20 января 2022Академическая музыка
4501

Как здорово, что все мы здесь сегодня…

XXIV фестиваль «Возвращение» закончился многоточием

текст: Екатерина Бирюкова
Detailed_picture© Ирина Шымчак

В этом году некогда молодежный фестиваль камерной музыки «Возвращение» должен бы был пройти в 25-й раз. Но 2021 год по понятным причинам был пропущен, так что, думаю, стоит напомнить основные принципы этого довольно уникального образования.

Фестиваль принципиально негосударственный. Без гонораров. За аренду зала Московская консерватория — любимая alma mater многих участников — денег не берет, но забирает себе выручку за билеты, цены на которые назначает сама. Сумма, собираемая каждый год «возвращенцами» с помощью краудфандинга, идет на буклет (традиционно славящийся большим количеством полезных сведений с некоторой долей приколов), аренду нот и т.д. Музыканты участвуют в фестивале не за деньги, а чтобы поиграть с другими такими же крутышами что-нибудь интересненькое для своей верной, практически домашней публики. Важный момент — повторять то, что уже было играно тут в предыдущие годы, нельзя, поэтому мейнстримный репертуар из фестивальных программ давно почти сошел на нет. Зато коллекции редкостей поражают воображение. А в виртуозном использовании метода «бывают странные сближенья» с «возвращенцами» не сравнится даже Курентзис.

© Ирина Шымчак

Из четырех вечеров три всегда собраны по тематическому принципу — впрочем, весьма вольно трактованному. В этом году первый концерт назывался «Доля шутки», среди шутников оказались Монтеверди, Шенберг и Лахенман. Потом были «Думы», где «Утреннее размышление о Божием величестве» Десятникова соседствовало с «Размышлением о хорале Баха» Губайдулиной и сочинением автора XIII века Филиппа Канцлера «Задумайся, человече». Третий концерт назывался «Первая любовь», тут, конечно, инициативу взяли авторы XIX — первой половины XX века. Последний — четвертый — вечер, который традиционно именуется «Концертом по заявкам» и может состоять из чего угодно, заранее волновал финальной точкой, точнее, многоточием: «Jesus' Blood Never Failed Me Yet» — это сочинение в 1971 году придумал английский композитор, контрабасист и импровизатор Гэвин Брайерс, оно предназначено для любого состава исполнителей и может быть любой длительности. Например, в 2019 году в лондонской галерее Tate Modern его играли аж 12 часов подряд.

Ответственным за компоновку программ высокой степени нестандартности, а также за разруливание непрерывных организационных аномалий в этом году был один Роман Минц без своего многолетнего напарника Дмитрия Булгакова. Значительную часть аномалий предоставила любимая alma mater, в Малый зал которой фестиваль по причине своей возросшей популярности когда-то переехал из менее вместительного Рахманиновского. Консерватория, все-таки перепутав «Возвращение» с Курентзисом, взвинтила цены и вызвала переполох среди верных, но не очень богатых слушателей. Потом, оценив перспективу непроданного зала и вняв увещеваниям, цены нормализовала, но зато впервые за 24 года почему-то запретила продавать буклеты (поэтому их раздавали бесплатно). В общем, все чаще слышатся возгласы поклонников фестиваля, что в Москве есть и другие залы.

© Ирина Шымчак

Финальный путь к Брайерсу в «Концерте по заявкам» состоял из еще пяти сочинений, демонстрирующих невероятное разнообразие камерно-музыкальной флоры и фауны, про которое только на «Возвращении» и вспоминают. Сюита «Юность», написанная 70-летним Яначеком (одновременно он писал оперу «Средство Макропулоса» сами знаете про что) для флейты (Мария Алиханова), гобоя (Павел Чередниченко), кларнета (Антон Дресслер), бас-кларнета (Антон Прищепа), валторны (Валерий Жаворонков) и фагота (Андрей Шамиданов), благоухала фирменными чешскими пряностями композитора. Концертный дуэт Пендерецкого для скрипки и контрабаса (Роман Минц и Павел Степин), датированный 2010 годом, угрюмо настаивал на возможности романтизма в XXI веке. Сочиненное веком раньше «Элегическое трио» Арнольда Бакса для флейты, альта и арфы (Иван Бушуев, Сергей Полтавский и Татьяна Осколкова) сообщало, что краше арфы может быть только арфа. «Sol-Weg» нашего современника Андрея Зеленского для девяти инструментов и двух низких бутылок имело жанровое и вполне точное обозначение «пульсация», в одну из бутылок дул сам автор. И, наконец, на недостижимой высоте сиял пламенеющий религиозный экстаз «Visions d'Amen» («Образы слова “аминь”»), такой в XX веке возможен только у Мессиана. Удивительно, что этот двухрояльный цикл был написан прямо во время войны, в 1943 году, после возвращения композитора из лагеря и после его «Квартета на конец времени». Не менее удивительно, что без подзвучки и всевозможных гаджетов рояли звучат как колокола. Две части из цикла невероятно мощно исполнили Яков Кацнельсон и Екатерина Апекишева. После этого сложно было представить что-то посильнее, но все же главное оказалось впереди.

© Ирина Шымчак

Опус Брайерса «Кровь Иисуса никогда еще меня не подводила» представляет собой закольцованную до бесконечности запись религиозной песни, которую хрипло напевает лондонский бомж. Аккомпанемент, в котором предлагается участвовать неограниченному количеству музыкантов, почти укладывается в понятие «три аккорда», и дальше все зависит от чувства локтя, ансамбля и чего-то такого, что в наше секулярное время называют сопричастностью. Для исполнения этой вещи на сцене Малого зала собралось большинство участников фестиваля (пианисты не влезли). Полутьма, синяя подсветка, включенные видеокамеры мобильных телефонов над головами слушателей — как покачивающиеся зажигалки, лауреаты международных конкурсов с тремя аккордами, усталый Минц в образе Леннона, разруливающий, кому когда вступать, как здорово, что все мы здесь сегодня собрались, неловкая, вскоре — и вполне ловкая радость песни у костра. Хорошо, тепло и грустно. И непонятно, как же это можно теперь прекратить. Но Минц постепенно уводит звук лондонского бомжа в компьютере. По очереди, как в «Прощальной симфонии» Гайдна, затихают инструменты лауреатов. Последними звучат колокольчики.


Понравился материал? Помоги сайту!

Сегодня на сайте
Разговор c оставшимсяВ разлуке
Разговор c оставшимся 

Мария Карпенко поговорила с человеком, который принципиально остается в России: о том, что это ему дает и каких жертв требует взамен

28 ноября 20244470
Столицы новой диаспоры: ТбилисиВ разлуке
Столицы новой диаспоры: Тбилиси 

Проект «В разлуке» начинает серию портретов больших городов, которые стали хабами для новой эмиграции. Первый разговор — о русском Тбилиси с историком и продюсером Дмитрием Споровым

22 ноября 20245984
Space is the place, space is the placeВ разлуке
Space is the place, space is the place 

Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах

14 октября 202412679
Разговор с невозвращенцем В разлуке
Разговор с невозвращенцем  

Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается

20 августа 202419186
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”»В разлуке
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”» 

Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым

6 июля 202423292
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границыВ разлуке
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границы 

Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова

7 июня 202428602
Письмо человеку ИксВ разлуке
Письмо человеку Икс 

Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»

21 мая 202429242