«Бегство от центра — знак сегодняшней политической ситуации»

Композитор Дмитрий Курляндский о своей музыке для русского импрессионизма и посткомпозиторских практиках

текст: Екатерина Бирюкова
Detailed_picture© Олимпия Орлова

В конце мая на территории бывшей кондитерской фабрики, превращенной в культурно-деловой комплекс «Большевик», открывается частный Музей русского импрессионизма. В постоянную экспозицию войдет более 70 полотен. В качестве «визитной карточки» этой новой институции заявлен цикл «Музыкальная прогулка по Музею русского импрессионизма», который стартует с работы Дмитрия Курляндского, вдохновившегося картинами Валентина Серова, Бориса Кустодиева, Петра Кончаловского, Константина Юона и Юрия Пименова. Что все это значит, композитор объяснил Екатерине Бирюковой.

— Дошли слухи, что ты пишешь новые «картинки с выставки». Как это возможно в XXI веке?

— Я считаю, что сама идея вполне себе живая. Эту музыку я пишу для Музея русского импрессионизма, который открывается в конце мая на территории комплекса «Большевик»…

— Давай тогда сразу определим, кто такие русские импрессионисты.

— Имеется в виду импрессионизм как само явление, как особый тип фильтрации видимого. Он может оказаться свойственным очень многим художникам. Наверное, и в Средние века его можно найти. Но в данном случае все ограничивается русскими и советскими художниками.

— То есть это не завязано на определенную эпоху?

— В том-то и дело! Мне на выбор предоставили больше десятка картин, я отобрал пять. Там есть и XIX век, и послевоенная советская эпоха. Юон, Серов, Кустодиев, Пименов, Кончаловский. То есть разброс очень большой.

Одно из мероприятий в рамках открытия 26 мая — это концерт, живое исполнение того, что я написал. Мы работаем с медиахудожником Олей Кумегер, она, собственно, специализируется на «оживлении» картин и на «рисовании» поверх музыкантов. Ее идея — посадить музыкантов перед большим экраном, на который транслируется картина, сама картина, по-видимому, будет как-то «оживлена», а сами музыканты вписаны в ее интерьер или пейзаж.

А дальше музыка будет существовать уже в записи, в очень современном формате. Будет некое приложение, которое можно скачать, в нем — виртуальный гид по музею и к определенным картинам — файл со звуком, который можно тут же послушать. Каждый файл — пять-шесть минут. Картин, конечно, в собрании гораздо больше. Будет ли музей продолжать эту историю, со мной ли — это уже насколько ему покажется интересным.

Моей задачей было не приковывать слушателя-зрителя к этим шести минутам. Я должен был написать, с одной стороны, что-то завершенное, а с другой стороны — что-то, что предполагает и неполное слушание, за короткий промежуток времени дает представление о моем аудиальном восприятии этой картины. Просто иллюстрировать изображение — это было бы слишком очевидно. И много кто этим занимается, это не новость. Поэтому я для себя немножко усложнил задачу. Я рисовал звуковую ситуацию, в которой художник работал над картиной. То есть я представлял, что он слышал в этот момент за спиной.

Константин Юон. Ворота Ростовского кремля. 1906Константин Юон. Ворота Ростовского кремля. 1906

Вот, например, «Ворота Ростовского кремля» Юона. Мощная белая стена, перед ней травка, какие-то мушки. Соответственно я максимально приблизил этих мушек и деревенский пейзаж, за спиной коровы переговариваются, петухи, колокол, которого не видно, звонит, от колокола вспугиваются и взлетают вороны, при этом из храма как будто доносится какое-то таинственное храмовое пение или это просто такая гудящая акустика.

В общем, многослойная работа. Мы с саунд-дизайнером Андреем Гурьяновым, моим уже постоянным ассистентом и коллегой, делали электронные звуковые пейзажи. То есть там, во-первых, есть конкретные звуки того, что мы видим. Во-вторых, в инструментальной партии есть некая модуляция этого электронного пейзажа в акустический через подражание конкретным звукам природы. И третий слой — это собственно музыкальный материал. Где-то это мелодические аллюзии, где-то гармонические. Я не хотел уходить от того времени, с которым мы взаимодействуем визуально.

Таким образом вокруг слушателя выстраивается довольно сложное акустическое пространство, из которого он уже воспринимает картину.

Расскажу про остальные картины. Серов. «Окно». Насколько я знаю, это один из этюдов к картине, где перед окном сидит его жена. А здесь только окно. За окном — летний сад. Но я ставлю слушателя и зрителя в комнату, из которой пишется это окно. Соответственно летний сад слышен через окно в акустике комнаты. Где-то постукивают настенные часы, где-то потрескивает кресло-качалка, а в конце кто-то заваривает себе чай и ложечкой размешивает сахар.

Валентин Серов. Открытое окно. Сирень. 1886. ЭтюдВалентин Серов. Открытое окно. Сирень. 1886. Этюд

— И это все узнается на слух? Это прямо такой реализм? Или намек все-таки?

— Ты знаешь, так как перед тобой нет прямого изображения — конечно же, акустически ты это считываешь как намек. Я не думаю, что человек настолько однозначно воспримет те картинки, которые я дорисовываю.

Дальше. Кустодиев. «Венеция». Очень красивая ночная картина. Какой-то праздник в Венеции. Вдали в темноте виден фейерверк. Явно там ликующая, радостная толпа. Но рисует художник с удаленной пристани. И здесь вблизи темно, и гондолы…

Борис Кустодиев. Венеция. 1913Борис Кустодиев. Венеция. 1913

— И вода плещется…

— Конечно. Соответственно на первом плане у меня: вода плещется, гондолы постукивают о деревянную пристань, цепочки позвякивают, и где-то вдали праздник. Музыкальный ряд здесь самый очевидный — это такое необарокко. Немножко в сторону американского минимализма. Немножко в сторону Карманова. Такое что-то частями донесенное — то бас отсутствует, то гармоническое наполнение. Как будто ветром откуда-то издали…

Юрий Пименов. Афиши под дождем. 1973Юрий Пименов. Афиши под дождем. 1973

Пименов. «Афиши под дождем». Ливень, городская стена, на фоне которой проходит человек с зонтиком. Суть тут у меня простая. Я поставил художника под зонтик, и мы слушаем дождь, с разной интенсивностью бьющий по зонтику прямо над головой. И город дописываю. Где-то машины, где-то трамваи, которые рассекают мокрые мостовые. И тоже демократичный музыкальный материал — куда-то тоже к минимализму отправляющий. Но в материал дождя вписываются инструменты с довольно сложными звукоподражательными техниками, и ты не понимаешь — это действительно дождь или это искусственный, инструментально сымитированный дождь.

И последняя картина. Кончаловский. «Каток “Динамо”». Это уже 1948 год. Написано художником издалека. Но я тем не менее ставлю зрителей поближе к катку. Коньки рассекают лед, трение, скольжение коньков по льду. И из этого скольжения — как будто намек на далекий вальс. Возникает и пропадает, возникает и пропадает. Такими искрами.

Петр Кончаловский. Каток «Динамо». 1948Петр Кончаловский. Каток «Динамо». 1948

— Для тебя это нормальная авторская работа или, скажем, ее можно сравнить с тем, как раньше советские композиторы писали музыку для кино?

— Нет, мне как раз интересно было сделать самостоятельную полноценную работу. Которую можно было бы исполнять отдельно, как сюиту. Подразумевая, что картины, напечатанные в программке, все-таки необходимы.

— Давай поговорим о новых пространствах для современной музыки. Потому что как бы мы ни бились за то, чтобы наша филармония становилась все просвещеннее и просвещеннее, как бы ни вставляли новую музыку Юровский с Курентзисом в свои программы, но так получается, что все-таки комфортнее всего она себя чувствует не на традиционных меломанских площадках. Электротеатр, ЗИЛ, ЦИМ, Трехгорка, музей на Остоженке — вот ее новые жилища. Как к этому относиться?

— Знаешь, ключевое слово здесь — «биться». Да, можно биться за то, чтобы на традиционных площадках звучало больше современной музыки. Но для меня важен опыт Владимира Григорьевича Тарнопольского, говорившего когда-то, что большая часть энергии уходит на сопротивление той структуре, внутри которой ты находишься. Это глыба, которую приходится двигать. Гораздо продуктивнее создавать что-то свое, со своим фундаментом. Собственно, в 90-е этим занимались наши визуальные коллеги — вне Союза художников создавались новые музеи, новые объединения. В музыке таких независимых институций не возникло. Московский ансамбль современной музыки существовал при Союзе композиторов, Студия новой музыки существовала и существует при Московской консерватории. То есть это образования внутри старых структур. Поэтому нынешние попытки реализации собственных инициатив на стороне — это очень правильно, мне кажется, и здорóво.

— Это маргинализация?

— Хм. Ты знаешь, это маргинализация относительно большой сцены. Которая центрирована на каких-то определенных площадках. А та новая сцена, что сейчас расползается во все стороны — в разных, между прочим, городах и в разных странах, — она не имеет таких определенных и четких границ. Поэтому она гораздо шире, чем филармоническая площадка. И она продолжает расти. И есть новая, активная аудитория. Молодые люди — я сам это с удивлением недавно открыл — активно ищут чего-то непонятного, задающего им вопросы. И ищут они этого не на филармонических площадках. А в непонятных всяких местах. Наша лаборатория «Пространство перформативных практик» пользуется достаточно активным спросом.

— Откуда эти люди? Я пришла на проект «Представления» на Трехгорке, в рамках которого ты и твои коллеги представляют композиторов младшего поколения, и обнаружила очень внимательную, подготовленную публику. Это ведь не студенты консерватории?

— У меня на лаборатории музыкантов было три-четыре человека из 23. Студенты консерватории как раз на такие вещи не ходят. Они остаются в рамках филармонического пространства. Ново ли это? Не знаю. Это, конечно, рифмуется с какими-нибудь шестидесятыми в Англии, когда искусство пролетаризировалось и выходило в массы, на улицы. И каждый рабочий и крестьянин должен был уметь творчески реализовываться, вступал в скретч-оркестры и начинал играть графические партитуры. В общем, это похоже. Но здесь эта среда состоит из тонко чувствующих эстетов, посвящающих себя художественным практикам.

— Таким образом, под сомнение ставится и необходимость профессионального образования?

— Да, опять-таки повторяю, что в каком-то смысле это не новая ситуация. 60-е, Лондон. 20-е, Россия, «Симфония гудков» Арсения Авраамова, попытка деэлитаризации искусства. Музыка сложнее всего этому поддается. До какого-то момента невозможно было представить себе примитивизм в музыке, потому что она обязательно подразумевает какой-то образовательный ценз.

Сейчас на этой нашей ширящейся территории появляются музыкальные практики — я бы их назвал посткомпозиторскими, — которые включают в себя возможность участия людей без образования. Мы вместе тем или иным образом взаимодействуем со временем, как-то его структурируем через звуковые события. Соответственно все признаки музыки здесь налицо. Конечно, это не значит, что любой человек может прийти и сразу же войти в контекст. Этот вход требует подробного общения, формулирования каких-то художественных максим, ради которых мы, собственно, собираемся и с которыми мы рассчитываем иметь дело.

Володя Горлинский — я его представлял в проекте на Трехгорке — регулярно в консерватории проводит импровизационные сессии, на которые, как я знаю, приходят далеко не консерваторцы. От силы — два-три человека из консерватории. А все остальные — это те, кому интересно аудиальное восприятие действительности и себя. Это люди, у которых слух — некий рецептор, принципиально важный для них. Но у них нет, допустим, музыкального образования. Или даже если есть, то те инструменты, которые им предоставляет классическое образование, не помогают им реализоваться в своем постижении действительности через акустику. А вот эти новые практики — открытые, свободные — они дают раскрыться. И людей, которым это интересно, оказывается, очень много.

Мне кажется, это бегство от центра — а его я вижу не только у нас, но и в других странах — есть знак сегодняшней политической ситуации. Это попытка найти себя и реализоваться не в системе, а помимо системы. Вот эти разбегающиеся люди — они не то что находят новые общие идеологии, под знамена которых становятся новые массы. Нет, они себя отделяют. Вот эти непохожесть и самостоятельность принципиальны сегодня. Если еще какое-то время назад были лозунги, под которыми можно объединиться и идти вместе за или против чего-то, то сегодня я вижу исключительно момент разъединения. Эта тема в последнее время часто всплывает. Пару лет назад я участвовал в круглом столе о невозможности гимна. Я привожу в пример такого композитора Иштвана Зеленку: он к некоторым своим сочинениям дает предписание — «исполнять в одиночестве для самого себя или для очень близких людей». Искусство сходит со сцены и входит на частную территорию конкретного человека. И вот эта песенка наедине с собой или в кругу очень близких людей, мне кажется, и есть гимн сегодняшний. Причем уже не государственный, а внегосударственный. Эти частные территории есть и в Южной Африке, и в Исландии, и в Малайзии. Таким образом, home-гимн — это, в общем-то, гимн отмене границ. А в этом есть, мне кажется, серьезный политический заряд.

— Я слышала мнение, что молодые российские композиторы более радикальные, более свободные, отвязные, если хочешь, чем их западные коллеги. Потому что им, собственно, нечего терять, нет необходимости вписываться в какие-то институции — их просто не существует. Так ли это?

— По-разному. На самом деле я наблюдаю это высвобождение из-под школ, институций и традиций не только в России. Мне кажется, это сегодня глобальное явление. Сцена сегодня международная. И чем дальше, тем больше она открыта для всех. Наши молодые ребята учатся по всему миру, вписаны в контекст, звучат на фестивалях, выигрывают конкурсы. Нет сейчас разделения — российская сцена, немецкая, австрийская. Я не чувствую этого разделения. Одна из целей моей композиторской академии в Чайковском — чтобы к нам сюда приезжали учиться из других стран. Это очень важно, это то самое размывание границ.

Я не стал бы отделять нашу ситуацию от европейской. Там да, есть возможность, так скажем, легкого пути. Есть возможность сесть на грант. У нас сложнее. Но опять-таки нашим можно сесть на их грант. Никто эту возможность не отменяет. В каждой стране можно обнаружить давно сформированную школу со своей спецификой. У каждой есть какие-то институционально закрепленные центры, фестивали. И если ты более-менее ориентируешься на какую-то из существующих школ, можешь туда вписаться. Но помимо этого существуют эти свободные радикалы, их довольно много.

— То есть филармонические площадки — это все-таки не будущее современной музыки?

— Я бы так не сказал. Мне кажется, что в какой-то момент эта музыка придет и туда тоже. Я надеюсь, что она не уйдет при этом со своих «маргинальных» территорий — библиотек, музеев и оранжерей. Нет, я бы не вычеркивал большую сцену. Дело в том, что вот эти молодые люди, которые сейчас активно ходят на эти нетрадиционные территории, — они же вырастут, у них же семьи появятся, дети.

Я недавно вел мастер-классы в Сан-Себастьяне, в Стране Басков. Город с населением около 186 тысяч человек, при этом пять тысяч активных подписчиков филармонического абонемента, регулярные симфонические исполнения Хельмута Лахенмана, который сам туда приезжает, очень активная жизнь. Средний возраст аудитории современной музыки — 60—70 лет. Это вообще Европе свойственно. Но такой возраст европейской аудитории я обнаружил еще 15 лет назад, когда сам только вышел на эту сцену. И им по-прежнему 60—70 лет! Это значит, что это не те же самые люди, которые слушают современную музыку, но скоро исчезнут. Нет. Люди живут своей жизнью, в молодости ходят в клубы, потребляют там какой-то культурный продукт, и в определенном возрасте, лет в 50, они начинают расширять свои интересы.

— А с нашими это, получается, случается в 20?

— Да. И я еще не знаю, что случится с нашими в 50. Может, они придут в филармонию к Шостаковичу. Я думаю, кстати, что так и будет. Но придут они к нему с радикальным опытом активного слушания экспериментальной музыки и даже участия в ее исполнении. Это будет совсем другое слушание, совсем другой Шостакович.


Понравился материал? Помоги сайту!

Сегодня на сайте
Разговор c оставшимсяВ разлуке
Разговор c оставшимся 

Мария Карпенко поговорила с человеком, который принципиально остается в России: о том, что это ему дает и каких жертв требует взамен

28 ноября 20245245
Столицы новой диаспоры: ТбилисиВ разлуке
Столицы новой диаспоры: Тбилиси 

Проект «В разлуке» начинает серию портретов больших городов, которые стали хабами для новой эмиграции. Первый разговор — о русском Тбилиси с историком и продюсером Дмитрием Споровым

22 ноября 20246851
Space is the place, space is the placeВ разлуке
Space is the place, space is the place 

Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах

14 октября 202413331
Разговор с невозвращенцем В разлуке
Разговор с невозвращенцем  

Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается

20 августа 202419787
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”»В разлуке
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”» 

Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым

6 июля 202423860
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границыВ разлуке
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границы 

Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова

7 июня 202429156
Письмо человеку ИксВ разлуке
Письмо человеку Икс 

Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»

21 мая 202429825