1 февраля 2016Литература
163

Феномен АИ

Александра Цибуля о романе Александра Ильянена «Пенсия»

текст: Александра Цибуля
Detailed_picture© Tesauro S.A.

28 января были оглашены итоги премии «НОС». В шорт-лист 2015 года входил и новый роман Александра Ильянена «Пенсия», однако премии не получил. Отдел литературы COLTA.RU, считая вместе с коллегами из «Нового литературного обозрения» эту книгу событием года, предлагает вашему вниманию посвященный ей текст Александры Цибули.

То, что обычно относят к прозе Ильянена, — фрагментарность, орнаментальность, дневниковый характер письма, чувственность, маргинальность (в смысле маргиналий — записей на полях, заметок, толкований фрагментов текста, комментариев — что особенно свойственно толмачам, одним из которых является автор, — буквиц, виньеток, причудливых узоров) — в общем-то характерно и для его ранних вещей, но в новом романе эти черты обостряются, актуализируются, даже эмблематизируются (становясь самопародией), а приемы обнажаются. Нельзя этого сказать разве что о чувственности — если в романе «И финн», например, мы имеем дело почти с наваждением и любовной обсессией (пусть и пестуемой и чествуемой ее носителем), то в «Пенсии» герой еще более занят собой: соблазн не навязчив, приятен. Желание рассеяно повсеместно, тотально — все попадает в его фокус. Светлый, праздничный соблазн заставляет предметы сиять. Не потому ли так подробно описаны одеяния-облачения героев, в которых они являются, как древние герои и небожители?

накануне Воздвиженья встретил на Невском Никиту в синем свитере, цветных носочках
в золотую осень встретил в синем свитере Никиту, в цветных носочках
(с. 16)

Письмо Александра Ильянена, безусловно, связано с наслаждением (наслаждением и наваждением). Интересно, что авторскую в корне восторженную одержимость вещами мира Иван Соколов в своей статье «Святой А.И.: комедиант и мученик» сравнивает с обсессивной зависимостью. Тем не менее мы знаем, что обсессия неминуемо вызывает дистресс и мучительна для субъекта. В случае Александра Ильянена можно говорить лишь о «сладком мучении» и, возможно, о понятии фетиша (например, навязчиво повторяющийся образ платья).

По мысли Ильи Кукулина, «любая цельность — это фантазм. Если цельность сознания вам нужна, то она может быть только создана заново, выработана как искусственная позиция». В этом свете фрагментарность «Пенсии» кажется максимально естественной, правдивой, человечной. Заметки-записки хотят казаться небрежными: все состоит из случайностей, пустяков, чудачеств, дурачеств. Случайности, пустяки и становятся веществом жизни.

© Kolonna Publications

Рассуждая о книге Ильянена, интересно поговорить о том, как вообще пишется книга сегодня, будь то книга поэтическая, прозаическая или, так сказать, переходное, промежуточное письмо с мерцающей (текучей) субъективностью.

В современной поэтической практике существует все больше авторов, которые пишут именно книгами, предварительно разрабатывая и концептуализируя проект. Евгения Суслова рассказывала, что видит будущий текст как ландшафт — стеклянный город (некий абстрактный рисунок всегда возникает заранее) — и наоборот: любое стихотворение при желании можно перевести в этот объем. Сначала появляется название (отдельного текста или книги), потом главное слово, обязательно что-то телесное, затем пишется непосредственно сам текст.

Поэт Наталия Азарова пишет «Календарь» как книгу гаданий, рассчитывая дни и числа, но оставляя некоторые страницы чистыми — их «можно по своему усмотрению заполнить новыми угаданными текстами или оставить пустыми» (Н. Азарова. Календарь: книга гаданий. — М., 2014. С. 5). Нельзя не вспомнить здесь о Менделееве, оставившем места в таблице для новых, еще не открытых, но должных существовать элементов.

Известно, что сам Ильянен тоже пишет книгами, как и Соснора (именно последнего он когда-то называл своим учителем). В «Пенсии» автор именует собственное производство текста ковроткачеством — «одна из моих излюбленных метафор (касательно письма): ковроткачество, когда по сантиметрам идет продвижение» (с. 156).

Метатекст, метанаррация непрерывно осуществляются повествователем. Собственно, сам роман становится романом о романе, мечтой об утопическом тексте, который мерещится, поблескивает, грезится и сбывается в разговоре о себе, в проекте, незавершенности. Роман — в бесконечности возможных путей и ответвлений, рассуждении о собственном названии и его вариациях (так, существует несколько «романов в романе» внутри «Пенсии»: «Highest degree», «La vadrouillе», «Roman roman», «sustainable design», «сёрфинг», «кастинг», «überамур», «опера Тристан Тцара и самозванцы»).

Ильянен буквально одержим названиями — их должно иметь все: вечера, речи, времена года, цветы, духи, короткие путешествия. Закавыченное имя превращает сырой объект, материал в литературу, главу романа. Можно сказать, что имя становится маркером литературности. Каждое высказывание может быть повернуто по своей оси, чтобы обрасти новыми подробностями и смыслами:

когда с госпожой Б. выходили с концерта, встретились Никита с доктором.
когда с госпожой Б. выходили из концерта, встретились Никита с доктором (и ряженкой).
когда с госпожой Б. выходили из концерта, встретились Никита и Доктор с Ряженкой
(с. 7).

Этот фрагмент напоминает бесконечный текст персонажа из «Чумы» Камю, пишущего роман про прекрасную всадницу и безнадежно застревающего на первом предложении, навсегда отчаиваясь довести его до совершенства. Находка Ильянена состоит в том, что совершенство складывается из тавтологического маразма слегка варьирующего рефрена. Персонаж «Чумы» и говорящий «Пенсии» — оба с упорством маньяка осуществляют утопический проект, но если первый непрерывно терпит крушение, то второй, производя, по сути, то же патологическое действие переписывания, продуктивен, победоносен, находчив, лукав: каждая новая порция смысла связана с любованием, умилением, новое высказывание не отменяет предыдущее, не зачеркивает, а нанизывается на него.

«Умиление» и «любование» — безусловно, категории христианские (Умиление, Елеуса — иконописный тип изображения Богоматери). Герой Ильянена роскошествует в нищенстве, участвует в «Галантных празднествах» в духе Антуана Ватто, гладит белье, слушая французское радио: совершая глажение как послушание (здесь нельзя не вспомнить Цветаеву, пишущую Рильке в письме о том, как она стирает белье в тазу). Содержит в домашнем пансионе голубчиков, живет по церковному календарю, путешествует по святым местам и посещает таинственный БДСМ-салон госпожи Б. (вообще мотив странничества, паломничества — один из ключевых в романе, он связан отчасти и с принципом непривязанности, и с литературным скольжением по поверхности жизни; отсюда возможные жанры текста: хождения? мемуары? житие?). Этот занимательный сплав может напомнить фильм Педро Альмодовара про певицу Иоланду и монахинь-героинщиц, вкушающих торт как божество Бога («Нескромное обаяние порока», 1983), где есть такой диалог:

— А для меня отведать этот торт — словно причаститься. Мне явился Иисус, пока я вкушала сироп. Он открыл мне свои раны и попросил отпить из них, будто я была ласточкой.
— Это галлюцинации.
— Благословенны такие галлюцинации, я съем немного.

Чем больше я читаю тексты Александра Ильянена, тем больше мне кажется, что феномен АИ — блестящий случай шизофазии, прилива, полноты, бесконечного письма и неистощимого монолога. Вроде разросшегося и мутировавшего пушкинского лирического отступления. Повествование Ильянена представляется мне легкой прогулкой — завораживающей, головокружительной, ироничной, пикантной — сладким скольжением по ландшафту, интеллектуальным фланерством. Он описывает жизнь богемы, состоящую из эпифаний и иллюминаций, — искусство быть праздным, легким, праздничным. Рильке во «Флорентийском дневнике» пишет: «Ты сделала меня праздничным». Книги Александра Ильянена — это литература, которая способна сделать нас легкими, праздничными, влюбленными.

Александр Ильянен. Пенсия. — Kolonna Publications, Митин журнал, 2015


Понравился материал? Помоги сайту!

Сегодня на сайте
Разговор c оставшимсяВ разлуке
Разговор c оставшимся 

Мария Карпенко поговорила с человеком, который принципиально остается в России: о том, что это ему дает и каких жертв требует взамен

28 ноября 20244857
Столицы новой диаспоры: ТбилисиВ разлуке
Столицы новой диаспоры: Тбилиси 

Проект «В разлуке» начинает серию портретов больших городов, которые стали хабами для новой эмиграции. Первый разговор — о русском Тбилиси с историком и продюсером Дмитрием Споровым

22 ноября 20246418
Space is the place, space is the placeВ разлуке
Space is the place, space is the place 

Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах

14 октября 202413014
Разговор с невозвращенцем В разлуке
Разговор с невозвращенцем  

Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается

20 августа 202419505
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”»В разлуке
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”» 

Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым

6 июля 202423583
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границыВ разлуке
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границы 

Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова

7 июня 202428890
Письмо человеку ИксВ разлуке
Письмо человеку Икс 

Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»

21 мая 202429544