брейгеля и имперские клейноды, показаны мельком и только в связи с работой реставраторов.

    Часто установка на сознательный отказ от контекста играет с Хольцхаузеном злую шутку. Его картина местами превращается в этакий туристический буклет, который вполне могли бы продавать в музейной сувенирной лавке, да и рамка фильма — реставрация и открытие Венской кунсткамеры — выбрана вполне в духе буклетной традиции. От полного превращения в череду увлекательных рекламных материалов «Великий музей» спасает специфическая австрийская рефлексия по поводу собственного имперского прошлого. Почти все показанные в фильме экспонаты так или иначе связаны с Габсбургами, а сам музей пытается не оказаться всего лишь хранилищем австро-венгерского духа. Ощущение империи без империи, невозможное в «Национальной галерее», разговоры о наследии, которое необходимо сохранить, но которому нельзя поддаться, — все это возвышает картину Хольцхаузена, заставляет вглядываться в нее пристальнее. Как ощущают себя жители республики, в кабинете президента которой висит групповой портрет императорской семьи?

    Но Хольцхаузен только обозначает проблему. Его тема — это музей, а потому вопрос одного из сотрудников музея — «Кто мы? Верные слуги эстетики императорского дома или уверенные в себе современные специалисты?» — так и остается без ответа.


    Понравился материал? Помоги сайту!

Сегодня на сайте
Разговор c оставшимсяВ разлуке
Разговор c оставшимся 

Мария Карпенко поговорила с человеком, который принципиально остается в России: о том, что это ему дает и каких жертв требует взамен

28 ноября 20247572
Столицы новой диаспоры: ТбилисиВ разлуке
Столицы новой диаспоры: Тбилиси 

Проект «В разлуке» начинает серию портретов больших городов, которые стали хабами для новой эмиграции. Первый разговор — о русском Тбилиси с историком и продюсером Дмитрием Споровым

22 ноября 20249161
Space is the place, space is the placeВ разлуке
Space is the place, space is the place 

Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах

14 октября 202415342
Разговор с невозвращенцем В разлуке
Разговор с невозвращенцем  

Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается

20 августа 202421759
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”»В разлуке
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”» 

Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым

6 июля 202425771
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границыВ разлуке
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границы 

Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова

7 июня 202431108
Письмо человеку ИксВ разлуке
Письмо человеку Икс 

Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»

21 мая 202431074