Завтра, 18 ноября, в Москве (а через месяц — и в Санкт-Петербурге) начинается 49-й Фестиваль японского кино. Программа джапфеста в последние годы обычно обильно сдобрена подростковыми фильмами по мотивам популярной манги, но среди кавайных мимими скрывается несколько образцов печального и странного кино об экзистенциальной тоске и простых способах ее преодоления (или непреодоления).
Живописная, немного старомодная драма о поисках семейной гармонии — вполне логичное и последовательное продолжение режиссерского пути Корээды. В предыдущем фильме «Сын в отца» речь шла, понятное дело, о проблемах родительства, «Дневник» же посвящен сестринским отношениям. После смерти отчима 15-летняя Судзу осталась бы совсем одна, если бы три ее старшие сводные сестры не забрали девочку к себе.
Оказавшись в новой семье, Судзу, конечно, сталкивается со старыми скелетами в шкафу — но Корээду не очень интересует грязное белье. Его метод, напротив, — возведение нерушимых башен морали, в которые не проникает и тени лукавства. Одной из центральных коллизий «Дневника Умимати» оказывается случившийся годы назад развод: настоящая драма тут — в процессе совместного переосмысления сестрами распада семьи. Союз между мужчиной и женщиной может разрушиться, дети могут поссориться с родителями. Но братья и сестры неминуемо оказываются в одной лодке. Уверенная констатация этого и становится для режиссера бесхитростным основанием семейной гармонии.