8 декабря 2021Академическая музыка
3440

«Такой английский Мартынов задолго до “Войдите”, но более сердечный, что ли»

Скрипач Роман Минц о том, что будет на «Возвращении-2022»

текст: Екатерина Бирюкова
Detailed_picture© Евгений Евтюхов

— В прошлом году впервые за 22 года организаторы фестиваля «Возвращение», один из которых — ты, решили его не проводить и, соответственно, не затевать краудфандинговую кампанию. В этом году уже не так страшно, что все сорвется из-за пандемии?

— Я даже уже забыл, какая ситуация с пандемией была в прошлом году в это время. Помню, что был момент, когда вроде бы концерты начались, но все было очень непонятно. Я сидел и думал, что сейчас начну собирать деньги, соберу, а потом нас закроют — и как я эти деньги буду возвращать людям? В этом году решили рискнуть. Вроде консерватория сказала, что в любом случае будет пускать по QR-коду. То есть меньше вероятность, что совсем отменит.

— Сейчас деньги собираются сложнее?

— Да мне кажется, так же, как и раньше. Просто у меня немножко меньше сил было сейчас этим заниматься.

— Твои развеселые посты в Фейсбуке с историями из фестивального прошлого помогают?

— Помогают в том смысле, что я как бы у людей на виду. Нарабатываешь узнаваемость. Уже сложился своего рода ритуал — люди ждут, что им что-то будет рассказано. Если я просто каждый день буду писать «мне не хватает еще 400 000 рублей», то не думаю, что это будет хорошо работать. Я же не Антон Долин, которому достаточно написать, что идет сбор, и за день собрать миллион. А на самом деле это работа. И чем дальше, тем больше она занимает сил и времени. Бывает, пишу что-то и понимаю, что эту историю я несколько лет назад уже писал.

— Как-то невесело ты про это говоришь. Какие темы в этом году будут на «Возвращении»?

— Первый концерт называется «Доля шутки». Соответственно, там будет всякий юмор и не очень юмор. Например, «Сатиры» Шенберга. Это произведение вообще-то совсем не смешное. Ну, чувство юмора у Шенберга было своеобразное. Если оно у него вообще было. Но он считал, что это смешно. Или у Хиндемита есть произведение «Увертюра к “Летучему голландцу”, исполненная плохим санаторным оркестром». Для струнного квартета.

Второй концерт называется «Размышления». От средневековой музыки, которую Данил Рябчиков будет делать, до «Размышления на тему хорала Баха» Губайдулиной.

— А о чем размышляли в Средневековье?

— Ну, там две песни, в которых говорится: «Подумай о жизни своей, ведь скоро умирать» — и тому подобное. Третий концерт называется «Первая любовь». У Рахманинова есть пьесы для игры в шесть рук на фортепиано. Были такие сестры Скалон, с которыми он тусовался на даче. И там сложно все: в одну он был влюблен, с другой переписывался. В общем, это произведение он написал, чтобы с ними обеими его играть. Начало второй пьесы он потом использовал в медленной части Второго концерта. Еще там будут Мессиан, Григ, Корнгольд; они, кстати, все женились на своей первой любви.

— В отличие от Рахманинова…

— Еще Яначек будет. Но задолго до знаменитой истории с его поздним увлечением. Из-за чего его жена была очень несчастна. У нас будет произведение, которое он ей посвятил в самом начале их общения, еще до женитьбы.

— Отвлечемся от «Возвращения». Последние несколько лет ты плотно работаешь с Московским ансамблем современной музыки. Ты и раньше был этой музыке не чужд. Но теперь ее в твоей жизни стало намного больше. Насколько это тебе комфортно? Открылись ли новые горизонты?

— Не могу сказать, что прямо открылись. Дело в том, что когда ты сам по себе, то выбираешь из всего массива новой музыки то, что считаешь наиболее достойным, фильтруешь. Но поскольку у МАСМа есть некая миссия, которая заключается в том, что все написанное должно хоть раз прозвучать, а уж дальше — как пойдет, то, естественно, удельный вес чего-то, заслуживающего внимания, гораздо ниже. Хотя, конечно, что-то я для себя новое узнал, когда в МАСМ попал. Из крупных фигур — например, Элвин Лусье, Филипп Юрель. До МАСМа я про них не знал.

— У современной музыки и публика другая…

— Я, когда много лет назад играл в ансамбле современной музыки в Англии, немало повидал такого рода публики. Когда выходишь на сцену, а в зале сидит 10 человек, прошаренных во всем этом, и ты для них играешь. То есть эта ситуация для меня не новая. Что новое и что нравится — это «Композиторские читки». Потому что во время них ты какие-то полезные вещи людям можешь сказать.

— В смысле — композиторам?

— Да, молодым композиторам. К сожалению, абсолютно логичные для меня, как исполнителя, вещи для них вообще неочевидны. Что меня каждый раз повергает в изумление. Потому что я привык, что композитор все-таки должен уметь на чем-то играть, а значит — понимать логику исполнителя. Но сегодня с этим ситуация так себе, прямо скажем.

— А что, наши молодые композиторы уже не умеют играть на музыкальных инструментах?

— Честно говоря, я не спрашиваю человека, умеет он играть или нет. Я спрашиваю: каким образом получается, что есть аккорд, в котором один и тот же звук в одном голосе написан как соль-бемоль, а в другом как фа-диез? Так, чтобы исполнитель в принципе не мог это прочитать с листа. Это неудобно. И неправильно. Это происходит, потому что они набирают ноты сразу на компьютере, наигрывают с клавиатуры, и как компьютер расшифровал, так оно и записано. И таких случаев много. И даже если умеют на каком-то одном инструменте играть, на другом не умеют. Я говорю: «Вот эту ноту сыграть нельзя». «А я посмотрел в книжке». А зачем смотреть в книжке, когда надо отловить коллегу-студента и попросить эту ноту издать. И все. Тогда сразу будет понятно, можно ее сыграть или нет.

К тому же из читок я извлек и пользу для себя — в Новосибирске ко мне подошла Карина Абрамян и сказала, что Союз композиторов готов нам помочь, если мы будем членов СК исполнять. А мы исполняем в этом году Десятникова, Губайдулину, Зеленского. Так что в этом году фестиваль пройдет при поддержке СК.

— Смешно, что Губайдулина — член СК.

— Звучит диковато, конечно. Я думаю, она просто никогда не выходила из союза и осталась там, как и все советские композиторы.

— Какие на фестивале еще будут большие ансамблевые сочинения?

— Я хочу завершить фестиваль сочинением Гэвина Брайерса. Это английский композитор, он общался с Кейджем, основал знаменитый Portsmouth Sinfonia — оркестр, где играли либо любители, либо музыканты, но не на своих инструментах. У него там и Брайан Ино играл.

Его самое известное сочинение 1971 года называется «Jesus' Blood Never Failed Me Yet». Это очень интересная вещь, там используется запись, где бездомный поет песню. И этот кусок закольцован. Он все время повторяется, а инструменты по очереди вступают с неким аккомпанементом. Длинная медленная красивая музыка. Такой английский Мартынов задолго до «Войдите», но более сердечный, что ли. Исполнять можно любым количеством участников. Ноты все прописаны, но в какой последовательности вступают исполнители — это они сами решают. Длиться она может сколько угодно. Один раз в Tate Modern было исполнение — 12 часов играли. Брайерс потом сделал версию, где ближе к концу вступает еще Том Уэйтс. Но она, по-моему, хуже. Эту вещь часто исполняют. Но у нас — так, чтобы официально, с покупкой нот — кажется, мы первые. Я рассчитываю, что большинство участников будут ее играть. Так что это будет самый большой ансамбль на фестивале.

— А как долго вы ее играть собираетесь?

— Как пойдет. Это зависит еще и от того, какой будет окончательный состав. Я его еще не знаю.


Понравился материал? Помоги сайту!

Сегодня на сайте
Space is the place, space is the placeВ разлуке
Space is the place, space is the place 

Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах

14 октября 20249328
Разговор с невозвращенцем В разлуке
Разговор с невозвращенцем  

Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается

20 августа 202415971
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”»В разлуке
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”» 

Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым

6 июля 202420302
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границыВ разлуке
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границы 

Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова

7 июня 202425535
Письмо человеку ИксВ разлуке
Письмо человеку Икс 

Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»

21 мая 202426878